Фатализм или предопределённость судьбы

Лев Ольшанский
Сегодня, вспоминая события давно прошедших десятилетий, я прихожу к выводу, что совершал именно те действия и говорил именно те слова, какие и должен был совершить и сказать, и никакие другие, иначе это был бы не я, а совершенно другой человек, с иным характером (и, следовательно, судьбой).

Вспоминается один случай. Как-то, лет 15 назад, на работе одна женщина попросила выручить её. Дело в том, что у неё небольшой заработок, двое детей в наличии, и кредита в банке ей не дадут. Поэтому она и обратилась ко мне с просьбой получить для неё кредит размером в 10 тысяч рублей, а она будет выплачивать ежемесячные взносы. Я был несколько озадачен, в её предложении я чувствовал какой-то подвох, но сформулировать его не мог. И отказать прямо я тоже не мог. Другой бы человек на моём месте рассмеялся и свёл бы всё к шутке или заявил, что он не видит никакой выгоды от её предложения. И всё! Как говорится, не клято, не мято, и никаких обид.

Но я не мог сказать эти простые слова и погрузился в тяжёлые раздумья, пообещав дать ответ попозже.
Остаток ночной смены я чувствовал себя идиотом, которого обвели вокруг пальца, а я не мог возразить ни слова. Чувствуя тяжесть на душе, придя домой, я тут же поделился с женой этой проблемой. Она ответила: "С ума сошёл?" - и в моей голове всё прояснилось и встало на свои места. Я позвонил той женщине и сказал ей, что я не стану брать кредит. Та удивилась: "Как так?", я ответил: "Так", и на этом наш разговор о кредите прекратился.

Замечу, что в таких случаях цыганки умело воздействуют на психику своей жертвы, и та, находясь под гипнозом, покорно и не думая, передаёт цыганке деньги и драгоценности.

В этом - весь я, не могу отказать, когда у меня что-то просят. Такое безотказное отношение к просьбам, разумеется, сказалось и на моей судьбе. Я  думаю, что таких людей много. Из этой ситуации понятно, что бизнесменом, деловым человеком мне не стать; я и не пытался им стать.

Вспоминается случай, происшедший с моими знакомыми. В конце 80-х их друзья попросили у них несколько тысяч рублей взаймы для покупки автомобиля. Ну, Россия, как известно, щедрая душа - не отказали друзьям в их просьбе, сняли деньги со сберкнижки и вручили их друзьям.

Не помню, купили те автомобиль или нет.
В скором времени, точнее, в 1992 году, деньги обесценились, и примерно через полгода друзья вернули долг. Только в 80-е годы эта сумма копилась годами, а в 90-е эти деньги можно было отдать с аванса и купить на них можно было разве что детский автомобиль. Но те, кто занимал деньги, вряд ли чувствовали себя обманутыми - эти деньги точно также обесценились бы и лёжа на сберкнижке.

Неумение отказать - всего лишь одна черта моего характера, таких особенностей много, и все они по-своему влияют на мои слова, решения и поступки, и, в конечном итоге, на мою судьбу. Таким образом, получается, что всю свою жизнь я провёл под влиянием моего характера, и что я не мог хоть как-то изменить свою жизнь, иначе это был бы не я, а совершенно другой человек.
Другими словами, можно сказать, что моя жизнь была изначально предопределена.

Вера в то, что всё в жизни предопределено, называется фатализмом и очень часто горячо оспаривается.

Коммунистическая мораль утверждала, что каждый человек - кузнец своего счастья, что в нашей жизни нет место для фатализма, и что настоящий коммунист пойдёт наперекор всем трудностям, но добьётся своего счастья ("Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у неё - наша задача). И непростительно нам, строителям коммунизма, опускать руки перед препятствиями и хныкать, что, мол, судьба выпала такая несчастливая.

По арабски судьба - это хисмет, у древних индийцев она называется карма.
Почему ребёнок родился, почему человек утонул? Араб, подумав, глубокомысленно изречёт: "Хисмет!", индиец же заявит: это, мол, карма такая.

Действительно, бывают активные люди, которые коренным образом меняют свою жизнь, не смирившись с внешними обстоятельствами (например, предводитель восставших рабов Спартак). Я думаю, что и в данном случае характер человека повлиял на его поведение, слова и поступки: этот человек не мог поступить иначе, или это был бы кто-то другой.

Так что, наличие в нашей жизни героев ничуть не отменяет предопределённости судьбы.

Естественно, человек, дабы доказать неправильность учения о  предопределенности, может начать совершать поступки, совершенно не свойственные ему прежде. Но и этот факт не отрицает того, что данная перемена в поведении человека была предопределена его характером. Например, ещё недавно хороший мальчик вдруг начинает пить и пускается во все тяжкие. А это его поведение объясняется его характером.

Конечно, на судьбу человека могут очень сильно влиять внешние обстоятельства. Но и отношение к этому влиянию во многом, если не во всём, зависит от характера человека. Кто-то скажет, что стакан наполовину пуст, другой возразит, что стакан наполовину полон. Казалось бы, оба они правы, но их отношение к жизни предопределяет всю их дальнейшую судьбу.

Не так давно прочитал: "Каждый человек приходит в этот мир со своей раз и навсегда предопределённой судьбой, и убежать от неё не в силах".*

Эти слова и подобные им мне приходилось читать и раньше. Думаю, что мудрые люди пришли к такому выводу благодаря многолетним - на протяжении сотен и тысяч лет - наблюдениям.

Разумеется, можно верить этому высказыванию, можно не верить - от этого абсолютно ничего не изменится, хоть до хрипоты спорь.

* "Далёкие шатры", М.М. Кей