Лесной цветок

Сергей Александрович Строев
Давным-давно, в июне 2013 года собрался я в очередной раз прогуляться на дальний берег своего озера. Гуляю я там регулярно, всё уже давно исфотографировал, причём при любом освещении и погоде и в любое время суток и года. Цифровая зеркалка у меня уже и тогда была довольно тяжелой, тащить её было лень, в общем в кои-то веки я оставил её дома, решив, что ничего нового я на уже десятки раз пройденном пути всё равно не увижу. Ну и, естественно, как все понимают, именно в этот-то раз фотик и понадобился.

Во-первых в тот раз я впервые на нашем озере столкнулся с гусями. Точнее, как позже выяснилось, с казарками. Но это ладно, казарок – и канадских, и белощёких – я потом ещё много раз видел и зафотографировал в любом возможном виде: плавающими по озеру, пасущимися на лугу, летящими в небе...
 
Но было в тот день кое-что и поинтереснее казарок. Иду я себе иду, и вдруг – совершенно волшебный аромат. Причём исключительно мощный. Вообще говоря, обоняние у меня слабое, и чтоб я вот так вот, просто идя по лесу, что-то унюхал – это действительно очень сильный должен быть запах. И притом был он просто неописуемо хорош. Огляделся-осмотрелся вокруг. На полянке стоят несколько неизвестных мне белых цветов – меньше десятка на всю поляну – и вот они-то и пахнут. Ну, как уже сказано, фотика у меня с собой не было, а долго стоять и их рассматривать я не мог: дело было вечером, и комары жрали очень даже серьёзно. Решил прийти на следующий день уже с фотоаппаратом, заснять и разобраться, с кем это я встретился. Но не смог. Уж не помню, что меня тогда не пустило – погода или работа. Пошёл я туда только черед два или три дня. А цветов нет! И аромата в лесу нет. И даже саму полянку, где видел цветы, не опознал.
 
Ни до этого, ни после я таких цветов никогда не видел, хотя по лесам лазаю всё время. Внешность я их не запомнил. Ну а запах – запах же словами не опишешь так, чтоб по описанию можно было определить и опознать.
 
Пытался я через год в то же самое июньское время по тому же маршруту ходить. Пытался и через два года – в июне уже 2015 года. Бесполезно. Уже и отчаялся найти. И вот 3 июля 2015 года иду – и вдруг на той же самой полянке (сразу и полянку опознал) – стоят мои родимцы. Запах не такой мощный – потому что ветер почти шквальный был весь день с озера, и разгоняет, не даёт настояться в лесу аромату. Но узнал я свой цветок сразу и безо всяких сомнений. И уж в этот-то раз я был с фотиком.
 
И ещё один был в тот день мне подарок. Конечно, мне очень хотелось хоть один такой цветок утащить себе домой и засушить. Но совесть мучила: если я за все годы жизни в лесу всего второй раз их встречаю, то видимо, цветок редкий, может, и краснокнижный. Да и на полянке их опять всего штук семь-восемь, не больше. И тут вдруг смотрю – ближе к тропинке лежит один сломанный. Так что дилемма снялась: и домой можно себе взять, и рвать при этом не надо. Принёс – и всего от одного цветка, который к тому же сушился в газете под грузом, несколько дней по всей квартире стоял аромат.
 
Такой вот был у меня в тот день праздник. Два года пытался этот цветок найти, а в тот раз уже и не рассчитывал: видимо, из-за того, что лето в 2015 году было очень холодным, все цветения и сдвинулись на более поздний по сравнению с летом 2013 года срок.

А цветок я вскоре определил. Оказалось, что это любка двулистная, она же «ночная фиалка», бальзам дикий, кукушкины слёзки, любовный корень, ночные духи, перелой, стагачка, стогачка и прочая и прочая. А если по-латыни, то  Platanthera bifolia (L.) Rich. (1817), или Orchis bifolia (L.) (1753), Lysias bifolia (L.) Salisb. (1812), Habenaria bifolia (L.) R.Br. (1813), Sieberia bifolia (L.) Spreng. (1817), Satyrium bifolium (L.) Wahlenb. (1826), Platanthera solstitialis Boenn. ex Rchb. (1830), Gymnadenia bifolia (L.) G.Mey. (1836), Platanthera bifolia subsp. atropatanica B.Baumann et al. (2003).
 
Это одна из наших северных дикорастущих орхидей. Ей приписываются всяческие мистические и магические свойства, что в общем не удивительно при таком-то виде, запахе и редкости.
 
Потом я её в течение многих лет, почти каждое лето, если только сам не был в отлучке, встречал на этой же полянке (и нигде больше!), и только в прошлом году она вдруг вновь таинственно исчезла. В этом году не было – ни цветов, ни даже листьев. Но, надеюсь, что когда-нибудь прорастёт вновь.
 
А вот сушится цветок плохо, хотя и газеты ему менял, и в комнате было тепло и сухо. Чернеет, вид теряет, а главное – всего через несколько дней полностью и насовсем исчезает его неповторимый аромат. Высушенный цветок пахнет просто сушёной травой Так что встретите – не рвите, всё равно сохранить не удастся.