Я та, которая творит миры. Три портретных эскиза

Людмила Рахматулина
Если бы гродненцев спросили о наиболее известных в городе художницах, полагаю, что назвали бы именно их. Так сложилось, что эта троица доминирует в художественном пространстве города. Возможно потому, что они и как личности необыкновенны и притягательны. Три феи, три художницы, совсем разные по мировосприятию и характеру творчества: Валентина Шоба, Виктория Ильина и Наташа Ляпкина.
Утончённая колористка, внешне сдержанная, хрупкая интеллектуалка Виктория, получившая гены творчества от своей мамы, известной беларусской поэтессы Дануты Бичель-Загнетовой, и эмоциональная, непредсказуемая, внутренне раскрепощенная, фонтанирующая идеями Валентина Шоба. И Наташа, принадлежащая младшему поколению, редкостная красавица и загадочный, ультрасовременный мастер в творчестве.
          Взглянуть на Гродно глазами Виктории Ильиной—это значит почувствовать его особенную ауру, а времена года и суток—как разные цветовые стихии. Вот он абсолютно синий, весенний, а вот присыпан снежком (нежность валёра); изысканность ночного бархата сменяется охрой осеннего дворика...Городская геометрия художницы полна лиризма. Преобладают композиции как бы с высоты птичьего полета—любимый брейгелевский ракурс —любовно обнимая мир. Виктория Ильина чутка к природной гармонии и к мимолетной, изменчивой красоте человеческого бытия, замечает особую прелесть неказистых хаток "роднага кута" и обожает теплые заулочки старого Гродно. Веселыми мазочками-солнечными зайчиками рассыпаются на ее картинах городские пейзажи, и глаз зрителя играючи собирает эти кусочки "смальты", проникаясь поэзией Гродно.  Натюрморты настолько изысканны и артистичны, что вызывают ассоциации с восточной эстетикой.
В последнее время художница увлекается монохромной живописью и графикой. Полотна черно-белого и всех оттенков серого обретают в ее творчестве особенное качество. Художница использует фактуры, разнообразные эффекты масляной краски и акрила, динамичную линию. Излюбленные сюжеты (и жанры) Виктории —городские виды, натюрморты, образы сельской среды, иногда они совмещаются в одном произведении. Достаточно много ночных и вечерних образов, которые сама художница называет "мой ночной дозор".

           Наташа Ляпкина обладает особенным чувством юмора, круто замешанном на острой наблюдательности, самоиронии, парадоксальном мировидении, умении замечать в обыденном метафизическое и абсурдное. Художница увлекалась в юности анимацией, и это сказалось на появлении в ее живописи смешных, озорных персонажей, одушевленных вещей, ярком звучном локальном цвете и тщательной проработке деталей. Ярки серии образов, созданных под впечатлением от круизов в Непал и Мьянму, эксперименты с различными материалами.     Художница прекрасно владеет словом, убеждалась по ее текстам—мини-зарисовкам в соцсети. Наташа экспериментирует с различными материалами и в разнообразных техниках. Язык метафоричен, с уходом в полный сюр). Время от времени делает анимационные проекты. Её картины украшают кафе города, интерьеры магазинчиков. Увлечена искусством Азии, ездит в творческие круизы в Непал, Мьянму, всегда возвращаясь с новыми идеями и подарками коллег.
         О Валентине трудно говорить: ее графика очень разная. Есть абсолютно камерные вещи, субъективные, связанные с детскими ассоциациями, как, например, серии ее прелестных «коников», когда посредством образа лошадки в манере наивного искусства художница выражает свое состояние, отношению к миру в данный момент, и есть нарочито декларативные, но тяготение к символичности, к сложным метафорам налицо. Очень нравится ее игра с фактурами, спонтанность поисков, в которых художница ведома неким внутренним чутьём, словно пытается докопаться до сути, показать структуру…Восприятие ее творчества подчас требует и чувственного восприятия, и немалого усилия разума.
Абсолютно декоративны и прекрасны мои любимые балерины, жесты, движения изображены с таким милым гротеском, что запоминаются надолго. Натюрморты, серии женских портретов, абстрактные композиции, тяготеющие к мандалам, лаконичные пейзажи, заключенные в тондо….Чего только нет в ее творческом портфолио!  И хотя престижный приз Тэйлора на парижской выставке 2015 года она получила за графику символического плана, более всего мне нравятся ее архитектурные пейзажи.
Словно на старинной эпитафии,
Где ветра и время заодно,
Проступают знаки "шобографии"—
Призрачно- сквозное серебро.
Сотканный из клочьев мглы и света,
Дымчато-заснеженный ажур...
Легкое видение поэта:
Храм и нежен, и как будто хмур.

Кружевная скань на светлом перстне,
Хрупкий образ, вверенный векам,
Воспаренье, памятное сердцу,
Sursum Corda—как посланье нам.

(к графике  Валентины Шобы , архитектурная серия "Костёлы").