И снова Петр Первый

Окороков Владимир
Почему именно Петр Первый в эпоху Советского Социализма, вдруг стал кумиром и идолом победившего пролетариата? Что случилось, ведь он же император, самодержец и тиран, т.е. идейный враг трудового народа. Он же весь этот народ, пачками казнил, ссылал в Сибирь с порванными носами и отрезанными ушами. Откуда такая любовь к человеку, которого в свое время в народе ненавидели и боялись, даже прозвище у него было - Антихрист. Многие русские, и не только, монархи имели прозвища - Грозный, Мудрый, Тишайший, Освободитель но Антихрист, таким страшным и позорным именем народ больше ни одного монарха не награждал. И еще у него было одно прозвище, тоже обидно - пренебрежительное - "Табачник".
Особенно большое значение в возвеличивании Петра Первого и создании образа положительного героя, придавал Советский писатель Алексей Толстой в своем романе "Петр Первый", целиком построенного на мифах идеализирующих "Великого Петра", ничего исторического в себе не несущем, а истинное положение вещей или утаено, либо показано в извращенном "приглаженном" виде как события вполне естественные, чтобы они не дай Бог не оскорблял памяти царя-реформатора перед миллионами несведущих читателей. Книга издавалась в СССР миллионными тиражами, и наш советский самый читающий народ свято верил в прогрессивного, справедливого царя, ведь других сравнительных источников просто не было, это теперь в эпоху интернета, можно легко найти любую информацию в свободном доступе.
Почему то этот же автор совсем недавно, в 1918 году, публикуя рассказ "День Петра", в котором очень критично и негативно характеризовал образ Петра. Надо сказать, что Алексей Толстой очень часто в своем творчестве касался персоны Петра Первого, известно, что в СССР все произведения литературы, театра и кино подвергались строгой цензуре со стороны государства. И вот однажды присутствуя на репетиции пьесы Алексея Толстого "На дыбе", Иосиф Сталин сказал: " Прекрасная пьеса. Жаль только, что Петр выведен недостаточно героически". Фактически это стало сигналом, уже через 5 лет, в печати появилась книга Алексея Толстого "Петр Первый" в которой Петр уже не кровожадный зверь, как в рассказе "День Петра", а поистине "народный царь". Одним махом гениальный Сталин делает из самого оголтелого и одиозного царя династии Романовых, кумира, народного героя и любимца. И теперь совершенно понятно, почему книга И. М. Василевского "Романовы", где цинично и критически описываются все представители Дома Романовых, в том числе и Петр Первый, изданная в 1923 году она полностью отвечала потребностям победившей рабоче-крестьянской власти, вдруг стала неугодной и больше в СССР не издавалась - поменялись тенденции, возник приоритет персоны Петра Первого.
Вычеркнуть из истории страны такой период - как правление династии Романовых было невозможно и опасно, это коммунистические идеологи понимали, ведь тогда пришлось бы признать ничтожность всех достижений в науке, культуре и искусстве за триста лет правящей династии Российского государства. Признать заслуги всех царей и императоров тоже было нельзя, они изверги, эксплуататоры и сатрапы. На роль положительного и более-менее прогрессивного правителя подходила кандидатура Петра Первого, по нескольким аспектам. Во первых, и в этом было зерно справедливости - Петр Первый фактически последний кровный царь и правитель России из династии Романовых ( его внук Петр Второй не в счет, он практически будучи малолетним, почти не правил) все остальные персонажи, или результат мошенничества и переворота, либо "седьмая вода на киселе", единственный подтвержденный кровный сын Петра - Алексей, был казнен им же. Во вторых, всем известно, что Санкт-Петербург основал и построил Петр Первый, а это как известно не только была столица империи, это колыбель Великой Октябрьской революции, а в тот период это очень много значило для народа. В третьих, в народе все знали, что из себя представлял император Петр, как он добивался своих побед, какими методами пользовался для продвижения своих реформ и преобразований. Только при строительстве Санкт-Петербурга погибли или умерли от непосильного труда, болезней и голода более 300 тысяч человек, а уж сколько погибло в войнах - не сосчитать, а вообще в результате правления Петра Первого - население России сократилось примерно на 20%.
Революция 1917 года, гражданская война, период коллективизации, голод, тиф - сколько погибших людей, жертв абсолютно не оправданных, их можно сравнить разве что с потерями в период правления Петра Первого. Вот для этого и нужно было как можно быстрее идеализировать образ Петра Первого для всего народа, чтобы таким образом уравнять действия Советской власти и поставить их в один ряд с "достижениями" истинно народного царя - Петра Первого, показывая таким образом все преступные деяния власти, - трагической но целесообразной необходимостью. А раз так, то можно и Сталину встать в один ряд с Петром Великим и таким образом оправдать все расстрелы, Гулаг, НКВД, бездарную коллективизацию и голод, для людей же старались, для всего народа, а то что погибли многие, так ведь - "Лес рубят- щепки летят".