Старость, блин... старость или СБС. Гл. 8

Валерий Ростин
                Не старость, а супер-взросление…

           « Мы уходим а красота остаётся. Ибо мы отправляемся к
           будущему, а красота есть вечное настоящее».
                Иосиф Бродский
   
   Эта глава о периоде жизни после 70-ти лет, про которые Юрий Кукин написал ещё в 1963 году:
«…Тридцать лет-это время свершений,
Тридцать лет-это возраст вершины,
Тридцать лет-это время свержений
Тех, что раньше умами вершили.
А потом начинаешь спускаться,
Каждый шаг осторожненько взвеся:
Пятьдесят-это так же, как двадцать,
Ну а семьдесят - так же, как десять…»
Нет, я, конечно, не хотел бы, чтобы в семьдесят, мой разум был как у десятилетнего ребёнка, поэтому стараюсь сделать всё, чтобы тренировать мозги, чтобы они не старели вместе со мной.
 И вообще, раз наша любимая Государственная дума, а потом и наш Президент, подняли пенсионный возраст у мужчин и женщин, значит они верят в нас, и мы ни за что не должны их подвести.
   Поэтому, давайте старики дольше жить!
 Потому, что я лично считаю старость – периодом структурирования и передачи жиз-ненного опыта, поиска хобби и увлечённости внуками.
  Ведь общение с друзьями и знакомыми в период старости в основном строится вокруг взрослых детей и внуков, в общем, круг общения сужается.
 В старости главный кризис – кризис индивидуального существования и идентичности.  И часто бывает так, что признаки старости раньше замечают окружающие люди, чем сам человек.
  Физиологическое старение им самим долго не признаётся, так как происходит постепенно и остаётся незамеченным. Осознание старения может стать неожиданным, например, при встрече с ровесником или другом детства. Это называется эффектом зеркала.  И осознание того, что ты действительно старик, нередко шокирует человека.
  Советов, как отодвинуть старость, и не чувствовать себя стариком, много. И чаще всего их дают люди, которые в ней ни хрена не понимают.
  Мне 75 лет, и я считаю, что для успешного преодоления кризиса нужно осознать и признать изменения тела и составить цельный образ жизни и Эго: прошлое, настоящее и скорое будущее. 
  Нужно, постараться сохранить личностную цельность можно только приняв старение, новое «Я», мысль о смерти и найдя новое дело, поддерживая социальные контакты с молодым поколением.
  Старикам важно и интересно передавать свой жизненный опыт. Им нужно чувство причастности к жизни.
  И если это не получается сделать личным общением – пишите, как это делаю я уже двадцать лет, в надежде, что мой жизненный и военный опыт, полученный за время службы и во время боевых действий в Афганистане, кому-нибудь будет интересен. Пусть это будут стихи, рассказы, повести или романы – пишите.
  Когда тебе за семьдесят, то очень важно не прекращать активную жизнь. Продуктивной концепцией преодоления кризиса является направление внимания и интереса на новое дело, установление дружеских отношений, сохранение контроля над окружением, расстановка приоритетов на спокойную, созерцательную жизнь, регулярная познавательная активность и мыслительная деятельность.
Важно продолжать стремиться к самообразованию, творческой самореализации.
     Сейчас, многие современные пенсионеры активно осваивают интернет и самореализуются через него или по старинке объединяются в реальные клубы по интересам. Нужно найти средства продления активной и полноценной жизни, но они всегда имеют субъективный характер.
  Но самое главное, когда муж и жена одного возраста, дожили до старости и стареют вместе, тут важную роль, конечно, должен играть мужчина.
 Понимая, что моя жена очень переживает, период своего старения, значительно больше, чем я, однажды, ещё десять лет тому назад, вроде шутя, сказал ей:
 - Знаешь моя дорогая, как повернуть время вспять? Если мы с тобой оба принимаем себя такими, какими нас создала природа, не выискиваем в себе недостатков, довольны собой и своей жизнью, получаем удовольствие от того, что делаем и чем занимаемся, то тем самым, сами себе продлим молодость.
 А если мы не пытаемся назло всем останавливать коней и входить в горящие избы, не живём с целью кому-то что-то доказать, переубедить, взять на себя больше, чем это возможно, мы спасаем себя от преждевременного старения.
  Поэтому, ты должна жить с позиции разумного эгоизма: любить себя, но и меня, конечно, иначе я без тебя погибну.  Ты должна заботиться о себе, не забывать о том, что, правильный образ жизни, сбалансированное питание, отдых, путешествия, хобби, это не пустые слова, а то, что поможет тебе оставаться на плаву, быть интересной, развиваться, поддерживать хорошую физическую форму, дарить хорошее настроение и долгие годы жизни.
 Ты моя дорогая, как раз относишься к той категории женщин, которые медленно ста-реют и всегда выглядят счастливо.
 Если твоя жизнь, как и раньше насыщена событиями, и ты к этому регулярно сама прикладываешь руку, то ты не думаешь о старости. Ты просто живёшь и наслаждаемся отмеренным тебе временем.
Всё дело в том,что старость отступает тогда,когда у человека есть, чему посвятить свою жизнь, когда у него есть увлечения, желания, цели и задачи, которые он перед собой ставит.
    А если на себя, свою внешность, свой образ жизни махнуть рукой, ничем не интересоваться, просто доживать свой век, то ты сама не заметишь, как быстро состаришься и не узнаешь себя в зеркале.
 Мама твоя дожила до 89 лет, и тут с генетикой, не поспоришь, но твои горящие глаза,  подвижность, чувство юмора, хорошее настроение и желание жить - помогут   и тебе тоже замедлить старение организма в целом и дожить до её лет.
   Она внимательно выслушала меня, засмеялась, а потом сказала:
  - Ну, хорошо, я доживу до возраста мамы, до 89 лет. А ты, что уйдёшь раньше? Нет, я так не согласна. Давай жить и стареть вместе.
 На том мы и порешили. Теперь стареем вместе…
                12 июля 2021 года