Торговля обрядами 1-15

Андрей Браев-Разневский Абр
1.
Хотелось бы поднять одну очень важную проблему, о которой нигде не пишут. Не пишут и не говорят, скорее всего, потому, что не считают это проблемой. Но, тем не менее, оппоненты и враги православия часто указывают правоверным на то, что в их церкви торгуют обрядами, и им нужно дать какой-то ответ. Поскольку никто этот ответ не дал, его попытаюсь дать я. Правда, я выбрал для этого совсем неподходящий ресурс. Этот вопрос надо обсуждать в церковных журналах и газетах. А на Прозе Ру мало кто из православных бывает. Но у меня нет доступа в церковные газеты и журналы, поэтому я буду сливать информацию сюда. Кто-нибудь, да прочтёт.
.......
2.
Говоря, что церковь не отвечает на заданный вопрос, я допустил некоторое преувеличение. Обычно представители духовенства говорят: если мы не будем торговать обрядами, то нам нечего будет есть. Аргумент этот весьма весомый, но, с точки зрения логики, таким же образом может оправдаться и любой исламский террорист: я убиваю других, чтобы прокормить свою семью. Нет, так не годится, это не аргумент. Я не оправдываю торговлю обрядами и считаю, что она наносит вред авторитету Церкви. А, как мне кажется, главная цель, поставленная перед церковным сообществом, это зарабатывание авторитета. И, как мне кажется, авторитет у церкви сейчас очень низкий. При этом, по некоторым данным, сейчас 4% населения России являются православными, что есть очень хороший результат, но уровень ,,православности,, этих людей, мягко сказать, не велик. А как же мозговой центр РПЦ планирует повышать духовность этих 4% людей? Есть какой-то план?
........
3.
Говоря о торговле обрядами, я ни в коем случае не осуждаю торговлю предметами культа и книгами. Иконы, кресты, кадило, и прочие предметы продаются за деньги, и это, я считаю, вполне законно, так как любой материальный предмет имеет свою материальную же ценность, поскольку в нём заключены расходы на материал, труд и логистику. Кусок дерева надо вырубить в глухом лесу, затем поместить на месяц в специальный раствор, затем высушить и сделать из него крест. Разве всё это должно быть бесплатно? Я представляю, как в храм входит бомж и говорит: дайте мне трёхкиллограммовый золотой крест бесплатно!
......
4.
Также со стороны неверующих часто слышатся упрёки в том, что Иисус в своё время разогнал торговцев, но прошло 2000 лет, и вот опять в храмах идёт торговля. Это говорят люди, которые невнимательно читали Евангелие. Иисус разогнал торговцев не в храме, а на внешнем дворе. Внешний двор предназначался для молитвы. Вместо молитвы там шла торговля. Сейчас для молитвы предназначен большой зал в храме, а отдельное помещение, где торгуют свечами, не предназначено для молитвы. Вот если в главном зале, где идёт богослужение, будет происходить торговля, то тогда я буду первым, кто воспротивится этому.
....
5.
Сейчас в храмах обряды, в основном,  платные. Крещение стоит 1500 рублей, столько же отпевание и венчание. За деньги продаются требы, молебны, соборования, и так далее. Общаясь по интэрнету с различными священниками, я задавал этот вопрос, и один из них ответил: в нашем приходе с самого его основания никогда ни один обряд не продавался. Один из самых известных священников России, Головин, прямо и открыто говорил, что обряды должны быть бесплатные. Точно не помню, но кажется, это был он. Другие священники лукавят, и говорят, что у нас обряды бесплатные, а цена за обряд это добровольное пожертвование. И что любой человек, поговорив со священником, может получить все церковные услуги совершенно бесплатно. Но мне даже не хочется разбирать подробно суть этого обмана. Обряд либо платный, либо бесплатный. Третьего не дано.
..........
6.
Изначально, в первые века, все обряды были бесплатными, так как была эпоха гонений. После революции, когда убивали за веру, все обряды также были бесплатными. Но в более спокойные и ,,жирные,, времена уже на каждом обряде стоял ценник, и тот, у кого не звенели рубли в кармане, вынужден был проходить мимо. Один из священников на ютубе открыто говорит: мы никогда не берём деньги со своих, потому что хороший христианин часто посещает храм, общается со священником, и у нас не повернётся рука стрясти с него 1000 рублей. А деньги берём мы с чужих, тех, кто с нами не знаком, кто редко бывает в храме, и, по сути, он мирской. Если эти люди не хотят вести нормальную духовную жизнь, то пусть хотя бы деньги платят. Такое фэйспалмовое заявление мне тоже лень комментировать. Здесь и так всё ясно. Я уже говорил, что церковь дэградирует, и дэградирует очень сильно. Достаточно включить ютуб и послушать несколько священников, как на тебя обрушится лавина бредовых идей.
.......
7.
Если кто-нибудь, уловив мысль, что обряды должны быть бесплатными, скажет: а что ты предлагаешь? то я сразу бы ответил, что я не предлагаю ничего. Есть такая убеждённость, что всякая критика должна быть конструктивной, но я с этим не согласен. Критика не должна быть конструктивной. Многие верят в принцип: критикуешь? - предлагай! Эта поговорка растиражирована по всей России, и все её поддерживают. Но это их личное дело. Я не считаю, что всякий, кто осуждает что-либо, должен непременно предложить и выход. Матрос, который находится в трюме корабля, заметив течь, вовсе не обязан предлагать решение. Его задача в том, чтобы сообщить о течи. Если же считать, что критика должна быть конструктивной, то тогда, если кто-то, собравшись что-либо раскритиковать, и не имея готового решения, выходит, должен молчать? Как тот же матрос, который заметил течь? Матрос, наверное, знает, что нужно делать, но если это простой пассажир корабля, то он может и не знать. Как мне кажется, саму фразу ,,конструктивная критика,, придумали специально для того, чтобы этой критики было меньше. Критика не нравится разгильдяям, которые поставлены сами собой, чтобы руководить государством. Они руководят им с целью личного обогащения, и критика их всегда раздражает. Поэтому-то они и придумывают способы подавить критику, причём таким образом, чтобы критикующие подавляли сами себя. Когда в стаде баранов появляется один, который говорит: друзья! зачем вы слушаете пастухов! - то тут же все остальные бараны готовы разорвать на части этого выскочку. Пастухам и управлять-то не надо, бараны сами справляются. Если же один баран напишет в интэрнет, что ему не досталось воды у водопоя, то тут же другие ответят: значит ты лох, сам виноват, а пастухи ни при чём. Не ной, а умей расталкивать других, пробивайся, и первым будь у корыта!
.....
8.
Можно заметить, что в некоторых монастырях существует обычай читать молитвы за деньги. В монастырь приезжает некий человек, у которого большое горе. Допустим, у него жена ушла к кришнаитам. И он оставляет миллион рублей, чтобы монах целый год читал молитвы о её возвращении в лоно православия. Такое я тоже осуждаю, но замечу, что такое поведение человека, который отдал миллион на монастырь, всё же лучше, чем если бы он этот миллион спустил в казино или на расширение жилплощади. Было бы лучше, если бы человек тайно пожертвовал деньги в монастырь и попросил монахов молиться о его жене без всяких условий, и не год, а сколько они сами захотят. Но это моё личное видение.
.......
9.
Говоря же о том, что в храмах продаются обряды за деньги, я осуждаю это, и вижу от этого не пользу, а вред, наносимый престижу церкви, в которой состою и сам. Атэисты и прочие внешние люди получают повод говорить: да какой дурак может состоять в продажной церкви? Там же всё за деньги! А простые прихожане отвечают: заткнись, несчастный, так и должно быть. Мы принесём свои скудные пенсии и пособия и отдадим в храме. А внешние только и потешаются: ну и лохи, сами-то кожа да кости, а духовенство чем-то напоминает жирных котов. Сравнивая попов с жирными котами, весь этот негатив переносится и на меня. Я не священник, но атэисты осуждают и меня, считая, что я одобряю всё, что происходит в церковных кругах. Продолжая находиться в лоне церкви, как они считают, я тем самым беру на себя ответственность за всё, что там происходит. По их мысли, я смогу стать ,,чистым,, только тогда, когда выйду из церковного сообщества и открыто объявлю об этом. Но это всего лишь их личные хотелки и заблуждения. Я отвечаю только за себя самого, и никак иначе. Церковное сообщество, конечно же, дэградирует, но всё, что находится вне церкви, дэградирует ещё больше. И там, во внешнем мире, также никто не отвечает за других, а только каждый сам за себя.
......
10.
Если рассматривать все виды отношений между людьми, то их можно разделить на три типа. Первый тип отношений - враждебный. Со врагом не может быть никаких дел и общих интересов. Здесь более подробно останавливаться не будем. Второй тип отношений - торгово-кассовый. Если в моём доме протекает крыша, я могу нанять ремонтную бригаду и договориться об оплате. И третий тип отношений - дружественный. Когда я могу что-то сделать полезное своим друзьям, без всяких условий, и они тоже могут сделать что-то для меня. При этом между друзьями могут быть также и торгово-кассовые отношения, которые не мешают дружбе. К примеру, если мой друг сапожник, то отдавая заказ, я плачу ему деньги за работу. Но, когда речь заходит о нематериальных вещах, то начинаются дружественные, то есть, бесплатные отношения. К примеру, я могу предложить сходить на рыбалку, и брать деньги со своего друга я не буду. При этом, конечно же, бывает, что хорошие друзья помогают друг друг материально. Например, один может другому вскопать огород и не взять за это ни копейки. Но, если это не произойдёт, то это не будет являться препятствием для дружбы. Главный признак дружбы - это когда один тратит своё время на другого. Вот если за истраченное время начинают брать деньги, то это уже не дружба. Церковные обряды это, в основновном, и есть истраченное время, и за это берут деньги. Хотя не везде и не всегда. В 1999 году я был в Новосибирском Александро-Невском Соборе, который расположен на углу улиц. Крещение там было бесплатное. Нужно было только купить дешёвый алюминиевый крестик за 10 рублей.
.......
11.
Дружба - это такие отношения между людьми, когда никто не берёт деньги за нематериальные услуги. Точно также церковь должна быть сообществом друзей, где никто не берёт деньги за нематериальные услуги. Но, естественно, если в церковь приходит посторонний человек, который не-друг, то священник имеет право отказать ему в проведении крещения, отпевания, или венчания. Это то же самое, что и отказать постороннему человеку в походе за ягодами или грибами. Он нам не друг, так почему мы обязаны с ним идти за грибами? Мы имеем право не захотеть. И уж тем более, не желая отправляться в лес, допустим, на отдых, мы не должны принуждать себя делать это, взяв деньги с него за то, что мы не хотим идти в лес.
......
12.
Мне возразят, сказав, что в церкви нет такого слова ,,хочу,, или ,,не хочу,, здесь работает принцип ,,надо,, К примеру, считается, что нельзя просто так отказать человеку в крещении только потому, что ,,мне не захотелось,, Если человек подготовлен ко крещению, то его обязаны крестить. Но в таком случае, если человек полностью готов, то он, по сути, уже духовен, он свой, и его готовность ко крещению находится в соответствии с желанием священника его крестить. Священник хочет его крестить, потому что чувствует, что он готов. Значит, священник крестит и выполняет другие обряды потому, что хочет их выполнить (совершить). Следовательно, мы должны признать, что священник делает всё исключительно только по своему желанию, а не через силу. В таком случае, следуя логике, мы должны признать, что принцип ,,хочу,, в церкви должен быть определяющим. Не должно быть никаких ,,обязан,, и ,,должен,, Церковь должна быть сообществом друзей, где никто ничего не должен и всё делается добровольно и с желанием. Иного быть не должно! Никаких торгово-кассовых отношений!
.....
13.
В то же время остро встаёт вопрос и о том, как обеспечить духовенство всем необходимым и откуда брать деньги на содержание приходов, благотворительность, строительство храмов и миссионерство. Прежде, чем начать решать вопросы о финансировании церкви, нужно разобраться, как работает церковная бухгалтерия в данный монет. Откуда приходят деньги, и куда они уходят, и в каком количестве. Но здесь встаёт проблема, поскольку церковь свои бухгалтерские процессы не афиширует. Принято считать, что деньги приходят от анонимных спонсоров, то есть, богатых людей. Больше никакой информации нет. Хотя где-то просочилась информация, что у московских священников есть оклад, и получают они очень мало, 30-40 тыс. рублей. Но в целом по России публикуются брошюры и есть открытые выступления, где этот вопрос как-бы рассматривается, но ничего конкретного там не сказано. Всё очень расплывчато и аморфно. Один священник даже снял видео, как он вынимает из церковного ящика деньги, и куда они потом идут. Но мне показалось нереальным, чтобы за одну службу в сельском храме выручка составила 10.000 рублей. Люди на селе так хорошо не живут. Итак, мы пока что не знаем, откуда в РПЦ берутся деньги, и на что они расходуются. В таком случае, если бухгалтерия не прозрачна, то внести в неё какие-то корректировки невозможно. И, если мы начнём воплощать принцип ,,церковь с человеческим лицом,, то решить вопросы с финансированием мы не сможем до тех пор, пока бухгалтерия РПЦ не стане прозрачной.
.......
14.
Можно предположить, что приходы содержатся на деньги, взятые от платных обрядов, а строительство храмов финансируют богатые спонсоры. В таком случае, если сделать обряды бесплатными, то откуда взять деньги на содержание священника? Лично я не знаю. Следует ли отсюда, что надо оставить всё как есть? - Не думаю. Если церковь, ради самого её существования, жертвует своим авторитетом, то она становится объектом насмешек и анти-церковью. То есть, пародией на саму себя. Такая церковь не нужна. Если бы церковь принимала добровольные пожертвования, пусть даже очень большие, никаких нареканий не было бы. Но когда церковь требует от человека деньги за свои услуги, то она превращается в контору ритуальных услуг. То есть, это уже не церковь, а чисто светская организация, с уклоном в мелкий бизнес. Но зачем нам светская организация? Ведь она не только не приносит пользы, но ещё и вредит. Всякий человек начинает думать, что это и есть представительство Бога на Земле. И Бог требует от нас деньги. А это порождает неверие и атэизм. Получается, что каждый из нас, приходя в храм, уже тем самым провоцирует неверие и атэизм. В каком-то смысле мы все работаем на дьявола. Я уверен, что бесплатная церковь нисколько не отвратит от веры, даже наоборот, привлечёт к ней. Надо всего лишь издать указ о наказании за платный обряд. То есть, платить за крещение или отпевание можно, но лучше сделать это при помощи ящика, который стоит в каждом храме, и сделать это так, чтобы это было действительно пожертвование, а не взнос. Человек может внести любую сумму денег, или не внести ничего, и желательно, чтобы это всё проходило втайне. Не так, чтобы перед крещением человек показывал купюры священнику и опускал их в ящик.
.........
15.
Если невозможно никак содержать храмы и священников, то можно собираться в обычных залах, читать молитвы и проповеди. И от такой церкви будет гораздо больше толку, чем от нынешней, в которой работает торгово-кассовый принцип. Не нужно говорить, что я предлагаю упразднить духовенство и закрыть храмы. Я этого не говорил. Но, если, отказавшись от обрядов, мы окажемся финансовыми банкротами, то я одобряю такой исход дела. Если не будет денег на ремонт и отопление храма, то можно вести служение и в холодном храме с облезлыми стенами. Но очевидно, что в любом случае духовенство никуда не исчезнет, хотя может и сократиться раз в 10. Меня нисколько не пугает такой исход дела. И я ни в коем случае не говорю, что именно так и будет. Я надеюсь, что решение будет найдено, но в то же время готов и к худшему. Если у кого есть мысли по данной теме, прошу к диалогу.

.......

13.07.21