Духовные и религиозные движения. Летняя Школа

Ладомир Родумилов
Благословенные Мюриды,

Открытие Летней Школы делает меня очень счастливым, приветствуя всех вас, и желаю всяческого счастья и просветленья. Я подумал, что сегодня хотел бы сказать вам пару слов о моем путешествии и визите в Америку.

В первую очередь я хотел бы объяснить вам, как я открыл Америку. Я нашел ее намного лучше, возможно в десять или двадцать раз лучше, чем до этого. По той причине, что я не мог узнать Нью Йорк таким, как я его видел три года тому назад. Множество новых зданий, совершенно все поменялось; к тому же не испытал таких сложностей с таможней как раньше. За это я благодарен друзьям; также я думаю, что дела в Америке изменяются в лучшую сторону. 

Теперь перейдем к вопросу о духовных и религиозных движениях. Во-первых в Америке множество действующих движений, несравненно больше, чем где-либо еще в мире. Но в то же время кажется, что христианская наука, которая однажды обладала большой приверженностью, похоже, не добивается такого прогресса как раньше. Движение Штейнера не кажется уже таким распространенным. Теософское Общество также сейчас претерпевает большие трудности. Их новый идеал сильно расстроил общества повсеместно; поэтому некоторые теософы просили меня в Нью Йорке рассказать о существующей проблеме.

Я сказал, что чем меньше об этом говорят, тем лучше. Здесь есть также уже очень давно Общество Веданты. Но в Америке мало разбираются в ложном и реальном, когда дело доходит до духовных движений. И поэтому многие разочарованы духовным движением и похоже, теряют веру в него. Я видел клуб, который они называют оккультным клубом. У них устраивается каждые две недели ужин. Меня привели в этот клуб, но я не должен был говорить там о своем Движении, потому что все они были разочарованы этими вещами. Каждый из них рассказал о том чуде, которое он совершил кроме меня самого. 

 Поэтому я отправился на Запад. Помимо разных движений есть несколько отдельных учителей. На основании некоторых пророчеств, появляющихся в разных современных книгах, они провозгласили свою власть в качестве представителей духовной иерархии; многие привлекаются ими. Таким образом происходит своего рода хаос, некоторые очень настроены против организации. Они заявляют: «Мы должны быть свободными», потому что самое главное слово, которым оперирует каждый американец, то слово, которым он больше всего впечатлен, - это слово «свобода». Таким образом он хочет быть свободным от всего, кроме самого себя. И этот единственный недостаток также отбрасывает их назад на пути. 

Кроме того, это в основном своего рода интеллектуальный голод по духовности. Это гораздо более подчеркнуто, чем где-либо еще в мире, чем в любой другой стране, потому что многолетний материализм заставил их почувствовать недостаток духовного прогресса. В то же время, когда они хотят что-то получить, они получают нечто иное. Они не могут различить для себя что есть что. Очень часто приходят личности, чтобы высказать мне: «Я прочитал это, я изучил эту книгу, возможно пятьдесят книг». И спрашивает: «А ты прочитал те же книги, что и я? Я был и в этом обществе, и в том, я приобрел так много». Это он считает сокровищем, фундаментом. Напротив, это неправильный фундамент.

Поэтому положение таково, что каждая душа жаждет духовных достижений; в то же время каждая душа, кажется, боится этого и при этом страстно этого желает; в то же время это уводит ее от духовных вещей. Возникает довольно специфическая ситуация. Чем больше вы изучаете психологию, отношение американского ума к философии, тем больше вы видите, что это особенная ситуация. Во-первый, религия теряет свою популярность, как и везде. Особенно это заметно в Америке. Затем имеют место некоторые религиозные противостояния. 

На днях я увидел священника старой православной церкви; У него были большие проблемы с Главной Церковью в Иерусалиме. Поскольку Америка изменила его идеи, теперь люди в Иерусалиме говорят, что он вне касты. Поэтому у них возникли большие трудности. Затем я встретил епископа Брауна, которого исключили из протестантской церкви, потому что он не верит в некоторые аспекты Библии буквально. И когда я увидел его, он сказал: «Теперь появился кто-то из Индии, он поймет мою точку зрения». Он сказал: «Как я могу верить в эти вещи дословно?» Я ответил, что я могу вполне вам посочувствовать, но в то же время вы могли также и не говорить этого. Он не мог понять, почему ему не стоило говорить что-то, о чем мы можем сказать. Он не мог понять, что если вы можете выразить без слов, это так же хорошо.

В этом состоянии хаоса, с одной стороны, материализм держит вас, с другой - спиритизм приглашает вас. Затем пришел факир из Египта. Этот Факир побывал во многих разных местах. Он выступал в театре, лежа в ящике, будучи закрытым без воздуха в гробу. Там он пробыл восемь или десять минут; затем он был помещен в два обнаженных меча и читал мысли людей; он, несомненно, творил чудеса, и делал это самым чудесным образом. Это пробуждает в них мысли о том, что есть что-то за пределами материи, и этот человек тоже прекрасно справляется. Он приглашает людей к себе на сцену. Сорок американских ученых, врачей, пришли на трибуну, они видят, что он делает и у них нет в это веры. Настоящие факиры, которые могут творить чудеса, никогда не намерены показывать это другим.

Моя первая, очень хорошо организованная лекция состоялась в Вальдорфде и на нее пришло много посетителей. Но в то же время на второй, третьей лекции я подумал о том, что все считают, что нужно потратить много денег, чтобы сделать вещи хорошо известными в Америке. На Западе был большой отклик; Муршида Мартин организовала несколько лекций в Сан-Франциско, на которых также было множество посетителей. В Лос-Анджелесе тоже был отличный отклик. Мне кажется, что Западная Америка - самая красивая и прекрасная вдохновляющая страна. И большая помощь для духовного вдохновения. Люди наиболее отзывчивые.

 После поездок по разным местам на Западе, в Сан-Диего и Санта-Барбаре, я снова приехал в Чикаго и дал три публичных лекции, а также несколько уроков. Это было только потому, что они думали, что название специальных лекций привлекает людей более серьезных…  дать несколько уроков, потому что я не верю, что в шести занятиях человек может быть идеальным, а затем сбегать к чему-то другому. Это кажется неправильной идеей для меня. Многие  применяли эту систему; Хотя они и думали, что вначале они читают публичные лекции, а затем проводят уроки, я никогда не думал, что было бы хорошо называть их уроками. Я называю их специальными лекциями, чтобы они могли знать, что уроки не могут быть даны в течение двенадцати дней.

Кажется, что там все в гонке, лифты и метро и вагоны, машины. Это приводит нервную систему каждого в такое состояние, что все должно быть сделано сразу, им нельзя ждать. Нечто, требующее настойчивости и испытывающее терпение человека всю его жизнь, - это духовная идея. Из-за недостатка терпеливости это создает для них и их духовного учителя трудности. Вы не поверите, что после моей первой лекции мои собственные друзья сказали мне, что для моего же блага и благоденствия Послания: «То о чем вы собирались рассказать в конце, вы должны поведать в первую очередь». Представьте себе. То, чего вы должны были бы ждать шесть или десять лет, чтобы ученики смогли развиться, чего должны были бы достичь, они хотят получить это на первом же слушании. Если вы этого не сделаете, вы не сможете добиться успеха; если же вы сделаете так, это пройдет над их головами, вещи, которые они не могут понять и которые не могут принести им никакой пользы.

Теперь вернемся к деятельности нашего Движения. Работа нашего Движения стала более энергичной, и теперь наше Движение в Америке наполнено большим энтузиазмом. В Нью-Йорке, Сан-Франциско и Лос-Анджелесе наблюдается значительный рост числа мюридов. Новая группа сформировалась в Чикаго и небольшая группа в Денвере. Появилась возможность создания группы в других местах, где будут формироваться новые группы. Без сомнения, для того, чтобы развивать суфийскую деятельность в Америке, необходимо, чтобы разные работники суфийского движения отправлялись туда и осваивали разные места, где работа должна развиваться, потому что это благодатная почва для духовной работы, поскольку каждая душа жаждет духовности.

А теперь я хочу сказать несколько слов о деятельности в Летней школе. Мы начинаем нашу работу с помощью Бога, и первое, что мы должны помнить, - это сотрудничать друг с другом самым искренним образом. Чтобы выразить нашу обходительность с теми, кто недавно пришел сюда. Дружить с ними, помогать им, посодействовать им в понимании работы Послания. Каждый из членов этого ордена должен считать это своей обязанностью. Нельзя думать: «Поскольку я не Чераг, я не должен выполнять эту работу, потому что это задача Чераг; или Муршида должна делать это, или Представитель». Нет, каждый мюрид должен сделать все возможное, чтобы сотрудничать, чтобы заставлять других чувствовать себя счастливыми, чтобы они не чувствовали себя в новом месте, не заставлять их чувствовать, что все являются недоступными, безразличными. Мы должны проявлять сочувствие и превосходящую тенденцию ко всем, кто приходит, чтобы встретить их, поговорить с ними, заинтересовать их в Движении. По той самой причине, что Суфийское Движение маленькое, мы должны быть более общительными из-за малочисленности нашего Движения.

В Америке пробуждается большой интерес и к различным местам Летней Школы. Если люди не придут в этом году, они придут в следующем году. Но мы должны начать с того, чтобы незнакомцы чувствовали себя здесь как дома благодаря нашему сочувствию, нашей вежливости, нашему превосходящему стремлению. Если мы не докажем в наших жизнях философию, которой мы учим и придерживаемся в качестве нашего священного идеала, то как мы можем произвести такое же впечатление на других? Кроме того, у некоторых мюридов, возможно, есть меньше времени, когда они находятся дома, чтобы заниматься практикой, они заняты своими семьями или работой; теперь, когда они находятся здесь, они должны думать, что продолжить практику является для них самым необходимым, для того, чтобы получить максимальную пользу от пребывания здесь в Летней школе.

Никому никогда не следует думать, что упражнения предназначены только для начинающих. Они должны знать, что Падеревский играет простые гаммы, как новичок играет на пианино, и что он играет на них чаще, чем новичок.  Поэтому никогда не думайте, что для духовного продвижения у вас должны быть другие практики или новые упражнения. Это не обязательно. Если вы будете каждый день продолжать практику, которая у вас есть, особенно когда вы здесь, это окажет большую помощь. Кроме того, есть определенное настроение, которое необходимо, когда кто-то находится в Летней Школе. Такой склад ума - это дружелюбие, сочувствие, терпимость, прощение; позиция к терпимости. Нужно простить и забыть чьи-либо недостатки. Мы все ограничены, у всех нас есть свои недостатки и ограничения. Если у другого человека их немного больше, возможно, наши недостатки скрыты. Возможно, у нас больше недостатков, чем у кого-либо еще.

Лучше всего игнорировать это. Кроме того, в мирской жизни в течение всего года есть много шансов сказать: «Этот человек плохой; этот человек мне не нравится; он неправ; этого человека я терпеть не могу; этого человека я ненавижу». В эти три месяца, когда мы покидаем обыденную жизнь, лучше полностью отказаться от этого чувства злобы, нетерпимости, предвзятого мнения; это должно быть всецело выброшено. Если кто-то приходит и вселяет это чувство, воспринимай это иначе. Поскольку есть суфийская поговорка, когда за столом короля, король спросил его, когда он брал бокал вина: "Это запрещено в вашей вере, не так ли?" «Да, но когда оно касается моих губ, оно превращается в воду». Мы должны действовать также. 

Бывают ситуации, когда человек чувствует раздражение, отвращение, нетерпимость, волнение. Мы должны жить в мире, среди всего этого резкого влияния. Чтобы практиковать это, мы должны тренироваться. Помните, без упражнений вы ничего не можете сделать: мы не можем петь, если мы не тренируемся, мы не можем даже жить среди людей. У нас есть все, чтобы жить в мире. Если нет, то один человек не похож на другого. И любой посторонний человек оказывает раздражающее влияние на другого человека. И насколько сильно человек стремится к общению с людьми, в то же время, когда вы спрашиваете его душу, он хочет убежать от всего этого, от каждой души. Что это показывает? Это показывает, что если мы продолжаем естественным образом реагировать на любое влияние, которое приходит в нашей жизни, мы никогда не будем чувствовать себя мирно. Существует единственный способ почувствовать себя спокойным - это научиться жить в среде этого мира.

Это не двухдневная практика. Игру на пианино можно практиковать в течение двенадцати лет, тогда она закончена, но эту практику вам придется делать всю жизнь. Странно, люди не думают о простых вещах. Расскажите им об оккультной науке, мистических вещах, им это будет очень приятно. Но обычные вещи повседневной жизни, о том, как жить и двигаться среди наших друзей, это такая сложная вещь. Это кажется самым простым. Проблему каждого момента жизни мы, кажется, забываем. Следует помнить, что во время Летней Школы, если мы продолжим практику, пребывая в молчании, стараясь изо всех сил сохранять свой ум чистым от всех ядовитых влияний, и проявляя наше сочувственное отношение друг к другу, тогда мы сумеем успешно выполнить работу.

Да Благословит Вас Господь.  

Духовные и религиозные движения. "Послания" 15 июня 1926 г.

Перевод: Садананда Брамхачари