Сын теневой стороны. 12. Монастырские стены

Анджей Сарва
— Та-а-ак, — медленно произнес кардинал Вестминстерский архиепископ, под началом которого теперь находился польский священник. — Та-а-ак, — повторил он. — Дорогой Владислав, я вчера получил сообщение из Ватикана... — и сделал паузу.

— Какое? — спросил Бялецкий.

— Относительно тебя.

— То есть?

— Они хотят видеть тебя там... в Риме, — архиепископ вздохнул. — Я очень рад был знакомству с тобой. Было приятно принимать тебя здесь.

— А известно, что там для меня готовят? — спросил поляк.

— Возможно, нечто важное. По пустяковой причине тебя бы не вызывали.

— Ну. Раз нужно, то нужно, Ваше Преосвященство.

— Надеюсь, мы видимся сегодня не в последний раз...

— И я на это надеюсь...

Они крепко пожали друг другу руки.

— Ну, бывай, Владислав, бывай!

* * *

Отец Бялецкий, покидая стены одного из ватиканских ведомств, где он надеялся по старому знакомству получить какую-нибудь достойную должность, пребывал в состоянии неописуемой ярости: «Чтоб им всем провалиться сквозь землю! Чтобы их понос до конца жизни мучил!» — мысленно сквернословил он, позабыв, что серьезный человек с университетским образованием. «Тоже мне карьера! Пастырское попечение каких-то чудаковатых девиц, да еще „хранительниц латинской традиции“! Наверняка они будут приставать ко мне, чтобы я им тридент отслужил! И за что мне это наказание?»

Когда Бялецкий узнал о решении назначить его пастырем в женский монастырь, латинскую традицию которого с трудом терпели ватиканские сановники, его едва удар не хватил.

В Лондоне в последнее время он привык к непринужденному и веселому образу жизни. Там он катался, как сыр в масле, а теперь этим чудачкам он будет служить за миску супа и Святое Причастие. «Чем я так не угодил? Ну чем?!» — стучало у него по голове. Он даже сплюнул от злости.

И... и вдруг его осенило! И вдруг он успокоился. На смену ярости пришло сладостное возбуждение! Ведь его направили в тот самый монастырь, где он получил пристанище во время конклава и встретил ту чудесную девушку...

Бялецкий тут же спохватился. Это было четыре года назад. Найдет ли он ее еще в этих стенах? Вряд ли... Владислав еще больше помрачнел. Перед мысленным взором возник ее силуэт, ее милое личико... В этой девчушке было нечто такое, что пленяло и полностью покоряло его, разжигало жар желания в сердце. Возможно, это была ее невинность и чистота... И он вновь подумал, как и тогда, что за ночь с ней он готов отдать десять лет жизни... и даже двадцать...

* * *

Еще одна кающаяся грешница опустилась на колени у решетки исповедальни. Бялецкий даже не взглянул в ее сторону, подумав: «Опять эти монашеские грешки старух... такие... ничтожные, мелкие, безжизненные, как их лица, сердца и чрева... и желания... скучные, банальные, невнятные, безвкусные...»

Но вдруг ноздрей Владислава коснулся сильный, дивный аромат свежих гиацинтов. Священник удивленно поднял голову и резко спросил:

— Что это? Духи?

— Нет, отче, — послышался мелодичный девичий голос.

Сквозь решетку он разглядел ангельское личико того самого ребенка, четыре года назад возбудившего в нем столь сильное желание, — той самой девчушки, о которой он мечтал и грезил во сне.

Владислав застыл на месте, не в силах выдавить из себя ни единого слова.

— Это моя кожа иногда испускает этот аромат, хотя я не пользуюсь никакой косметикой, а моюсь самым обычным мылом без какого-либо запаха. И никто не знает, откуда этот запах...

Бялецкий по-прежнему молчал, а девушка, опустив голову, по-прежнему стояла на коленях, не открывая рта.

Отец Владислав тоже не знал, откуда берется этот загадочный аромат, но своим искушенным в тайных знаниях разумом как-то невольно, по привычке начал анализировать, что символизирует гиацинт...

Неужели это всего лишь символ христианского благоразумия и спокойствия духа? Да, но какое благоразумие и спокойствие может быть у подростка? Вряд ли. Здесь должна быть иная символика, языческая, связанная с греческим мифом о спартанском царевиче Гиакинфе, гомосексуальном любовнике бога Аполлона, убитом богом ветра Бореем, который позавидовал его мужским прелестям. Аполлон не мог воскресить его, но создал из крови юноши прекрасный и чудесно пахнущий цветок... Значит, он также является символом бога Солнца и, следовательно, символом силы и... гордыни. А для христианина Аполлон не кто иной, как сатана... Гордыня же — первый из смертных грехов... и, вообще, первый грех в истории творения... Аполлон — это тот же апокалиптический Аббадон-Аполлион, Ангел Пропасти, который явится в последние времена. В оккультизме он отождествлен с Самаэлем — ангелом смерти, способным принимать облик женщины. Евреи отождествляли его с Люцифером — и потому круг замыкался... Исповедник невольно вздрогнул.

Так кто же стоял на коленях у исповедальни? Ангел Божий или демон?

Девушка молчала, а в священнике бурлила кровь. Он не знал, как ему дальше с ней разговаривать... о чем спрашивать...

— Отче, — наконец нарушила молчание кающаяся.

— Да... дочь?..

— Отче... меня что-то смущает... такого никогда со мной не было. Я не знаю, как исповедаться...

— Что тебя смущает? Моя персона?

— Не... не это...

— А что тогда?

— Сама не знаю... я составила перечень грехов и держала его в голове, но теперь в ней пустота и ничего более...

— А жалеешь ли ты, что оскорбила Господа Бога греховными деяниями?

— Скорее только мыслями, отче, а возможно, и нелепыми желаниями...

— Мыслями... Как тебя зовут?

— Сара.

— Да, Сара... ты знаешь, что означает твое имя? — он сам не знал, почему спросил об этом.

— Нет, я никогда не задумывалась над этим.

— Принцесса.

— Да? Но я простая послушница...

— Как это послушница? Я думал, что ты ученица в этом монастыре, воспитанница, воскормленница, как говорили в старину.

— Нет, осенью мне предстоит дать обет...

Бялецкий одновременно и удивился услышанному, и смутился.

— А сколько тебе лет, Сара?

— Пятнадцать.

— Сколько?! — повторил он вопрос чуть повышенным голосом.

— Пятнадцать, отче.

— Тогда какое послушничество, какие обеты?! Ведь закон четко гласит: «Недействительно принятие в послушники того, кому еще не исполнилось семнадцати лет». Как же так?

— Я здесь, отче, с рождения... я не знаю ни мира, ни другой жизни... А кроме того, Святой Престол дал мне особое разрешение... Я должна быть монахиней, и я не представляю себе иной жизни... Возможно, таково мое предназначение...

— Предназначение... и откуда ты это знаешь, Сара?

— Так говорит моя названная мать Виргиния. Она меня вырастила. С младенчества. Она меня знает. Она знает, что лучше для меня. Она говорит, что в жизни не бывает случаев, когда все спланировано... Но для меня была запланирована монастырская жизнь в тот самый момент, когда меня в младенчестве сюда привезли... Потому я должна стать монахиней...

— Отчего же? Меня это не убеждает. Что еще она тебе говорила?

— Она беспокоилась, что будет со мной, когда она умрет. Куда я подамся? Кто защитит меня? Я ничего не умею, у меня ничего нет...

— Это уже логичнее, чем болтовня о предназначении. Да... Но почему-то при этом не прозвучало ни слова о призвании и о бескорыстном желании служить Богу и Церкви... Потому мне кажется, что ты не должна спешить с решением, от которого будет зависеть вся твоя дальнейшая жизнь... Я думаю, тебе был бы полезен разговор — честный и конкретный с посторонним человеком, который мог бы вместе с тобой поразмышлять над тем, к чему ты стремишься. Вполне вероятно, это не самый лучший путь для тебя. Возможно, найдется какое-нибудь другое пристанище, помимо этого монастыря, где тебе будет хорошо. Да... тебе нужен честный разговор с кем-то непредвзятым.

— Но кроме тебя, отче, здесь никого нет...

— Если хочешь, я могу уделить тебе время, выслушать, подумать вместе, поддержать советом, направить... в полной тайне.

— В тайне? А зачем это? — удивилась Сара.

— Потому что тебя отговорят, потому что тебе запретят говорить со мной о твоем будущем. Потому что я вижу, что кто-то однажды принял это решение за тебя, и ты, как ребенок, без разбора приняла его в доброй, наивной вере.

— И что я скажу матери Виргинии, что я скажу другим?

— Тебе не нужно рассказывать им.

— Как это?

— Ты одна гуляешь по саду?

— Конечно. Во время отдыха.

— То есть когда?

— В будние дни у меня есть полтора часа для себя, с четырех часов дня. А по воскресеньям и праздникам два часа. С двух часов. После обеда.

— Ты знаешь, где стоит мой домик, домик духовника?

— Да, за этими густыми зарослями тисов и азалий.

— Загляни ко мне... может быть, завтра...

— Как это? Одна? В квартиру мужчины?

— Не волнуйся. Я же все-таки священник.

— Да...

— А теперь опустись на колени, и я отпущу твои грехи...