Всё, что видишь пред Собою

Фрид Траум
Картины Н.К.Рериха
Название Рассказ о Боге
Год 1901
Материалы, размеры Масло
Источник "Николай Константинович Рерих" Текст Ю.К. Балтрушайтиса, А.Н. Бенуа, А.И. Гидони, А.М. Ремизова и С.П. Яремича. Пг.: Свободное Искусство, 1916.

Примечание В каталоге картин Н. Рериха сост. Ларкина Т.В. упоминается под названием "Разговор с Богом". 1902 г. Возможно, это разные варианты перевода названия Картины с английского языка.


Всё, что видишь пред Собою,
лишь Мгновенье Бытия,
не всегда в Ладах с Любовью,
но такая уж Стезя...

Свет уходит в Бесконечность,
впереди и сзади Тьма,
Проявляющих Беспечность
направляет уж Карма...

Мыслей Раб или Владыка,
чем наполнена Сума,
и насколь Она велика -
всё решает Тень Сама...

Много Их, больших и малых,
Труд возносят на Алтарь,
нет ни Первых, ни Отсталых,
пока главный в этом Царь...

Опыт Жемчугу подобен,
без Чела тускнеет блеск.
Добр в Делах иль чаще злобен,
не "рождается" за Всплеск...

Постепенно накопляясь,
в Мыслях Сердца иль Ума,
Свет и Тьма, уж не скрываясь,
Мощь оявят Им весьма...

Осознать это Богатство,
может только лишь "Пчела",
ради Рабства или Братства -
воплощаются Чела...

Бог внутри Своих Творений,
даже малая Искра,
на Земле ярчайший Гений -
Ночи злобной иль Утра...

Люцифер скрывает Правду
Сути явной Майи Сна,
долго пить нельзя "Отраву" -
станешь Льдом почти у Дна...

Там, за Сферою Восьмою,
где Хаоса "Пустота",
Я - не быть уже Собою,
только с "Чистого" Листа...


Фрид Траум "за Гранью"
10.07.2021 г. по 11.07.2021 г.



Значение слова  по Ефремовой:
Всплеск - 1. Волнообразный кратковременный подъем воды или какой-л. другой жидкости, расплавленной массы, образуемый ее движением или падением в нее каких-л. предметов. // Выброс вверх, на поверхность чего-л. рыхлого, сыпучего и т.п. // Яркая вспышка (молнии, выстрела и т.п.).
2. перен. Бурное, быстро проходящее проявление какого-л. состояния, настроения.


Значение слова  по словарю Даля:
Весьма - очень, крайне, сильно, больно, крепко; более чем очень.



Ода «Бог» — Державин Г.Р.

О Ты, про­стран­ством бесконечный,
Живый в дви­же­ньи вещества,
Тече­ньем вре­мени предвечный,
Без лиц, в Трех Лицах Божества!
Дух всюду Сущий и Единый,
Кому нет места и причины,
Кого никто постичь не мог,
Кто все Собою наполняет,
Объ­ем­лет, зиждет, сохраняет,
Кого мы нари­цаем — Бог!

Изме­рить океан глубокий,
Сочесть пески, лучи планет
Хотя и мог бы ум высокий, -
Тебе числа и меры нет!
Не могут духи просвещенны,
От света Тво­его рожденны,
Иссле­до­вать судеб Твоих:
Лишь мысль к Тебе взне­стись дерзает,
В Твоем вели­чьи исчезает,
Как в веч­но­сти про­шед­ший миг.

Хаоса быт­ность довременну
Из бездн Ты веч­но­сти воззвал,
А веч­ность, прежде век рожденну,
В Себе Самом Ты основал:
Себя Собою составляя,
Собою из Себя сияя,
Ты Свет, откуда свет истек.
Созда­вый всё еди­ным словом,
В тво­ре­ньи про­сти­ра­ясь новом,
Ты был, Ты есть, Ты будешь ввек!

Ты цепь существ в Себе вмещаешь,
Ее содер­жишь и живишь;
Конец с нача­лом сопрягаешь
И смер­тию живот даришь.
Как искры сып­лются, стремятся,
Так солнцы от Тебя родятся;
Как в мраз­ный, ясный день зимой
Пылинки инея сверкают,
Вра­тятся, зыб­лются, сияют,
Так звезды в без­днах под Тобой.

Све­тил воз­жен­ных миллионы
В неиз­ме­ри­мо­сти текут,
Твои они тво­рят законы,
Лучи живо­тво­рящи льют.
Но огненны сии лампады,
Иль рдя­ных кри­ста­лей громады,
Иль волн зла­тых кипя­щий сонм,
Или горя­щие эфиры,
Иль вкупе все све­тящи миры -
Перед Тобой – как нощь пред днем.

Как капля, в море опущенна,
Вся твердь перед Тобой сия.
Но что мной зри­мая вселенна?
И что перед Тобою я?
В воз­душ­ном оке­ане оном,
Миры умножа миллионом
Сто­крат дру­гих миров, – и то,
Когда дерзну срав­нить с Тобою,
Лишь будет точ­кою одною:
А я перед Тобой – ничто.

Ничто! – Но Ты во мне сияешь
Вели­че­ством Твоих доброт;
Во мне Себя изображаешь,
Как солнце в малой капле вод.
Ничто! – Но жизнь я ощущаю,
Несы­тым нека­ким летаю
Все­гда паре­ньем в высоты;
Тебя душа моя быть чает,
Вни­кает, мыс­лит, рассуждает:
Я есмь – конечно, есть и Ты!

Ты есть! – при­роды чин вещает,
Гла­сит мое мне сердце то,
Меня мой разум уверяет,
Ты есть – и я уж не ничто!
Частица целой я вселенной,
Постав­лен, мнится мне, в почтенной
Сре­дине есте­ства я той,
Где кон­чил тва­рей Ты телесных,
Где начал Ты духов небесных
И цепь существ свя­зал всех мной.

Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня сте­пень вещества;
Я сре­до­то­чие живущих,
Черта начальна Божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом гро­мам повелеваю,
Я царь – я раб – я червь – я бог!
Но, будучи я столь чудесен,
Отколе про­ис­шел? – безвестен;
А сам собой я быть не мог.

Твое созда­нье я, Создатель!
Твоей пре­муд­ро­сти я тварь,
Источ­ник жизни, благ Податель,
Душа души моей и Царь!
Твоей то правде нужно было,
Чтоб смертну без­дну преходило
Мое бес­смертно бытие;
Чтоб дух мой в смерт­ность облачился
И чтоб чрез смерть я возвратился,
Отец! – в бес­смер­тие Твое.

Неизъ­яс­ни­мый, Непостижный!
Я знаю, что души моей
Вооб­ра­же­нии бессильны
И тени начер­тать Твоей;
Но если сла­во­сло­вить должно,
То сла­бым смерт­ным невозможно
Тебя ничем иным почтить,
Как им к Тебе лишь возвышаться,
В без­мер­ной раз­но­сти теряться
И бла­го­дарны слезы лить.

1784