Три тела Будды и жертвенная Плоть и Кровь Христа

Сергей Горский Москва
                Я — хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек;
                хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.


                Евангелие от Иоанна




Согласно буддийскому учению, у Будды, человека, преодолевшего бесконечную череду жизни и смерти, существует три тела:

1) Нирманакайя, или «Магически созданное Тело» — видимое тело из плоти и крови, существующее в мире материи и желаний.

«Это телесный облик, в котором Будда появляется в мире во имя блага страдающих живых существ. Тем не менее это не есть физическое тело» [1].

2) Самбхогакайя, или «Тело наслаждения» — идеальное бессмертное духовное тело, имеющее форму, цвет и свет, но не имеющее локальности в пространстве и материальности.

По-иному — «радужное тело», сущее в некоем тонком «мире форм», путешествующее по Вселенной «с курсом лекций»  и предстающее взору людскому с наставлениями в призрачных видениях немногих избранных бодхисаттв, йогинов и святых.

3) Дхармакайя, или «Дхармовое тело» — Вселенское тело, Абсолютный Дух, сущий в мире «не форм»,  «Татхата, абсолютная реальность как она есть на самом деле, лежащая вне всех двойственных оппозиций и понятий, изначально пробужденное сознание» [1].

А сколько тел существует у Спасителя мира, Иисуса Христа?

Согласно евангелиям, у него, как и Будды, также было физическое тело, которое изображалось на иконах, средневековых гравюрах, картинах, наконец, отпечаток которого виден в деталях на знаменитой Туринской плащанице.

Тело было подобно телу обычного смертного, но вот приходит время, и внезапно происходит Преображение Господне на горе перед его тремя ближайшими учениками: «и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет».

С телом Иисуса Христа связаны таинственные явления. Евангельский Иисус погибает на кресте, а потом воскресает на третий день в новом облике и в новом теле, причём неким неведомым образом его старое мёртвое тело исчезает неведомо куда. Евангелие от Луки и Евангелие от Иоанна говорят о Воскресении как об обретении Иисусом нового осязаемого человеческого тела с руками и ногами, вкушающего пищу, как обычный смертный человек. Человеческое, очень человеческое представление о воскресении!

Однако в том же Евангелии от Иоанна, которое именуется ещё «духовным» Евангелием,  есть место, которое заставляет по сей день ломать голову над смыслом миссии Мессии наряду с мистерией Воскресения Христова и загадкой исчезновения его физического тела:

                «Истинно, истинно говорю вам: верующий в меня имеет жизнь вечную.
                Я есть хлеб жизни.
                Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли;
                Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет.
                Я — хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек;
                хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.
                Тогда иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?
                Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам:
                если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его,
                то не будете иметь в себе жизни;
                Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и я воскрешу его в последний день;
                Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие;
                Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём;
                Как послал Меня живой Отец, и Я живу Отцом, так и ядущий Меня жить будет мною»  (Ин. 6:47–57).

О каком теле, о какой Плоти и Крови идёт речь?

О физическом мёртвом теле из плоти и крови? - Нет! Это полный абсурд! Новый Завет не говорит о каннибализме!

Может, речь идёт о некоем подобии второго, нематериального, светоносного тела Будды, которое сродни христианскому Логосу, Слову Божьему, Посреднику между Богом и людьми, наставляющему на путь истинный? Помните, как воинствующему фарисею Савлу, гонителю первых христиан, на пути в Дамаск явился Христос? Явился в виде «великого света с неба», ослепившего его, и гласа с небес, вопросившего: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?» Это светоносное явление Христа не только направило Савла в Дамаск, где он чудесным образом прозрел от слепоты, но и превратило его в дальнейшем из гонителя христиан в пламенного миссионера христианства — Апостола Павла — самого яркого и энергичного проповедника новой веры. Именно благодаря Апостолу Павлу христианство и состоялось как мировая религия. Может, как раз об этом «руководящем и направляющем» светоносном теле Христа, подобном второму телу Будды, и идёт речь в Евангелии от Иоанна?

- Опять нет! Из слов Иоанна видно, что Божественная Плоть и Кровь, призванная воскресить верующих к вечной жизни, имеет своей целью не слово, а дело: не наставление на путь праведный, как Савла, а дарование «хлеба жизни» и животворящей «живой воды», уносящей в бессмертие:

             «А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек,
             но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:14).

То есть эта Божественная Плоть и эта Божественная Кровь по своей природе имеют действенный животворящий характер. Эта Божественная Плоть — «хлеб жизни» — и эта Божественная Кровь — «вода жизни» — явно не имеют отношения к человеческой плоти и крови.

Зато они имеют отношение к Божественной природе Воскресшего Спасителя, смертью смерть поправшего и исполненного жизненных сил:

           «Ибо, как Отец имеет жизнь вечную в Самом Себе,
           так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Евангелие от Иоанна 5:26).

Жизнь в Самом Себе — это и есть истинная Божественная сущность Воскресшего Христа, это и есть его истинное незримое и нематериальное тело. Жизнь в Самом Себе означает самодостаточность Жизни в отличие от необходимости внешнего источника жизни для обычных живых организмов. В мифологии и религии таким внешним источником жизни служит божественное небо, исполненное беспредельных жизненных сил. Вспомним: «Я — хлеб живый, сшедший с небес».

В современной «безжизненной» науке аналога такого источника нет, поэтому наука никак и  не может объяснить тайну зарождения жизни. Вероятность случайного возникновения жизни из неживого, на чём базируются все потуги учёных, практически равна нулю. Образно это можно представить как то, что ураган, проносящийся над авиасвалкой, вдруг случайно соберёт из искорёженного хлама новенький Аэробус или Боинг, или как то, что мартышка, сев за клавиатуру, вдруг случайно напечатает всего «Евгения Онегина» или хотя бы коротенький сонет Шекспира.

        (См. Жизнь и разум как очевидное-невероятное:   http://proza.ru/2020/06/07/349)

Жизнь в Самом Себе означает источник всех жизненных явлений мира: от непостижимого и невероятного зарождения простейших безъядерных бактерий и до появления живых организмов, стоящих на вершины эволюции.

Хм, а кто стоит на этой самой вершине?

Привычный ответ — человек разумный — исходит из нашего ограниченного повседневного опыта земной эволюции. Ни в будущее заглянуть человеку не дано, ни узнать, как эволюционные дела идут у инопланетян, тоже.

Непривычный ответ — бестелесный и бессмертный «Ангел» — следует из пророчеств Нового Завета («ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф. 22:30)) и христианского эволюционизма Пьера Тейяра де Шардена. Цель эволюции в его визионерском учении — точка Омега:

            «Конец света — переворот равновесия, отделение сознания, в конце концов достигшего совершенства,
           от своей материальной матрицы, чтобы отныне иметь возможность всей своей силой покоиться в Боге-Омеге» [2].

Именно этот самодостаточный источник всех жизненных явлений мира, включая ангелоподобную бессмертную и бестелесную жизнь («пища для чрева, и чрево для пищи, но Бог уничтожит и то и другое» (1 Кор. 6:13)), и является жертвенной Плотью Христа-Спасителя. Ни к материальному человеческому телу (Нирманакайя), ни к светоносному призрачному телу Учителя и Наставника (Самбхогакайя), оно отношения не имеет. По своей сути, Жизнь в Самом Себе тождественна Вселенскому телу Будды — Дхармакайе, Абсолютному Духу.

И именно это животворящее тело — Жизнь в Самом Себе, Вселенский источник жизни на земле — Спаситель и жертвует во имя воскрешения 144 тысяч праведников! Вот это воистину Божественная Жертва, то есть Жертва Божественной Плоти и Крови, а не акт каннибализма. Строго говоря, это уже и не жертва в обыденном человеческом понимании, а некий акт слияния человека и Бога: 

              «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять её.
              Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю её.
              Имею власть отдать ее и власть имею опять принять её» (Евангелие от Иоанна 10:17–18).

Смысл этой Божественной Жертвы — Спасение людей от смерти. Сам Христос — Спаситель. И в этой своей миссии он удивительным образом совпадает с миссией буддийского Бодхисаттвы, хотя Новый Завет базируется на доктрине монотеизма, а в Буддизме Бога нет, буддизм — атеистическая религия. 

В северном направлении буддизма под названием Махаяна верхом индивидуального развития считается состояние Бодхисаттвы (бодхи — «просветление», саттва — «существо», буквально — «Просветлённое существо» или «Тот, кто достиг Просветления»). Если Архат в южной, ортодоксальной «Школе старейшин» (Тхеравада) отдаляется от общества, от людей в монашеской общине и завершает свой жизненный путь в нирване, то Бодхисаттва тоже может это сделать, но вместо этого выбирает благородный путь служения и помощи людям, их Спасения. Бодхисаттва, который руководствуется по жизни стремлением к совершенству, Запредельной Премудростью (Праджня Парамита) и великим состраданием к людям (Каруна), жертвует нирваной во имя спасения людей.

Он достигает состояния, когда он может наконец совершить Большой Переход в нирвану (Махапаринирвана), пройдя до конца непрестанную сансарическую череду жизни-смерти и достигнув в результате высшей цели великого скитания по лабиринтам психокосмоса — блаженного покоя нирваны. В состоянии нирваны он  обретает Дхармакайю, Вселенское тело Будды, Абсолютный Дух. Но вместо этого он сам, добровольно отказывается от последнего решающего шага, жертвует покоем нирваны и по собственной воле остаётся в бушующем океане сансары ради спасения других людей. Путь Бодхисаттвы — это жертвенный путь Спасителя. Христос — Спаситель и Бодхисаттва — Спаситель! Спасение достигается не только и не столько для себя, любимого, но в идеале и для всего живого. Этот идеал ясно проглядывается в девизе Бодхисаттвы:

                «Да, стану я Буддой на благо всех живых существ».

Бодхисаттва жертвует покоем нирваны во имя Спасения людей, а Христос жертвует  своей Божественной Плотью и Кровью. Может, за этими словами таится один и тот же смысл?

Случайно ли, что в православные святцы вошло имя Иосафат (искажённое Бодхисаттва)? Уже в Ветхом Завете фигурирует около полдюжины исторических персонажей по имени Иосафат. Но в святцы через христианскую Византию вошёл именно рассказ об индийском царевиче, обращённом якобы в христианство пустынником Варлаамом. Жил царевич Иосафат во дворце, пока не покинул его, узнав, что мир исполнен зла и страдания [3].

Сравните: Бодхисаттва, одной ногой стоящий в нирване, но остающийся в мире страдания  во имя спасения людей и всего живого, и Иисус Христос — Спаситель, Сын Бога, имеющий «Жизнь в Самом Себе» и дарующий званым и избранным царство «вечной жизни» посредством жертвы своего Божественного Тела, своей Плоти и Крови. Не из одного ли источника вселенской мудрости берёт начало эта вера?

Источника не рукописного, но духовного. Источника, испить из которого в принципе может каждый в любой точке Земли, не совершая длинных и долгих «хожений за 3 моря». Источника, находящегося не где-то далеко, в потайных местах, в священных книгах, а таящегося внутри самого человека, в высших — нелокальных — контурах его сознания.



ПРИМЕЧАНИЯ:


1. Е.А. Торчинов «Пути философии Востока и Запада»
2. Пьер Тейяр де Шарден «Феномен человека»
3. журнал «Вокруг света» КАК ИИСУС СТАЛ БОДХИСАТВОЙ:  http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/7246/


       11 июля 2021