Демократия... Либерализм Эссе

Николай Попов Кота
                В Древней Греции термином «демос» обозначались свободные граждане, имеющие гражданские права, в отличие от рабов и других категорий неполноправного населения. Рабами являлись люди, оказавшиеся в плену во время военных действий.   Также политических прав не имели все без исключения женщины, а также свободные граждане, родившиеся в другом городе. В Древней Греции «демократиями» назывались рабовладельческие республики.  Словом «Де-мос» назывались только рабовладельцы.
                Вне зависимости от древнегреческой демократии, в Древнем Риме образовалась республика с ее консульской системой, народными трибунами и сенатом. Право на участие в управлении республикой сосредотачивалось в руках лишь аристократов, позже такое право завоевал и плебс (Плебс (плебе;и) — население Древнего Рима, первоначально не пользовавшееся политическими правами). Римская республика посредством завоеваний и аннексий распространилась и в итоге обрела правление над всей Италией и другими государствами. Республиканизм плебса и аристократии обладал различными основами. Так с точки зрения аристократических республиканцев, прямолинейно и плоско мыслящих, плебс должен был исполнять  важную  роль в  управлении, но его необходимо было ограничить, так как его  множество могло  вызывать скорее опасения, чем заслуживать доверия.  Современники, критически оценивая Конституцию Римской республики, пришли к выводу, что она  была вполне демократической, но   общество не было таковым. А здравомыслящие люди, анализируя состояние общества, считали, что “там, где почитание богов, помощь родителей, уважение к старшим и повиновение законам являются традиционными и привычными…в таких общинах, если воля большинства преобладает, мы можем говорить о…правительстве как о демократии…» (греческий историк II века Полибий). Об этом можно спорить, можно и соглашаться, но дело в том, что для понимания демократии (игра ли «власть имущих» или лицемерная ширма?), нужны критерии, помогающие оценить действительность.
                Суть древнегреческой и древнеримской демократии заложена в современных западных странах в не изменённом виде.  Демократия придумана «сверху», и «верха» управляют ею. Рабовладельческий, феодальный, капиталистический и иные строи, выдуманные идеологами демократии, также не меняют принципы эксплуатации человека человеком, а способы эксплуатации меняются в силу технического прогресса.
                В XVII веке демократическая идеология получает неожиданно существенную подпитку в виде либеральных идей, придуманных для борьбы за свободу. Свобода не существует, а борьба за неё бессмысленна. Несуществующую свободу легко подменить существующей «несвободой». Ненужную борьбу за свободу – на нужную борьбу за власть. Свобода относительна, но это понимают те, кто познаёт, творит и созидает.
              Либерализм беспринципен, но в нём имеется единственный здравомыслящий принцип, провозглашающий    свободное движение мысли и её развитие. Либерализм предлагает ненужные для человека «ценности», которые ломают и подчиняют несамостоятельных людей. Либерализм – это тирания, не приемлющая иных взглядов и мнений, ограничивающая движение ума; однообразие мыслей приводит к нетерпимой жизни, требующей перемен… А всякая ли перемена нужна? Помимо того, либерализм способен усыпить здравомыслие бессмысленными негуманными идеями, если на своём пути не встретит самостоятельных людей.
              Границы гуманизма определяются той моралью, которая проявляется   в поступках и делах людей.  Либерализм в демократии – это бесконечность «пустоты» в пустоте.