Идеал или чужой сценарий?

Молодые Голоса Студия
     Мир — это не кино. И не только потому, что ничего не происходит по заранее продуманному сюжету. Причина не в том, что в жизни не всегда бывает «хеппи энд», как и на экране.
    Существование на Земле — это не то, что можно воспринимать объективно, через одну призму. На жизнь смотрят семь миллиардов пар глаз, и нет одной пары идентичного оттенка — все уникальны до миллиметра, как и восприятие мира обладателем каждой пары.
     - Добрый вечер! Вы считаете себя нормальным?
- В смысле, адекватным?
- Нет, «нормальным». Это два совершенно разных понятия.
     Персона № 1 ответит на этот вопрос так: «Да, я абсолютно нормален. У меня есть семья, которую я могу обеспечить; с карьерным ростом всё в порядке. Внешний вид, думаю, тоже не даёт повода сомневаться, или… почему вы об этом спросили?»
     Персона № 2 скажет: «Конечно, со мной всё хорошо, а что?». Заправит зелёную прядь волос за ухо, поднимет выпавший из кармана остро заточенный карандаш и убежит в студию звукозаписи.
- Сегодня, — говорит, — первую песню записываем. Всю неделю только её играл, думал и правду с ума сойду. И днём, и ночью, практически без перерыва: с первого лада на пятый, с пятого на восьмой, с восьмого на второй… Работаю кем? Да так, фрилансер. Зарабатываю в интернете.
     Персона № 3 вместо ответа задаст вопрос: «Нормальный — это, по-вашему, как? Объясните. Для себя — да, я нормальный, как и вы; как и каждый, кто стоит справа и слева от нас и считает секунды до зелёного света светофора».
Что же, секунды кончились и человек в фетровом цилиндре перешёл на другую сторону улицы, оставив в моей памяти только твёрдость голоса, уверенность в своих словах и красную ленточку головного убора.
     Понятие «нормальности» очень размыто и каждый определяет его по-своему, хотя может делать это только подсознательно. Во многом оно зависит от окружения, воспитания, возраста…
     Но правда в том, что мы должны судить только о своей «нормальности».
Нельзя назвать ненормальным того, кто проводит жизнь так, как ему комфортно и не навязывает своё мнение обществу. К примеру, писатель живёт один, изредка встречаясь с друзьями и обсуждая с ними погоду, свои идеи, голубя на крыше… Он счастлив и успешен, так как считает себя таковым.
- Вы понимаете, что рано или поздно что-то пойдёт не так?
- С чего вы это взяли?
- Вы живёте не как все.
- А как живут все?
- Человеку нужен человек. Неужели вы не чувствуете дух одиночества, когда отмыкаете ключом дверь, снимаете ботинки, слышите только тишину и понимаете, что вас никто не ждёт? Я бы так не смог, и не только я — любой нормальный человек бы так не смог. И ваша… «работа». Вы не можете быть уверены в том, что будете писать только хорошие книг, которые хорошо продаются. Этот вид заработка ненадёжен. Работа должна быть с чётким графиком и не зависеть от фантазии. Творчество — просто хобби, и единственная зарплата, которую оно вам должно приносить — улыбка.
- Вы считаете, что я рискую остаться у разбитого корыта? И должен жить по-другому, чтобы быть уверенным, что этого не произойдёт?
- Так все нормальные люди делают. А, впрочем, все мы в какой-то степени ненормальны. Не существует идеальных личностей. Существует только идеал, к которому можно и нужно стремиться.
- Кто придумал ваш идеал и сказал, что это — предмет поклонения и подражания?! Все живут по-разному. Но, конечно, у большинства довольно похожий сценарий. И я не говорю, что это плохо. Плохо, когда личность живёт по этому сценарию и чувствует, что проживает чужую жизнь. Когда семьянин каждый новый год задумывается о том, что хотел бы рисовать свой комикс и жить в другой стране; когда художник круглосуточно держится за кисть «Белка 10», хотя иногда хотел бы чувствовать тепло чьей-то руки; когда общество навязывает людям свои стандарты, убеждает в существовании розовых очков, которые нужно не просто снять, а разбить. Но даже если эти очки розового цвета и существуют, то их нужно не разбивать, а носить на кончике носа.
     Иногда без цветных стёкол просто невозможно — они могут привести к мыслям, которые заставляют зебру повернутся белой или чёрной полосой. Какой именно — решайте сами: всё зависит от того, как эти невидимые строки интерпретировать и воплощать в реальность.
     Школьник может думать, что он вправе распоряжаться своим будущим, и есть множество вариантов развития событий: например, он бросает учёбу, работает и занимается самообразованием или заканчивает учебу, успешно сдаёт экзамены, идёт в нужное ему учебное заведение. Но в основном именно от ученика зависит то, какой путь окажется верным.
     Безусловно, группы людей, мыслящих схоже, существуют. Вы только посмотрите на разнообразие политических режимов: одни считают, что управлять государством лучше в одиночку, другие думают, что нужно обращать внимание и на народ. А сколько религий в мире, их ответвлений?..
   Нормальность состоит в том, что у всех она своя, и именно ЭТО нормально. Это очевидно. (Что ж, это тоже всего лишь нормальность глазами автора, одной пары глаз из семи миллиардов…) Проблема лишь в том, что из-за этого мы часто не понимаем друг друга и портим отношения. Но не легче ли разговаривать об этом, принимать чужую реальность и уяснить, что невозможно соединить проводом и подключить к одному экрану всех, у кого на плечах есть генератор собственных идей и мыслей?..
     Никакой режиссер не должен зависеть от мнения критиков, коллег, но также и не в праве подчинять себе актёров и актрис. Думаю, режиссёры могут превратиться в исполнителя чьей-то роли, если всё время будут ориентироваться не на своё видение, а пытаться подделать чей-то почерк. (Хотя, некоторые приёмы работы перенять можно — это никогда не бывает лишним).
     Все мы — режиссеры своей жизни. Но не чужой.
Екатерина Киселёва, 16 лет
Студия «Молодые голоса»