Берлинская Школа Электронной Музыки. Дебютный альб

Владимир Курбалиев
Музыкальное направление Берлинская Школа Электронной Музыки – это своеобразное немецкое региональное направление Европейской музыкальной мысли, являющее под собой творчество музыкантов в жанре электронной музыки, базирующихся в Берлине. В это направление входят такие музыкальные коллективы как «Tangerine Dream», «Ash Ra Tempel» и «Kraftwerk» (даже, несмотря на то, что последние были из Дюссельдорфа) и такие композиторы как Эдгар Фрезе из «Tangerine Dream», Мануэль Гёттшинг из «Ash Ra Tempel», а также Клаус Шульце, успевший оставить свой след в этих двух музыкальных коллективах. Эта же статья будет посвящена своего рода продолжению группы «Ash Ra Tempel» под усечённым названием «Ashra».
                История коллектива тесно связана с его предшественником, группой «Ash Ra Tempel», поскольку лидером двух коллективов был гитарист Мануэль Гёттшинг. Здесь стоит кратко обратиться к биографии группы «Ash Ra Tempel», созданной в 1970 году в Берлине Гёттшингом и бас-гитаристом Хартмутом Энке. На первых альбомах группа стилистически начинала своё творчество с краут-рока, однако с 1973 года перешла к изучению структур электронной музыки (такой же путь был проделан «Tangerine Dream» и «Kraftwerk» – эти два коллектива также начинали своё творчество с краут-рока позднее перейдя в электронную музыку). Возвращаясь же к «Ash Ra Tempel», стоит сказать, что после выхода несколько альбомов в жанре электроники, в 1974 году, после ухода Шульце, Гёттшинг принимает решение распустить состав, и сосредоточиться на сольной карьере, выпустив в 1975 году сольный альбом «Inventions for Electric Guitar». Однако, к 1976 году Мануэлю приходит идея вновь реанимировать свой проект, под усечённым названием полностью переквалифицировавшись в область электронной музыки. В итоге гитарист, уединившись в студии, взяв в руки свою любимую гитару, добавив к ней клавишные и синтезатор, самостоятельно записывает все инструментальные партии и являет дебютный альбом проекта «Ashra» - «New Age of Earth».
               Вначале лонгплея Гёттшингом предлагается вещь «Sunrain», служащая образцом «электроники для расслабления», при пульсирующем ритме «моторик», характерном для работ коллективов краут-рока (к слову все ритмические партии сыграны на синтезаторе). Приятные синтезаторные наплывы и клавишные вкрапления создают непринуждённую обстановку, заставляя слушателя расслабиться. «Ocean of Tenderness» в которой полностью отсутствует ритм, характерна астральным синтезатором, обволакивающим звучанием и невероятно позитивной атмосферой, предвосхищая появление такого стиля, как эмбиент. «Deep Distance» слегка драматична, а в «Nightdust» это состояние достигает немыслимых размеров. Тяжёлые клавишные, давящий синтезатор и трагичное настроение – точная характеристика данной композиции. Стоит также отметить довольно редкое для этого альбома гитарное соло Мануэля в конце этюда напоминающее инструментальную работу Дэвида Гилмора из «Pink Floyd» (к слову немецким Гилмором считается скорее Михаэль Ротер из «Neu!», чем Гёттшинг, однако нельзя не отметить схожесть инструментальных ходов Мануэля и Дэвида в этом треке). В целом красивый альбом, и один из ярких образцов Берлинской Школы Электронной Музыки в целом.
                Альбом вышел в 1976 году, был тепло встречен критиками и прессой и считается самым лучшим альбомом этого проекта. В поддержку пластинки в декабре 1976 года гитарист проводит турне, где концертирует с бывшими товарищами по группе «Ash Ra Tempel» Хартмутом Энке и Харальдом Гросскопфом. В 1977 Гёттшинг выпускает второй альбом «Blackouts», который также записывает соло, а уже в на третьем альбоме «Correlations» к нему на помощь приходят Энке и Гросскопф. В целом в 80-е и 90-е годы под маркой группы выходит довольно мало альбомов, поскольку Гёттшинг также много времени уделяет сотрудничеству с другими музыкантами (к примеру с Михаэлем Хёнигом и Клаусом Шульце), а также ведёт сольную карьеру, в 1984 году выпуская техно-альбом «E2-E4», который был высоко оценен критикой. Однако в 2000 году Гёттшинг реанимирует «Ash Ra Tempel» и под маркой группы при помощи Клауса Шульце выпускает альбом «Friendship». Последний же альбом «Ashra» датирован 1991 годом, однако будем надеяться, что Мануэль реанимирует и второй свой коллектив, чтобы слушателя смогли оценить дальнейшие электронные творения музыканта по достоинству.




                Владимир Курбалиев