Три свободы или как не остаться в клетке

Алексей Куклин
«Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и позна;ете истину, и истина сделает вас свободными». (Иоанна 8:32).

Диалог Иисуса с иудеями. Ключевой вопрос – «свобода». Иисус выдает готовый рецепт: нужно познать истину, и это сделает людей свободными. Кому обращает Иисус эти слова? «К уверовавшим в Него иудеям». Иудеи увидели в Нем Миссию и уверовали в Него. Но, вероятно, быть верующим еще не значит быть свободным, а стать свободным невозможно без познания истины. Соответственно вера в Бога, даже в Иисуса Христа, как спасителя, не дает свободы автоматически, нужно познать истину, приложить усилие, что-то сделать, исполнить свою часть в Божьем плане. К сожалению, иудеи не то что не проявили заинтересованности, ведь могли бы и спросить: «А что за истину нужно познать, чтобы обрести свободу?» Напротив, они вовсе не считали себя несвободными. Основанием, они считали своё происхождение: «Наш отец Авраам», (Иоанна 8:39), потом, что сам Бог (Иоанна 8:41). Когда аргументы закончились, они объявили Христа одержимым бесом. (Иоанна 8:48). Иисус терпеливо рассматривает все нелепые возражения иудеев и подводит к тому, что и Авраам, и Бог, на родство с которыми, они так уповают, указывают на Него, на Иисуса Христа, Сына Божия.

Но оставим на время истину, которая, несомненно важна, но является средством, чтобы нам достичь цели, а именно, свободы. И поразмышляем о самой цели. Что это, свобода? Из чего складывается? От кого зависит, чья это зона ответственности, наша или Бога? Чем ограничивается? Может в христианстве она такой же миф, как и в светском обществе?

Иисус терпеливо объяснял иудеям, что главная причина несвободы – грех, и что «всякий делающий грех – есть раб греха», и того, кто явился первоисточником греха. «Ваш отец — диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего». (Иоанна 8:44). Цель, к которой нас направляет Христос, это обретение свободы от греха и всего, что с ним связано. И вроде бы всё понятно, чтобы обрести свободу нужно избавиться от греха. Всё просто, нет греха - есть свобода. Вот и апостол Павел говорит, что мы были рабами греха, а стали рабами праведности. (Рим.6;17,18). А можно рабство праведности, назвать свободой? Если слова Павла рассмотреть без контекста, то как-то, «нет». Ну какая же это свобода, когда прямо написано «раб праведности». Да и когда ты понимаешь, что для того чтобы быть праведным, ты должен постоянно что-то делать хорошее, и не делать плохого, причем любой промах, (с греческого - грех) возвращает тебя в первоначальное состояние рабства греху, то какая уж тут свобода. Контроль, напряжение, самоосуждение. Только вот, об этом ли говорил Павел? К этому вернемся.

Так что же считать свободой? Многие считают, что её не существует, а есть только смена зависимостей. Может для кого-то и так. А если раб, получивший свободу, желает продолжать служить своему господину добровольно, этим он вновь порабощает себя? Или возможность сделать выбор, это и есть свобода?

Предлагаю, пока, глубоко не копая, взять за точку отчета, то ощущение, переживание, что мы испытали в момент, когда уверовали в Христа и приняли спасение. Ощущение счастья, радости, освобождения. Что это? Свобода? Иллюзия свободы? Медовый месяц? Чтобы это ни было, но никто не будет спорить, что это было прекрасно. Вспомните и зафиксируйте, пожалуйста, к этому вернемся.

Размышляя о свободе, часто в нашем сознании она ассоциируется со спасением, и это правильно. Хотя на практике спасение не всегда приводит к свободе. Это, как прощенный преступник, которому не рассказали, что двери тюрьмы открыты, и он свободен, так и провел всю жизнь за решеткой, просто потому, что не узнал истину. Или же сказали, но он не поверил. Он поверил, что его простили, помиловали, но чтоб освободить… «Это слишком хорошо, чтобы быть правдой». И всю жизнь он сидит в клетке, из соображений, что уж последствия своих грехов, «свой крест», он должен нести сам.
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него». (Иоанна 3:16-17).
Иисус Христос на кресте понес наказание вместо нас, мы не попадем на суд, наши грехи прощены, нам дарована вечная жизнь. Уверовав в это, мы обрели свободу не бояться наказания, вечного осуждения, свободу прощения и принятия. И это замечательно, это лучшее и самое важное, что может произойти в жизни человека. Назовем это «свободой прощения».

На этом хорошие новости не закончились, «медовый месяц» продолжается.
Свобода – это только лишь прощение?
После креста произошло ещё очень важное действие.
«Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего». (Рим. 4:25).
Иисус воскрес для нашего оправдания. На том суде, на который мы с вами не попадем, благодаря Иисусу, нам был вынесен оправдательный приговор. Это не то, чтобы нас простили и отпустили, и вот мы, прощенные грешники бредем по этой грешной земле до первого искушения, с переменным успехом сопротивляясь или поддаваясь греху.
Нет!
На том суде нас не просто простили, нас оправдали. Оправдан – это значит, не виновен. Прочувствуйте, что сделал Иисус. Вот мы сидим в клетке для обвиняемых, наша вина доказана, да мы и сами знаем, что достойны наказания, смерти. В глубине души надеемся на снисхождение, ну хоть немного милости, может не смерть, может пожизненное, а может 15 лет... Про помилование, прощение, даже не мелькало и мысли, мы то знаем, что натворили... И вот, приговор…. Кулаки сжаты, губа прокушена, глаза зажмурены…. «ОПРАВДАН!»
Что такое?
Как это может быть?
Не виновен?
Вибрации подбородка перемешали все мысли и чувства, слезы по щекам, по спине мурашки.
Да ведь, я даже милости не заслуживаю!
Открывают клетку, выводят за руку, извиняются, называют товарищем... Не «тамбовским волком», а товарищем! Не прощенным грешником, а праведником.
Что, после этого, мы начнем упираться и настаивать на своей греховности и недостойности, или примем свой новый статус?
«Но ныне, независимо от закона, явилась правда (праведность) Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда (праведность) Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия» (Рим. 3:21-22)
Бог облек нас в Свою праведность через веру в Иисуса Христа. Мы освящены, новая природа, новый дух, мы святы и праведны, как Иисус, грех не имеет над нами власти! Ух, захватывает дух! Да, свобода, она такая. Назовем её «свободой освящения».

Но и это еще не всё. Давайте вспомним, что грех принес Адаму.
1. Смерть, отлучение от Бога.
2. Зависимость от греха.
3. Проклятия, последствия греха.
С непослушанием Адама, в жизнь человечества, в нашу с вами жизнь все эти три пункта вошли неделимым целым. С грехом пришла смерть, зависимость от греха и все проклятия греха.
А что пришло к нам через Иисуса Христа?
Мы уже рассмотрели:
1. Свобода прощения. (вечная жизнь)
2. Свобода освящения. (праведность)
А что с освобождением от проклятий греха?
Ну это слишком хорошо, чтобы быть правдой. От этого нас Христос на кресте не освободил. Мало того, Он даже Сам посылает нам болезни, всякие несчастья, даже смерть, чтобы нас наказать, сделать лучше и святее.
Действительно ли это так?
Ведь, даже Ветхий завет полон обещаний и примеров того, как Господь избавлял свой народ от проклятий, являющихся следствием греха, когда Израиль служил Ему и проявлял верность.
«Служите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб твой и воду твою; и отвращу от вас болезни. Не будет преждевременно рождающих и бесплодных в земле твоей; число дней твоих сделаю полным.» (Исход 23:25-26)
«И до старости вашей Я тот же буду, и до седины вашей Я же буду носить вас; Я создал и буду носить, поддерживать и охранять вас» (Исаия 46:4)
«А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его…» (Малахии 4:2).

Что мы видим?
Бог избавляет от проклятий, дарует благословения, если народ ведет себя правильно.
Мы, живущие в Новом завете, в лучшем положении, чем люди, жившие до креста?
Или не в лучшем?
Чем лучше наше положение?
Ведь «Бог всегда и вовеки тот же». Те благословения в Ветхом завете, которые, по сути, являются избавлением от проклятий, зависели от поведения людей, от того, насколько они были праведными. Всё было прозрачно и справедливо. Моисей предельно ясно изложил условия договора:
«Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло… Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие.» (Втор.30;15-19).
Избери послушание, праведность – увидишь благословения и жизнь. Изберешь непокорность, грех – пожнешь проклятия и смерть.
Что же изменилось после того как Иисус умер за наши грехи и воскрес для нашего оправдания?
Хоть ответ содержится в самом вопросе, давайте рассмотрим подробнее.
Бог изменил отношение к греху?
Или, может быть, люди стали меньше грешить?
«Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками». (Рим.5;8).
Бог не изменился, люди тоже. Бог по прежнему ненавидит грех, а люди продолжают грешить.
Что же изменилось?
Весь гнев, наказание, проклятия взял на себя Иисус Христос. И если бы Новый завет ни чем не отличался от Ветхого, то было бы справедливо: «Ибо возмездие за грех — смерть…», но Павел желал подчеркнуть не это, а вот его главная мысль: «… а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем». (Рим. 6:23).
Мы заслужили смерть, но Бог подарил нам жизнь.
«…жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие». – это ветхий завет.
Что предложил нам Иисус?
Только жизнь! Только благословения! – это новый завет.
Эту жизнь, эти благословения мы заработали, заслужили?
Нет, это благодать, подарок!
Как это стало возможным? Ведь мы-то выбирали зло.
Иисус Христос заработал нам этот подарок, все проклятия Он взял на Себя.
«То тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа». (Рим.5;17).
В жизни тех, кто приняли обилие благодати и праведность, через Иисуса Христа, и будут царствовать благодать и праведность.
О чем речь?
Павел говорит о вечной жизни или о нашей физической жизни, здесь на земле? И не в нашей ли власти, и вообще, не смысл ли жизни христианина, в том, чтобы принципы и свойства царства Божия приводить в этот физический мир? «Царство Божие внутри вас есть». (Лк.17;21). Думаю Иисус не просто это сказал, Павел подтверждает его слова своим пониманием и практическим применением. Христос даровал нам обилие благодати и праведность, и это началось здесь, в физическом мире и продолжится в вечности. Как царствует праведность, более менее, понятно. По крайней мере, все мы понимаем, как царствует грех. Как порабощает, калечит, убивает, делает нечувствительным к Богу. Как минимум, праведность производит обратное.
Что за «обилие благодати»?
Вспомним, что заработал для нас Христос:
1. Прощение - дар жизни вечной.
2. Освящение - дар праведности.
Что еще нужно? Неужели не достаточно?
Простите, но преступление Адама принесло нам проблемы по трем пунктам, (см. выше), а от Христа вы предлагаете принимать блага, только по двум и не всегда, во всей полноте. Да и Павел сказал, что благодати будет много, «обилие», это значит, достаточно для всего.
Можно, чтобы благодати было, столько, хотя бы, как в Ветхом завете?
Бог обещал хорошим людям благословения. Мы стали хорошими через веру в Иисуса Христа! Праведность Божия явилась независимо от закона во всех и на всех верующих. Те, кто привык уповать на закон, на причинно-следственные связи, посмотрите, даже по закону, все условия выполнены. Во Христе, мы по праву, становимся праведными и достойными всех благословений. Пальцы устанут перечислять, какие благословения Бог приготовил хорошим людям. Книга Второзаконие 28; 1-14. Перечитаем эти 14 стихов, и для контраста прочтем с 15 до 58 стиха. Бог не изменился! Для Него, во все времена, добро, это благословение, а зло, это проклятие. До 14-го стиха, включительно, перечисляются блага. Если кто-то, возможно, читая с 15 стиха, увидел то, чем Бог «благословлял» вас для научения и исправления в течении жизни, то просто извинитесь перед Ним, это был не Он. Он отдал Своего Сына, чтобы с нами ни чего из этого не случилось.

«Посему как преступлением одного — всем человекам осуждение, так правдою одного — всем человекам оправдание к жизни». (Рим.5;18)
«Но дар благодати не как преступление…» «ибо суд за одно преступление — к осуждению; а дар благодати — к оправданию от многих преступлений». (Рим.5;15,16)
Павел говорит, что благодать Христа больше, лучше, сильнее, превосходнее преступления Адама.
Теперь, пожалуйста, внимательно! Как говорится, «следите за руками». ПРЕСТУПЛЕНИЕМ АДАМА – ВСЕ ГРЕШНЫ, ОСУЖДЕНЫ,
ПРОКЛЯТЫ, ТАК ПРАВЕДНОСТЬЮ ХРИСТА ВСЕ ПРОЩЕНЫ, ОПРАВДАНЫ, БЛАГОСЛОВЛЕНЫ, ИЗБАВЛЕНЫ ОТ ПРОКЛЯТИЙ. Никакого мошенничества!
Иисус Христос избавил нас и от последствий греха! Слава Ему за это!
Поэтому вот он третий пункт:
3. Освобождение от последствий, проклятий греха. Назовем это «свобода освобождения», простите за тавтологию.

Давайте еще раз. Вот что принесло нам преступление Адама:
1. Смерть, отлучение от Бога.
2. Зависимость, подчинение греху.
3. Проклятия, последствия греха.

А вот что даровала нам праведность Иисуса Христа:
1. Свобода прощения.
2. Свобода освящения.
3. Свобода освобождения.
Вот теперь хорошо, справедливо и логично. Благодать Иисуса, как минимум, перекрывает преступления Адама. Познавая и принимая эту истину, наш сон не может не стать крепче, а наша свобода не может не стать свободней.

На этой радостной ноте можно бы и закончить, но, как выразился один христианский писатель и проповедник: «Спасибо, что вы спросили».
Конечно же, логичен вопрос:
Раз всё так прекрасно, если Бог нас от этого освободил, почему же тогда, всё это зло мы продолжаем наблюдать и испытывать, как в своих жизнях, так и в жизнях окружающих?

Больше знаешь – крепче спишь, или «познаете истину, и истина сделает вас свободными». (продолжение)

Ответ простой. Но для начала, давайте не будем слишком предвзятыми и строгими к существованию третьего пункта и также ставить его под сомнение за факторы, от которых не избавлены и первые два. Ведь никто из христиан не отвергает миссию Христа по спасению и оправданию верующих на основании фактов наличия погибающих и грешников. Но почему-то, веру в желание Бога избавить нас от проклятий греха выстраивают на фактах присутствия этих проклятий в жизни. Например, если люди болеют, значит, Бог не избавил от болезни. Мало того, Бог еще и посылает эти болезни и т.д.
Значит ли тогда, что если люди идут в погибель, то это Бог не дает им спасения? Или, если грешат, то это Бог не избавил от зависимости от греха?
Так же, как мы видим повсюду неспасенных людей, хотя Иисус умер за всех. Так же, как мы видим согрешающих верующих, хотя Иисус подарил всем праведность. По этой же причине, мы видим и христиан под гнетом проклятий и осуждения, хотя Иисус что?... Правильно! Избавил нас от проклятий.
«Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». (1-Тим.2;4).
Бог хочет, чтобы все спаслись и достигли познания истины, но не все спасаются, как и не все достигают познания истины. Отсюда следует, на первый взгляд, еретическая мысль: НЕ ВСЁ, ЧТО ХОЧЕТ БОГ, ИСПОЛНЯЕТСЯ В ЭТОМ МИРЕ.
Нет, это не накладывает тень на всемогущество Бога, но это снимает с Него ответственность за зло, происходящее на земле, и приоткрывает нам причину, почему это зло продолжает существовать.
Давайте рассмотрим, как эту мысль раскрывает понимание выражения “познание истины“ и чем оно отличается от “знания истины”. Мы можем много чего знать в теории, но познание приходит, только тогда, когда мы теорию начинаем применять на практике. Это как вера, которая не подтверждается делами, мертва сама по себе, говорит ап. Иаков. Знание истины, что Бог сделал для нас, без применения этого на практике, как и вера, не подтвержденная делами, не помогут противостать и удалить зло из наших жизней.
«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар». (Еф.2;8).
Мы спасены благодатью через веру. Божья воля спасти всех, и Он явил благодать, послал Сына в мир умереть вместо нас.
«А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству». (Евр.2;14,15)
Бог, со своей стороны, сделал всё, принял на себя наказание и проклятия этого мира, лишил власти и силы, имеющего власть над смертью, даровал свободу от страха и рабства. Как мы распорядимся этой благодатью? Останемся сидеть в клетке или выйдем на свободу? Всё это уже произошло в духовном мире, но это не произойдет в физическом до тех пор, пока кто-то из этого физического мира, мы с вами, не познаем, не поверим, не примем. Без нашей веры, принятия и действия, Божья воля не исполнится, и мы не увидим в себе ни настоящей Божьей праведности, ни победы над злом.

Но это, как говорится, полбеды. Гораздо хуже, когда во всем происходящем зле мы видим руку Божью. Тогда, это невинное допущение вырастает, просто в чудовищную картину мироустройства, где нет чётких границ между добром и злом, где действия дьявола приписывают Богу и наоборот, где верующие верят в своё избрание и исключительность, и занимаются только собственной праведностью, которая от дел, от исполнения и старания и этим надеются впечатлить и изменить мир. Стоит ли потом удивляться, что в этом мире столько зла.

А вот как Павел предлагал противостать злу:
«Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять». (Еф. 6;10-13).
Как думаете, Павел бы написал такое, если бы только «полагался на Бога», в плохом смысле этого выражения.

А теперь, практика, вернемся к тому состоянию, «медовому месяцу», когда мы уверовали, приняли спасение, покаялись.
Мы боялись ада, наказания, вечной погибели?
Нет! Потому что, приняли оказанную нам милость.
А хотелось нам, в этот период, грешить или тянуло ли нас к греху? Тоже нет! Может, и не осознавая того, мы приняли праведность Христа, и это наполняло нас полностью.
А получили мы решение, каких то физических проблем, материальных, проблем со здоровьем?
Самые «наглые» из нас, да, получили в этот период и решение материальных проблем и исцеление. Потому что никто не успел их научить, что последствия греха мы должны нести сами. Это произойдет позже, верующие со стажем научат, что Христос решил только вопросы вечности. Это потом нам расскажут, что Бог продолжает гневаться, посылать болезни, несчастья, стихийные бедствия. Это потом мы узнаем, что должны быть готовы пожертвовать самое дорогое, что у нас есть, да что и нас самих ждет отречение родных, страдания и испытания. Это потом мы впитаем, что, чтобы вновь переживать то состояние свободы и счастья, нам нужно изучать, соблюдать, исполнять, другими словами заслужить. Так мы привыкли понимать Бога, видеть во всём этом Его промысел, Его руку и даже считать это благодатью. Только благодать ли это? И Бог ли источник этого? Благодать – это добро, причем не заслуженное. Это подарок. И любой ребенок знает, что «подарки – не отдарки». Только став взрослыми, дети начинают понимать, что существуют еще взятка и кредит. Что за многое, что выглядит, как подарок, придется много работать и платить, и так и остаться должным. Бог не дает нам взятку и не раздает кредиты, просто потому, что не существует такого, кто смог бы отработать или рассчитаться за жертву Иисуса Христа. Поэтому, либо благодать, подарок, либо ничего. Так хочется воскликнуть: «Эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной» (Матфея 20:12). Да, так работает благодать, такой принцип царства Божия. Мы получаем то, что не заслужили, и это не ограничивается Богом, временем, нашим поведением. Благодать можно ограничить только нашим непринятием. Пусть, тогда и само понятие «медовый месяц» не будет восприниматься, как что-то временное, что дано авансом, ненадолго. Сыграли свадьбу? Насладились в романтическом путешествии? Теперь всё! Чувства в чулан, приготовьтесь любить друг друга, стиснув зубы. Грубовато, но примерно так и происходит. Не хочу сказать, что происходит потеря свободы полностью. По крайней мере, «свобода прощения», пока мы со Христом исчезнуть не может, а вот «свобода освящения», а равно с этим и близкие, искренние отношения с Богом, если мы переключились на исполнение заповедей, будет всё более и более притупляться. Чем больше мы смотрим на закон, на дела, тем больше будем видеть в себе несовершенства и желание этот закон нарушить, а дела не делать, соответственно больше будет в жизни неудовлетворенности и самоосуждения. Вспомним слова Павла, про то, что мы стали рабами праведности, в греческом подстрочнике это звучит, как «покорились праведности». Праведность не порабощает, она пленяет, в хорошем смысле этого слова.
«Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью». (Рим.6:14)
«Под законом», люди тоже старались быть праведниками и старались избежать проклятий, но грех «господствовал», побеждал, но «под благодатью» грех не имеет власти. Значит, что остается господствовать? Правильно, благодать! Нам остается покориться, другими словами поверить и принять праведность, которая дана нам в подарок.

Есть и другая сторона практического применения. Если для нас праведность это не подарок, а труд и исполнение, то успех на этом поприще приводит к такому достижению, как самоправедность. На этом олимпе, мы уже не достигаем, а как будто уже достигли, мы считаем себя достойными, на основании сравнения себя с окружающими, ожидаем одобрения от людей, и конечно же от Бога, переключаясь на ветхозаветный принцип воздаяния по делам. Но делами пред Богом невозможно не только оправдаться, но и что-то получить. Отсюда вытекает и грустная практика применения третьего пункта. Освобождение от последствий греха, если и ожидается верующими, то, как награда, бонус за хорошее поведение. Соответственно, присутствие последствий греха расценивается, как наказание за плохое. Вот такое, ветхозаветное понимание Божьего проявления в наших жизнях, когда мы получаем, что заслуживаем, неизменно накладывает отпечаток и на понимание благодати Божьей как в вопросе нашего оправдания, так и в вопросе спасения.
«Как ты можешь такое говорить?» - могут обидеться верующие в благодать, только в вопросе спасения.
Посмотрите сами. Если наша свобода от проклятий зависит от нашей святости, то и наше оправдание, наша праведность зависит от нашей святости. Где же тогда праведность Божья, которая явилась независимо от наших дел?
В контексте наших размышлений, все три пункта, три уровня свободы приходят в нашу жизнь, только по благодати, все три пункта стали возможными только благодаря смерти и воскресению Христа. Бог проблему греха решил полностью, по всем пунктам, если что-то мы еще не видим и не ощущаем, то это значит, что мы это либо не узнали, либо не поверили, либо не приняли, либо не стали исполнять. Так давайте, хотя бы, не будем винить в этом Бога, потому как познавать, верить, принимать и делать – это наша с вами ответственность.

Так вот, всё это было о свободе, осталось самое малое. Что это за истина, которая нас к этой свободе приведет и поможет в ней остаться? На самом деле, конечно, размышляя о свободе, мы не могли не касаться истины. Но теперь вот, пожалуйста, сама истина, «первый отжим», правильное понимание которой делает ненужным всё предыдущее многословие и просто не сможет не сделать нас свободными:
«Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа». (Ин.1;17).
Как бы это просто не казалось, но апостол говорит, что истина пришла через Иисуса Христа, и она пришла вместе с благодатью. Обратите внимание на противопоставление в его словах, на разделение эпох: на времена закона и время благодати.
В законе нет благодати, да и истины тоже нет, как и в Иисусе Христе нет закона, но Он есть Слово «полное благодати и истины». (1-Ин.1;14)
Истина – это Иисус Христос, явивший нам благодать через Свою смерть и воскресение.
Кому-то это покажется не достаточным ответом, но посмотрите сами. Когда мы знали только благодать, только Христа (когда только уверовали), мы получали благодать. Когда же стали «возрастать», наш взор переключился с Иисуса на самих себя, на окружающих, на то, какие мы, какие наши дела, достоинства, недостатки. Это не значит, что теперь не имеет значения, ни дела, не их отсутствие, просто возрастать нужно в благодати, а не возрастать, чтобы эту благодать получить. Тогда и наши дела будут не для того чтобы достичь, а потому что Христос уже достиг в нас. Тогда и пред Богом нам не придется оправдываться: «я старался», потому что Иисус постарался за нас. А стремление к свободе, к освобождению от греха - это будет не средство для достижения и познания истины, а результат того, что мы эту истину познали.

«И позна;ете истину, и истина сделает вас свободными».