Место силы

Синтюрина Кира
       Для каждого человека местом силы является место рождения, его малая родина. Для меня таким местом является дом № 143 на шоссе Энтузиастов, в котором я родилась.  Я всегда считала, что это место относится к Перовскому району, а значит, к территории Перово. Вполне вероятно, положение границ районов в советское время было точно таким же, как и сейчас. На карте видно, что Перовский район имеет треугольную форму с затуплённым окончанием нижнего и верхнего края. Что примечательно – левый верхний край имеет хвостик, совершенно нелогично проникая на территорию то ли Соколиной горы, то ли Лефортово. Правильнее было бы провести разделительную линию строго по дорожным и железнодорожным путям – без всяких ответвлений, которые только сбивают с толку.

В таком случае разграничительная полоса проходила бы по шоссе Энтузиастов и вся местность по левую сторону от шоссе в т. ч. наш дом относились бы к Первомайскому району, имеющему историческое название Измайлово. Ведь чуть поодаль от нас шоссе Энтузиастов чётко делит Измайлово и Перово. Что касается Соколиной горы, то здесь разграничение могло проходить по Московской Окружной железной дороге в районе ст. Лефортово без всяких нюансов в виде хвостиков – до моста, следовательно, находится Калининский район, историческое название Лефортово, после моста – справа Перово, слева Измайлово. По-моему, справедливо называть районы по их топографическому расположению и чётко отделять друг от друга.

В последние две-три недели я детально занимаюсь шоссе Энтузиастов и историей этого места. А начался мой интерес со статей в Интернете о немецких городках Перово. Я как раз упоминала о них в трилогии. Мои детские ощущения меня не подвели, и я встречала комментарии людей, которые в своих воспоминаниях подтверждали приводимые мною ранее факты, давая им дополнительный вес. Попутно опять же в связи с трилогией, где мне нужно было проследить вглубь веков местность вокруг шоссе Энтузиастов, я начала знакомиться с производствами, которые когда-то создавались на шоссе. Я углубилась в историю настолько, что дошла до образования Перово в конце 19 века, когда на этом месте были болота и приходилось их осушать.

Продолжая знакомиться с предприятиями и жилыми домами, которые росли не по дням, а по часам на шоссе, столкнулась с уникальными воспоминаниями старожилов дома по шоссе Энтузиастов, 66 дробь 1, связанные с маршалом Будённым. Версия комментатора мне показалась интересной – проспектом Будённого назвали бывший Мейеровский проезд ( о котором я уже знала, что он был на месте проспекта Будённого) именно потому, что ему часто приходилось бывать в этих краях – имеется в виду шоссе Энтузиастов, заезжал он на которое через Мейеровский проезд. Я связала присутствие Будённого на шоссе с созданием Конно-спортивной школы, которая возникла на шоссе Энтузиастов при непосредственном участии маршала. По крайней мере, теперь понятно, что место школы было выбрано не случайно. А также переименование Мейеровского проезда в Проспект Будённого - тоже.

* * *

       Цепочка догадок привела меня к таким впечатляющим результатам. Поскольку внимание было сфокусировано на месте моего рождения, я, находя старые фотографии 30-х и более поздние 70-х годов – знаковое для меня место видела обозначенным кем-то как Соколиная гора. Возможно, думала я, раньше оно и относилось к Соколиной горе  -  точно так же, как я всегда его считала принадлежащим к Лефортово на том лишь основании, что там находилась ст. Лефортово Окружной железной дороги. И эта версия, в общем-то, тоже имела право на существование, поскольку Калининский район вплотную примыкал к Перово. Вдруг такой же хвостик, только с другой стороны, внедрялся бы в Перово.

Два дня я ходила под впечатлением, что моим местом рождения, возможно, является Соколиная гора, с которой я никогда себя прежде не ассоциировала, но по жизни приходилось часто там бывать. Ели уж на то пошло – мне ближе Карачарово, которое расположено по правую сторону шоссе Энтузиастов сильно правее в Нижегородское. Хотя и это тоже фантастическое предположение. Итак, отправной точкой моих рассуждений было обозначение места рождения – сразу после моста с левой стороны из Центра, которое кто-то два раза назвал Соколиной горой. Мои двухдневные размышления буквально три часа назад обрели конкретную форму, и это случилось сегодня, 11 июля 2021 года, на часах 21-00.

       Вот уже 400 лет эта местность носит название Соколиная гора. За прошедшее время цивилизационный слой (1 метр в 100 лет) сравнял территорию Соколиной горы, оставив лишь в районе 3-5 улиц Соколиной горы небольшие возвышения, на Жигулёвской улице, например (название улицы требует уточнения). А дом №143 вместе с Электродным заводом, находящимся рядом, как раз и стоят на горе! Просто, как ясный день, но пришло это на ум только сейчас. Т. е. место дома №143 и далее по шоссе от Центра – продолжение плато, которое образует Соколиная гора. Чтобы убедиться – можно подъехать к Электродному заводу – во время строительства футуристичной трёхэтажной транспортной развязки (МЦК Шоссе Энтузиастов  и скоростные трассы) был срыт природный слой на 4 метра вглубь, который выровнял землю под более низкую сторону шоссе. Следовательно – обозначение места как Соколиная гора – абсолютно верное!

Я заглянула в Карты Москвы 1935 и 1952 года, чтобы сопоставить свои ощущения с документами. На Карте 1952 года увидела, что рядом с местом моего рождения - там даже мой дом присутствовал - было написано "Лефортово" - ага, значит, не зря я всегда так и считала! Район распространялся далеко на юг, ту местность, которую потом назовут Перовским районом. До присоединения к Москве в 1960 году границы Лефортово простирались на половину Электродной улицы, далее очерчивали зону Москвы по Перовской (на перекрёстке стоят парадные сталинки, обозначающие въезд в Москву) и на востоке территория заканчивалась 3-й Владимирской улицей, которая также отмечена парными пафосными высотками в стиле сталинский ампир. По картам

получается, что и Соколиная гора тоже относилась к Лефортово (вот так новость!). Шоссе Энтузиастов, относящееся к восточному радиусу Москвы, с самого начала имеет перепады высот. На участке ст. Лефортово Окружной железной дороги в районе Нефтегаза шоссе проседает. Левая часть, на которой стоит НИИ "Агат", идёт вровень с шоссе, а вот НИИ ПМ  - архитектурная доминанта шоссе, великолепный сталинский ансамбль с вычурной лепниной на верхней части здания - расположен на горке, как и НИИ Графит, следующий за ним. Шоссе пустили понизу, чтобы не создавать проблем движению автотранспорта. Вот оно во всей своей красе - натуральное плато Соколиной горы, простирающееся южнее, которое потом причислят к Перовскому району.      

Сведения старожилов, приходящие к нам от дедушек и бабушек или даже прадедушек и прабабушек – важный, если не сказать незаменимый, источник информации об истории района. Любого. Зря к их мнению не прислушиваются топографы и по их обращениям – местные власти, а потом и городские с центральными. Ведь что получается – на данный момент надо восстановить истину и скос в одну сторону переместить в противоположную согласно топографическим границам на основе природного (земляного) ландшафта зон. Ещё одно доказательство версии плато – болотистая местность некоторых частей Перово, особенно в районе современного Зелёного проспекта.  В книге "Пословицы и поговорки" Владимира Даля можно прочитать, что именно здесь живёт разная нечисть: "Как леший перовский зовет куликовского в гости к родительской кости". Болото всегда ассоциировалось с нечистой силой и плохой энергетикой (застоявшейся).

Cовершив “историческое открытие”, я нашла наконец-то точку опоры в рассуждениях о месте своего рождения, и по крайней мере теперь точно знаю – дом, в котором я родилась, находится на краю Соколиной горы (бывшие Введенские холмы), плато, возвышающегося над болотами Перово.
       Остаётся дело за “малым” – чтобы топографы всё же обратили внимание на исторический ландшафт и, основываясь на этом, а также получив разрешение вышестоящих органов, составили правильный план, соответствующий реальному положению дел маленького отрезка московской земли. Хотя возможно все “вновь открывшиеся” данные давно уже известны, а на изменения власти не идут по одной простой причине – слишком много бюрократических нюансов для изменения документации нескольких районов Москвы.


                11 июля 2012 года.
              P.S.
              Публикация адаптирована для сайта Проза ру. Полностью данные о причинах, побудивших дать Мейеровскому проезду и сопредельных улиц общее название Проспект Будённого, будут освещены в трилогии *Благодарю за любовь*, поскольку информация нигде ранее в литературных источниках не оглашалась.