Быть или не быть

Александр Кашлер
 
Воспоминания о Второй мировой войне, о Великой Отечественной войне Советского Союза, в том числе, и всего того, что связано со славой и трагедией этого исторического потрясения не утихают с годами и это закономерно. Казалось бы, об этом сказано всё или почти всё, по крайней мере, — главное. Но с каждым шагом, отдаляющей от нас во времени мировую катастрофу двадцатого века, продолжают открываться неизвестные страницы, дополняющие общую картину триумфа победы свободы над тиранией, добра над злом, разума над ненавистью.
В воспоминаниях участников тех событий в большей степени присутствует тема сражений, непосредственного противостояния и противоборства враждующих армий, героизма, предательства, разрушений, тяжёлых испытаний гражданского населения и многого другого, что сопутствовало самой кровопролитнейшей войне в истории человечества.   

При этом, почти ничего не известно о тех, кто ковал оборонный щит и благодаря кому стала возможной победа над коричневой чумой. Эти сведения как-то и не в полной мере незаслуженно остались почти незамеченными своими безымянными высотами среди исполинских вершин ратных свершений воинов, сражавшихся на полях противостояния. (Сравнение высот и вершин является чисто условным и лишь отражает оценочные в сознании стереотипы доминирующих категорий в результирующей победе, принимая за главную жертвенную оценку, — потери живой силы). Очевидно утверждение и о том, что ничем не подкреплённый героизм воинов, не смог бы состояться без надёжного материального обеспечения по определению, а с ним и победа армий главных союзников антигитлеровской коалиции: СССР, США и Великобритании в 1945 году.

Читая материалы Первой мировой войны, я невольно натолкнулся на высказывание премьер-министра Франции того времени Жоржа Клемансо: "Война слишком важное дело, чтобы доверять её военным". Парадоксальное, на первый взгляд, утверждение. Но, если подумать, то в этом есть нечто, в чём заключён глубокий смысл. Успех военных компаний решался в боевых сражениях при поддержке глубокого тыла. Поддержка армий союзников была безгранична и главной составляющей в этом явилась помощь Соединённых Штатов Америки в виде так называемого lend-lease (ленд-лиза), что в буквальном переводе обозначало предоставление аренды взаймы. И хотя статистика цифр общеизвестна, всё же хочется вкратце напомнить то главное, что было получено по трём основным путям поставок в Советский Союз: Северным морским путём, Дальневосточным коридором и Южным, через иранскую границу.  Поставки по ленд-лизу начали поступать уже в августе 1941 года.
Всего же Америка направила советским союзникам:
14 тысяч самолетов
8 тысяч тракторов
13 тысяч танков
44 тыс. джипов
375 тыс. грузовиков
Кроме того, США передали СССР 1,5 млн одеял; более 330 тыс. литров спирта; 15,5 млн пар армейских ботинок; 107 т хлопка; почти 2,7 млн т нефтепродуктов; стратегическое сырьё в виде алюминия, меди и других важных компонентов для производства военной техники.

В октябре 1941 года была оформлена заявка на поставку воюющей советской стороне 65 наименований медицинских средств, включая операционные и перевязочные материалы, лекарства, антибиотики и другие средства лечения и спасения. Справедливости ради, надо отметить, что обьём поставок был удовлетворён в полной мере лишь к завершающей фазе войны из-за большого его количества. По некоторым источникам медицинские поставки ленд-лиза составили ни много ни мало — 80% всей необходимой совокупности медицинских нужд Красной Армии.

Особое место занимали поставки продовольствия. С 1941 по 1945 год было поставлено почти 5 млн тонн продовольствия, в том числе тушёнка в банках, которую бойцы советской армии называли "вторым фронтом". Этого количества было достаточно, чтобы накормить армию в 10 млн человек в течение всей войны. Продовольствие доставалось не только военным, но и гражданскому населению.
Объем американских поставок по ленд-лизу составил по разным источникам от $10,8 млрд до $11,2 млрд. Английские и канадские поставки составили $1,28 млрд. 

Американские поставки внесли неоценимый и решающий вклад в разгром фашистской Германии и её сателлитов. И документальные свидетельства об этом имеются. Эта оценка была высказана официально И.В. Сталиным в 1943 году на Тегеранской конференции. И наконец, Н.С.Хрущёв в своих воспоминаниях говорил о том, как И.В. Сталин не раз в приватных беседах высказывался об этом аналогично. И это бесспорно. В то же самое время помощь США Великобритании значительно превышала обьёмы поставок в СССР. По некоторым сведениям приблизительно в три раза! Сколько же надо было вырабатывать валового продукта, какими огромными ресурсами надо было обладать, чтобы весь этот гигантский обьём жизненно необходимого снабжения поставлять союзникам коалиции?! При этом, ведя собственную войну на истощение с Японией на Тихоокеанском театре боевых действий. Кстати, благодаря этому, в том числе, Япония не решилась вести войну на два фронта против США и СССР и может быть это и решило исход битвы под Москвой и далее?..

Удивление и восхищение вызывает и тот факт, что США до нападения на них Японией 7 декабря 1941 года практически не имели боеспособной армии и соответствующего вооружения. По большому счёту они  им были  не нужны, учитывая географическое месторасположение страны на континенте, окружённом Атлантикой и Тихим океаном. Конец ХIХ и начало ХХ века ознаменовались неслыханным ростом развития производства. Но все отрасли были кардинально разобщены и развивались в соответствие с видением и желанием их владельцев, руководствуясь здравым смыслом и взаимопоглощающей конкуренцией. Свидетельств этому множество. Одним из таких, например, может служить история построек самых высоких в мире небоскрёбов того времени в центре Нью-Йорка. Каждый из владельцев зданий амбициозно старался превзойти другого в престижной высокоэтажности и узаконить своё, в буквальном смысле, — "верховенство". Точкой отсчёта являлась башня Эйфеля в Париже высотой 300 метров — самое высокое сооружение в мире того времени. (Отвлекаясь от темы, обратимся к истории строительства в самом начале 1920-ых годов радиовещательной башни на Шаболовке в Москве, запроектированной по заданию советского правительства для популяризации идей Коминтерна во всём мире. Первоначально, инженер В.Г. Шухов, без преувеличения, — гениальный конструктор, запроектировал и готов был построить башню, не только не уступающую башне Эйфеля по высоте, а и превосходящую её на 50 метров, но более ажурную и лёгкую. К сожалению, из-за нехватки в стране металла была построена башня вдвое ниже, высотой с египетскую пирамиду Хеопса. Зато удалось сэкономить металл в десять раз. Она стоит и по сей день, являясь фирменным знаком городского ландшафта). Строительство небоскрёбов в Нью-Йорке дало толчёк строительству высокоэтажных зданий во всём мире. Принцип куража, подогреваемого азартом "верховенства" движет строителями и по сей день. А в то довоенное время, всё только начиналось и то самое разобщение, на котором я остановился в своих примерах, служило   стимулом и движителем развития и обогащения. Война изменила ход вещей. Разобщённость производителей по национальным интересам была директивно нивелирована президентом Франклином Делано Рузвельтом с сохранением направленности и специализации отраслей промышленности по родственным производственным составляющим. В марте 1942 года был создан Комитет военного производства (War Production Board), который возглавил Дональд Нельсон (Donald Nelson) (1888-1959). Практически, в самые тяжёлые времена вплоть до 1944 года он возглавлял этот Комитет и являлся главным координатором производства вооружения и всей системы обеспечения армии США и союзников. Заслуги этого человека, как исполнительного директора Комитета трудно переоценить. Что мы знаем о нём, одном из спасших в большой степени человечество от уничтожения? Скупые биографические строки и ничего более. Поэтому я и решил хотя бы упомянуть его имя, наряду с именами, силою умов которых мы непосредственно обязаны победой.  Наряду с титанами-творцами, организаторами отраслей военного производства. 
Вот только некоторые из них. Самые значительные по абсолютным алгоритмам понимания их личного фактического вклада. Отрицая некоторые стереотипы сложившихся мнений и догм.
 
Джон Пирпонт Морган-младший (JP Morgan, Jr.), (1867-1943).
Американский банкир. Осуществлял финансирование военного производства. Без его капиталовложений было бы невозможно всё остальное.
 
Генри Джон Кайзер (Henry John Kaiser), (1882-1967), основатель ряда коммерческих и промышленных компаний.
Родился в семье иммигрантов из Германии.
В довоенное время был основным подрядчиком на строительстве самой большой дамбы - дамбы Гувера на реке Колорадо возле Лас-Вегаса в первой половине 1930-ых годов и моста через залив между Сан-Франциско и Оклендом. Построил судостроительную верфь в Ричмонде штата Калифорнии, где строил военные корабли серии "Либерти". Взаимодействие с Генри Фордом в плане обмена опытом по внедрению конвейерного производства позволило применить важнейший принцип сборки кораблей на основе предварительных сборок, что позволило значительно сократить время строительства и собирать их, доведя время сборки до 4 дней (!) в рекордных постройках.
 
Генри Форд (Henry Ford), (1863-1947),
Сама по себе его личность неоднозначна и полна противоречий; неприятия, порой, его поступков и взглядов.
Родоначальник автомобилестроения и внедрения конвейерного производства. Помогал СССР в становлении его машинного парка: производство первых тракторов "Фордзон"; строительство Горьковского автозавода; строительство завода АМО в Москве.
 
Едсел Форд (Edsel Ford), (1893-1943), сын Генри Форда. Президент "Форд мотор компания" с 1919 года и до его смерти в 1943 году.
Специализируясь, в основном, на создании автомобилей и тракторов до войны, они стали основными производителями самолётов, доведя скорость сборки, например, самолёта Б-24 до 58 минут (!). Вот как стал возможным выпуск такого многотысячного количества самолётов!
Здесь даже не упоминается то, что выпуск самолётов требовал кардинальной перестройки всего технологического процесса, включая строительство гигантских многокилометровых самолётных ангаров и цехов сборки.
 
Пьер дю Пон (Pierre du Pont), (1870-1954).
Потомок французских иммигрантов.
Химик по образованию. Президент компании “Дженерал Моторс” до 1928 года. Под его руководством в 1931 году в Нью-Йорке построен Эмпайр  Стэйт Билдинг — высочайшее здание в мире того времени. Во время Второй мировой войны его предприятия выпускали бомбы, снаряды и патронное обеспечение стрелкового оружия. Участвовал в Манхеттэнском проекте (Создание атомной бомбы). После выхода в отставку позднее был снова призван для создания водородной бомбы.
 
Уолтер Перси Крайслер (Walter Percy Chrysler), (1875-1940)
Первоначальный владелец небоскрёба “Крайслер билдинг” в Нью-Йорке — самого красивого небоскрёба мегаполиса.
Этот выдающийся человек скончался за год до начала войны. Тем не менее его имя должно быть упомянуто в этом списке по его деятельности в общем вкладе в дело победы и по его наработкам в соседней компании "Дженерал Моторс" на посту вице-президента, кроме всего прочего, выпускавшие вначале танки М3 и позже М4 "Шерман" с 75мм пушкой. К тому же, компания "Дженерал Моторс" за годы войны выпустила 1300 самолётов и 25% всех авиадвигателей.
 
Вильям Боинг (William Boeing), (1881-1956)
Производитель авиатехники и лидер самолётостроения. В настоящее время основной парк пассажирских самолётов мировой системы воздухоплавания базируется на основе самолётов компании Боинга. (Атомные бомбы для бомбардировки Хиросимы и Нагасаки в 1945 году доставили самолёты Б29 фирмы Боинга — крупнейшие в то время бомбардировщики).
Впервые стал применять женский труд на своих предприятиях. Знаменитая "Роза заклёпочница" (“Rosie the riveter”), во время войны стала символом женщины-героини. Она работала на заводе Боинга.
 
Джей Хормель (Jay Hormel), (1892-1954).
Основатель и президент компании “Hormel Foods Corporation”.   
Аббревиатура SPAM на банках знакома всему миру и поныне. В связи с тем, что с началом войны практически все территории СССР производящие продукты питания были захвачены врагом, страна остро нуждалась в этом. Американская тушёнка была своевременным подспорьем. 45 тысяч тонн банок с консервами было поставлено за годы войны. Кроме того, по ленд-лизу осуществлялась поставка других продуктов питания: мяса, бульонных кубиков, яичного порошка, пищевых концентратов, пшеницы и пшеничной муки, ржи, кукурузы, молочных продуктов и многого другого. Здесь указаны лишь продукты питания. По моим сведениям, справедливости ради, надо отметить, что не всё целиком выпускалось в США. Подробности не сохранились, но в архивах упомянут городок Фрай-Бентос в южноамериканском Уругвае, где выпускались говяжьи консервы в колоссальных обьёмах. Америка лишь утилизировала этот поток, переклеивала американские этикетки и направляла по каналам ленд-лиза. Спасибо им за это!

Конечно, даже перечисленные деятели индустриального Запада в одиночку были не в состоянии сами осуществить столь грандиозную программу. По скромным подсчётам, в этом созидании было задействовано порядка 19 млн человек. 40% составляли женщины, заменившие мужчин, сражавшихся на войне, тем самым, внося лепту в общую победу. И всё же...

В заключение, позволю себе процитировать американского писателя и бизнесмена Джека Уэлча (1935-2020), чьи слова, как нельзя точнее иллюстрируют материал этого повествования:"Поставить на ключевые места правильных людей намного важнее, чем разрабатывать стратегию". И этим всё сказано.