К Элизе Бетховена с верным произношением-III

Владимир Дунин
"К Элизе" Бетховена с верным произношением музыкальных слов (ВИДЕО)

Я собираюсь поместить здесь серию видеозаписей - уроков, поэтапно показывающих практическую работу над музыкальным произведением. Все принципы этой работы применимы к работе и над любой другой музыкой любого жанра. Текст статьи будет так же вновь и вновь дополняться и обновляться, а в примечаниях я буду отвечать на ЛЮБЫЕ вопросы моих читателей. Прошу задавать мне эти вопросы и следить за продолжением моей работы над данной темой.

.

                Часть 3-я
         
          
 
В музшколах всех уровней правильным ударениям в музыкальных словах не учат и даже вообще отрицают само существование слов или каких-либо правил в музыке на этот счёт.  Утверждают,  что вот буквы в музыкальном языке есть, фразы есть, предложения есть, периоды есть, однако же никаких слов нет и быть не может.

 Поэтому для того,  чтобы вы сами убедились в том, что и слова в музыке есть, и верные ударения в них очень важны, я нарочно сыграю  несколько музыкальных слов с неправильными ударениями,  чтобы вы их из-за этого не смогли узнать.  А затем я сыграю эти же слова, но уже с правильными ударениями, и вы их  сразу же узнаете.

"Ку-ку", "Тема судьбы", "Эх раз, ещё раз", "Jingle Bells", "Wilhelm Tell".


Верные ударения в музыкальных словах необходимы не потому,  что мне, вам, или кому-то ещё  нравится именно так говорить. А потому,  что все эти ударения в словах языка, как и сам музыкальный язык, сложились, выработались на протяжении веков и тысячелетий.  Ведь музыке столько же лет,  сколько и самому человечеству.  А вот профессиональные музыканты и теоретики со своими ошибками в музыке появились совсем недавно. Однако они уже успели многое напутать и многих запутать. Так что ситуация с этими ударениями в музыкальных словах сегодня очень серьёзная.  Именно из-за противных фальшивых ударений в знакомых каждому человеку музыкальных словах,  многие вообще больше не ходят на концерты и выключают ТВ и радио,  как только услышат "музыкальную акробатику" вместо нормальной музыки.

Для нашего разговора очень важно,  чтобы все те слова,  которые я буду говорить в этом видео, мои слушатели понимали бы точно так же, с тем же именно смыслом,  что и я,  когда я их говорю.  Для этого мы начнём со словаря к данному видео.

Прежде всего нужно выяснить: что такое "музыкальное слово"? Этого понятия  в обиходе сегодняшних  музыкантов и учителей музыки нет вообще. Считается, что музыка - это просто поток нот, в котором можно уловить отдельные фразы, предложения, периоды и более крупные разделы формы,  но никаких слов в музыке нет и быть не может.

При этом на любом уроке музыки, в любой книге или рецензии о музыке мы обязательно и много раз встретим слово "выразительность",  которую все ищут и требуют. Но как же можно говорить на каком-то языке выразительно,  а отдельных слов в нём при этом не различать?  Ещё Фамусов приказывал своему лакею "не читать, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой". И читал этот бедный пономарь бессмыслицу лишь потому,  что в старых книгах  между словами не было пробелов.  Поэтому все буквы книги от её начала и до конца были слиты в одно единственное длинное-предлинное слово. И выглядело оно точно так же,  как выглядят сегодня ноты для музыканта - от начала и до конца всё вроде бы тянется одно непрерывное слово.

К счастью, разглядеть в этом сверхдлинном, порой на десятки страниц "одном слове"  настоящие отдельные  слова совсем не трудно. Особенно, если уже знать их заранее.

 В  нашей устной речи "слова - это устойчивые, часто встречающиеся сочетания звуков с одинаковым их произношением".  Смысл у этих слов может быть каждый раз совершенно различным: "Косой (одноглазый) с косой (из его волос на голове) косил на косе (озера) косой (кривой) косой (инструментом для косьбы)",  но выговариваются они всегда с одними и теми же ударениями и смягчениями. В данном случае первый слог "ко -" всегда безударный,  смягчённый  а второй "-сой" - сильный, ударный.

И в музыкальном языке  определение слова точно такое же: "Музыкальные слова - это устойчивые, часто встречающиеся сочетания звуков с одинаковым их произношением - исполнением".  Смысл  и у музыкальных слов может быть абсолютно разным,  но "выговариваются", исполняются они  всё равно всегда с одними теми же ударениями и смягчениями в данном слове. И поскольку этих музыкальных слов во всей существующей на свете музыке совсем немного - не больше сотни,  то выучить произношение хотя бы наиболее часто встречающихся в музыке 20 - 30 слов совсем не трудно для любого музыканта - от начинающего до профессионала.

Знание музыкальных слов даёт огромное преимущество. Потому что при виде знакомого слова в тексте музыканту уже не нужно каждый раз изобретать велосипед заново и методом проб и ошибок подбирать правильное произношение данного слова.  Знакомое слово уже встречалось ему сотни раз до этого в других произведениях и ещё сотни раз встретится.  И вся работа музыканта сводится к тому,  чтобы распознать это слово и раз и навсегда выяснить: как его нужно произносить, а как нельзя?
Я покажу вам пример такой работы над словом на примере слова:

"Oh, When The Saints" = "Когда святые маршируют (в рай)",  Из многократных  повторений с разнообразными вариациями именно этого слова сложена не только вся эта песня,  но и множество других произведений.  Я не хочу сказать,  что это слово пришло в музыку из всем известной религиозной песни американских негров. Оно появилось, наверняка,  намного раньше, чем открыли Америку и привезли в неё негров.  Но для запоминания и обозначения это слово удобно так называть.

Трио номер 4 Си-бемоль мажор Бетховена,  Хоровой финал 9-й симфонии,, Финал и Побочная первой части "Патетической",  Чайковский "Баркаролла", Побочная 6-й, 1-й концерт, Глинка "Не искушай",  "Белеет парус", "Мы кузнецы", "Нам разум дал стальные руки крылья",. Есть это слово и в пьесе "К Элизе". Мы его услышим там более 50 раз.


                Урок 4-й
 
Как же выяснить правильное произношение этого слова?   Поскольку музыка - это общечеловеческий язык, генетически заложенный в нас при рождении,  то любой из нас может выбрать верный способ произношения слова и отвергнуть ошибочный. Даже если нас уже учили неправильно. Но для этого нужно сделать  наш выбор правильного ударения очень простым,  свести его лишь к двум вариантам.  И это всегда возможно. Вот именно этим мы сейчас и займёмся. Это всё равно,  как выбрать мороженое из двух вариантов: с солью или с сахаром?  Ни образование, ни талант для такого выбора не нужны - природа каждого из нас уже всем необходимым обеспечила. А  музыка - это та же еда, пища:  но только не для рта и желудка, а для наших ушей и ума с душой вместе.

Одна нота - это ещё не музыка. Жизнь в музыке начинается не с одной, а с двух нот,  объединившихся в пару. Но прежде, чем мы сможем говорить о первой в нашем слове паре нот,  мы должны познакомиться с главным правилом музыкального произношения.

Правила этого современные музыкальные "образованцы",  конечно, не знают, потому как слышать вообще ни о каких правилах произношения не желают. Но нам без него не обойтись даже при исполнении всего лишь двух первых нот.

Дело в том,  что каждая нота в музыке обязательно принадлежит к одному из двух родов (полов). Но это не знакомые нам "М" и "Ж", а другая пара с названиями: "Конфликтная нота" и "Нота-разрешение этого конфликта".  Звучат эти полные, длинные названия очень сложно и непонятно,  хотя КАЖДЫЙ человек на земле прекрасно знает, что это такое?

КОНФЛИКТНАЯ НОТА = "КОНФЛИКТ" - это нота, на которой  ОСТАНОВИТЬСЯ НЕВОЗМОЖНО. Обязательно нужна ещё одна нота,  чтобы сделать хотя бы какую-то временную остановку в музыке.

НОТА-РАЗРЕШЕНИЕ ЭТОГО КОНФЛИКТА - "РАЗРЕШЕНИЕ" - это нота, на которой ОСТАНОВИТЬСЯ ВОЗМОЖНО.

Короче, если можно остановиться - "РАЗРЕШЕНИЕ". Нельзя остановиться - "КОНФЛИКТ". С этого момента я только так эти ноты и буду называть в этом видео.

И вот самые первые две ноты слова "Oh, When The Saints" являются типичной парой КОНФЛИКТ-РАЗРЕШЕНИЕ.  Потому что на первой ноте остановиться невозможно, а на второй - можно.

Ну и для чего нам нужно знать, кто из этих двух нот есть кто? А для того чтобы верно их сыграть.  Если мы хотим сыграть связную мелодию,  каждый наш КОНФЛИКТ должен быть чуть "больше", сильнее, чем его разрешение. Точно так же,  как наша обувь должна быть всегда чуть-чуть больше,  чем нога, на которую обувь одета. Будет хоть чуть-чуть меньше ноги - больно ходить. Будет слишком большой - свалится. Обязательно должна сидеть на ноге плотно. Также и КОНФЛИКТ-РАЗРЕШЕНИЕ должны быть плотно друг к другу подогнаны: КОНФЛИКТ лишь ЧУТЬ-ЧУТЬ СИЛЬНЕЕ своего разрешения.

Но это в тех случаях,  когда нужна связная мелодия. А если нужно разорвать или обрвать её - поступают наоборот. Разрешение играется внезапно сильнее, и получается разрыв или обрыв (например, в самом конце произведения).

В "Oh, When The Saints" самая первая нота - это конфликт. Вторая - его разрешение. Третья - опять конфликт, но уже для следующего разрешения - ноты номер четыре. Ноты номер три и четыре звучат выше и позже, чем ноты номер один и два. Поэтому вторая пара "конфликт-разрешение" должна быть громче, чем первая пара.

                Урок 5-й
    
В музыке есть ещё два очень важных правила:

1-е.  ЧТО ВЫШЕ - ТО И ГРОМЧЕ
 
2-е  КАЖДОЕ НАЧАЛО ДОЛЖНО БЫТЬ ТИШЕ, ЧЕМ КОНЕЦ

А в данном случае вторая пара и выше и позже. Мы разобрались с теорией исполнения этого слова. Осталось попробовать его реальное исполнение и сравнить: как звучит исполнение по правилам в сравнении с любым его нарушением. Обязательно нужно поиграть и правильно, и наоборот,  чтобы убедиться в правоте правила.

Продолжение
12-е июля 2021

Невозможно говорить с толком, не зная ясно и точно предмета разговора.
Нельзя обучать или обучаться, не зная ясно и точно предмет обучения.
Но музыке обучают именно так: не зная, чему именно обучая?  Отсюда и результаты с чудовищным отсевом обучающихся.

Во всей прочитанной мною литературе и на Интернете я ни разу не встретил краткого и исчерпывающего определения: что такое музыка?
Статьи, отвечающие на этот вопрос представляют из себя лишь болтовню вокруг да около на нескольких страницах, нисколько не проясняющих самой сути дела.

Я услышал действительно научное, соответствующее известному правилу науки "нобходимо и достаточно" определение музыки лишь от моего учителя, профессора тогда ещё Ленинградской консерватории Владимира Владимировича Нильсена. Он мне сообщил его на первом же уроке, и это определение в корне перевернуло все мои представления о музыке и. соответственно, моё отношение к ней.

"Музыка - один из видов человеческой речи. А "человеческая речь - это определённая последовательность определённых звуков определённой силы, организованная во времени". Таким образом музыка целиком и полностью укладывается в ощее определение любой человеческой речи (устной), с совсем небольшими особенностями, присущими только музыке. А именно - с определённостью высоты используемых в музыке звуков. В других видах речи высота звуков не так важна,  как в музыке, хотя в "тональных языках" (китайский, вьетнамский, тайский и др.) она тоже имеет значение.

С определённой последовательностью и организацией звуков во времени всем всё ясно: уже годовалый ребёнок знает разницу между "ма-ма" и "ам - ам", а чуть позже начинает уже улавливать разницу между "казнить - нельзя помиловать " и "казнить нельзя - помиловать".  Ну а уж "абыр" вместо "рыба" один лишь Шариков у Булгакова читал.

И с определёнными звуками тоже всем всё понятно. Никто не станет утверждать,  что любые звуки одинаково годятся для любого смысла и слова. Ведь замена всего лишь одного звука в слове обычно совершенно меняет его смысл или делает вообще бессмысленным. 

Но в этом определении человеческой речи (в том числе и музыки) остаются ещё два слова, которые  абсолютному большинству людей на земле абсолютно же непонятны,  включая специалистов по музыке и человеческой речи вообще.  Эти два слова - "определённой силы".

Практически все уверены, что эти два слова относятся  к слову "последовательность", и что для человеческой речи (и, конечно же, музыки) важна лишь громкость произнесённых слов,  сила всех звуков данного слова в целом. И вот именно в этом главном  заблуждении - подлинная трагедия музыкального образования и неудавшихся судеб  миллионов людей,  пытавшихся найти своё место в музыке,  подружиться с ней, но потерпевших крах на пути к своей мечте.

Зная, что музыка - это лишь один из вариантов человеческой речи,  легко рассмотреть эту "сокрушительную" проблему на примере языка, на котором все мы говорим каждый день. В фокусе нашего разговора должны быть ударения в словах, которые  мы знаем, слышим и произносим. Мы должны отметить и подчеркнуть,  что называя это ударением мы  тем не менее ничего в словах на самом деле не ударяем. Если мы попытаемся всерьёз какие-то звуки в наших словах "ударять",  то окружающие нас люди немедленно заподозрят наличие у нас психического заболевания или тяжёлой интоксикации.

Речь идёт лишь о микроскопических отличиях определённых звуков наших слов от соседних с ними звуков того же слова по силе или же по длине данного звука слова. Вероятно, лишь самые точные приборы смогли бы выразить в тысячных долях децибела или секунды эти  крошечные различия. Но наш речевой аппарат н наши уши настолько совершенны,  что мы немедленно и безошибочно  различаем верное либо неверное ударение в каждом слове собеседника.

 Если вы вдруг начнёте называть вашу знакомую  девушку ВерОникой или ВероникОй вместо ВеронИка,  то она очень скоро перестанет быть вашей знакомой. А если вы станете на работе произносить фамилию вашего начальника ГрибоЕдова в вариантах "ГрибоедОв" или "ГрибОедов", то у вас этой работы скоро уже не будет. И начальник, и знакомая девушка примут ваши неправильные ударения за издевательство, и правильно сделают.

То же самое издевательство каждый человек слышит и в музыке, когда исполнитель делает ударения в музыкальных словах там,  где должен быть безударный звук, и наоборот. Как же прекратить это издевательство, безобразие в музыке и играть вместо этого красиво? Да очень просто - нужно просто научиться слушать то, что играешь или поёшь, и не делать ошибки в ударениях.

Для этого от общих рассуждений перейдём к практике. Если я попрошу вас прослушать мою запись и пометить в нотах: какую именно ноту я играю громче, а какую тише,  то вы, как и многие-многие, к кому я с этим обращался, скорее всего не сможете этого сделать.  Но и я, и любой из моих даже самых маленьких учеников выполним такое задание безошибочно и без труда. И дело не в наличии или отсутствии специальных способностей к данному действию, а в необходимости для этого небольшой но непременной тренировки на данный предмет.

Наши уши очень плохо различают разницу в силе высоких звуков. Когда я (после десятилетий тренировок и работы именно в этой области) пытаюсь услышать разницу между двумя высокими звуками, то замечаю её лишь при различии в 20 - 30 единиц громкости,  принятых у компьютерщиков. А всего этих единиц - от нуля до 128 (пишут 127).

Зато и я, и все мои ученики прекрасно слышат разницу в 2-3 единицы громкости у низких звуков. Поэтому для работы над верными ударениями в музыкальных словах нужно играть мелодию, над которой идёт работа, на 2-3 октавы ниже, чем она написана. И в этом случае все изъяны вашего исполнения немедленно вылезут наружу, станут очевидными для каждого, в том числе, и для вас самого.

Точно так же бессмысленно пытаться уловить верные и фальшивые ударения в быстром темпе. Наш мозг неспособен это делать. Я, к примеру, могу диагностировать, поймать ошибку на записи в быстром темпе лишь после предварительной работы именно над этой ошибкой в медленном темпе.   Люди же без специальной тренировки утверждают,  что это вообще невозможно сделать. Выход - в работе над верными ударениями в музыкальных словах только в медленном и умеренных темпах. Как я уже писал в своих других статьях, у нас в голове два мозга: один - человеческий с его высокими и сложными задачами, но он очень слабый и ненадёжный,  зато другой мозг - это туповатый, но безупречный компьютер, позволяющий нам бегать, играть в теннис, водить машину и т.п.  Вот поэтому-то всю творческую работу "высокого класса" нужно делать нашим человеческим мозгом в щадящем, медленном темпе, а уж затем все решённые и утверждённые человеческим мозгом планы и задания пересылать для исполнения в "компьютер". Как это делать - я тоже писал не раз.  http://proza.ru/2019/03/28/525