Немецкая классическая философия. Вводные замечания

Алексей Коваленок
В этих своих заметках мы бы хотели набросать общую характеристику немецкой классической философии. Вообще, хронологически немецкая классическая философия тоже относится к периоду Нового времени, но при этом она представляет собой такое уникальное и своеобразное духовное явление, что ее выделяют в особый пласт, особый блок, особую страницу в истории мировой философской мысли и говорят о ней отдельно.  Традиционно в эту когорту великих немецких идеалистов включают Иммануила Канта ( 1724 – 1804), Георга Гегеля ( 1770 – 1831), Иоганна Фихте  (1762 – 1814) и Фридриха Шеллинга ( 1775 – 1854). Иногда в число представителей немецкой классической философии включают и материалиста Людвига Фейербаха  (1804 – 1872). Однако, это скорее принято для советской и российской философской традиции, ибо на западе многие исследователи считают Фейербаха не самостоятельным и не особо оригинальным мыслителем, уделяя ему в исследованиях по истории философии пару – тройку страниц.
Исторический фон немецкого идеализма составляют подготовка, ход и последствия Великой Французской революции ( 1789 – 1799) в самом широком смысле, войны Наполеона с коалицией и освободительные войны  (1804 – 1815), Венский конгресс ( 1814 – 1815) и его последствия. Казалось, что идеи свободы и разума, развитые Просвещением, воплощаются в жизнь. Поначалу это обеспечивало им поддержку большей части немецкой интеллигенции. Но такое настроение радикально меняется по мере превращения революции в террор. За год якобинского террора ( 2 июня 1793 – 27 июля 1794) погибло более 50 тысяч человек, полмиллиона были брошены в тюрьмы. В Лионе – центре французской текстильной промышленности, были открыты фабрики по производству изделий из кожи казненных «контрреволюционеров». Благо, в материале недостатка не было. Поэтому многие отшатнулись в ужасе. Здесь замечу от себя: когда я лично думаю о Великой Французской революции, то признаю ее неизбежность и необходимость, ибо Старый порядок был, действительно, одиозен, а правящие круги в своей беззаботной легкости бытия ничего не делали для разрешения или хотя бы смягчения социальных противоречий. Но именно Французская Великая революция со всей очевидностью также выявила, что в любой революции есть инфернальное, адское начало, что долго длящееся насилие развращает и разрушает даже хорошие души, что цели и идеалы выхолащиваются, девальвируются и обращаются в свою противоположность. Здесь - великий исторический урок и для верхов, и для низов. В этом – ее всемирно – историческое значение и предупреждение, которому и позже не все вняли. И еще, размышляя об этом, я всегда вспоминаю строчки Ю. Шевчука: Революция, ты научила нас верить в несправедливость добра. Сколько миров мы сжигаем подчас ради твоего святого костра! Эта ситуация способствовала прорыву немецкого самосознания. Национальное самовосприятие в Германии той поры было сильно ориентировано на культуру. Расцветает литература, представленная веймарским классицизмом и романтизмом. Реформа образования, предпринятая Вильгельмом Гумбольдтом, и основание им Берлинского университета, политические реформы, проведенные Штайном и Гарденбергом ( освобождение крестьян в 1807 году и другие) способствовали эволюции Пруссии в более современное государство. Весьма серьезно, еще раз подчеркнем здесь это, на формирование немецкой классической философии повлиял романтизм. Без учета этого обстоятельства нам в ряде моментов немецкой классической мысли будет очень сложно многое понять. Романтизм заново открыл природу как всемогущую и животворящую силу. Гений тоже творит подобно природе, у него нет шаблонов, правил, навязанных извне, напротив, он – сам себе правило. Имеется до 150 дефиниций романтизма. Ф. Шлегель – основатель кружка романтиков (куда кроме него и его брата еще входили К. Михаэлис, Ф. Шеллинг, Новалис  (император романтиков !), Л. Тик, В. Ваккенродер, Ф. Гельдерлин, Ф. Шлейермахер – все они группировались вокруг журнала «Атеней» ( 1798 – 1800), бывшего рупором их взглядов) написал свое определение романтизма более чем на 125(!) листах. Если попытаться концентрированно изложить сущность романтизма, то, думается, нужно выделить следующие моменты:
------- под романтическим понимали все экстравагантное, фантастическое, загадочное, таинственное, нереальное. В конце 18 века этим термином обозначались инстинкты и эмоции, не до конца задавленные рационализмом. В духе романтической оппозиции разуму следуют многие мыслители. Например, Иоганн Георг Гаманн критически указывает на привязанность разума к языку и, следовательно, на его историчность. Он отдает предпочтение чувственному познанию , а глубочайшее основание достоверности знания для него составляет вера.  Фридрих Генрих Якоби также полагает, что вера открывает прямой доступ к реальности. К познанию ведет не деятельность рассудка, а чувство и разум, понимаемый им как способность сверхчувственного постижения объекта в его целостности;
------ романтизм был целостным течением, охватившим и поэзию, и философию, и музыку, и живопись. Что же касается философии, то романтизм поднял знамя того, что принято называть интуицией и фантазией, в пику холодному разуму и абстрактному интеллекту. Без этого момента, без учета его нам трудно будет многое понять в системах Шеллинга, да и Фихте (что же касается Гегеля, то, разумеется, он энергично оппонировал подобным идеям вполне в духе своего панлогизма);
------ для романтизма характерно метание и борение духа, внутренний душевный дискомфорт, неудовлетворенность и конфликт с реальностью. Доминирует болезненная любовь к страданиям, безысходность. И рядом – вечная ностальгия, желание вернуться к состоянию покоя и счастья, некогда утраченному. Но это – недостижимое, впрочем, желание. Романтизм жаждет бесконечного, находится в «вечном порыве». Он тяжело переживает несовершенство мира, его трагизм, а отсюда – неизбывная вселенская скорбь, всечеловеческая тоска. Природа – это гигантский божественный абсолютный организм, непрерывное творчество, подвижная игра сил. Гений и его творение – это высшее выражение Истины и Абсолюта. Гений, согласно Новалису, - это ВСЕ!!! Гений – это магический кристалл, философский камень духа, он может и должен стать всем. Как было сказано уже в нашу эпоху, «если ты не гений, то тогда неважно, кто ты» (Чанышев). Думаю, любой теоретик романтизма подписался бы под этим заявлением. Романтизм проповедует порыв к свободе. Мастер – властелин бытия. Его свобода – залог его индивидуальности. Каждое движение мастера – откровение Абсолюта, слова Божьего. В романтизме очень важна роль художественного воображения, художественной фантазии, соединенных с интуицией истинно сущего. Настоящий творец, художник должен сам пережить жизни всех своих разнотипных героев, он должен вместе с ними любить, страдать, бороться, ненавидеть. Он только тогда достигнет высшей художественной правды, когда он представит читателю, зрителю, слушателю «всю бездну субъектного бытия своих героев и окружающего их мира. Так же и живописец, и музыкант, изображающие своими средствами волнующееся море или цветущий сад, не достигнут успеха, если… не отождествят себя в своем воображении с этим морем и с этим садом как с полноправными субъектами бытия, такими же таинственными и непостижимыми, как и сам человек» . Религия – это мост от конечного к бесконечному. Например, тот же Шеллинг придаст этим откровениям и прозрениям философски обработанную форму, отшлифует их в терминах и понятиях своей философии.
Говоря о предпосылках немецкой классической философии, нужно, конечно, также указать на немецкое Просвещение, складывавшееся из таких компонентов, как 1) философия Лейбница и его популяризатора Вольфа; 2) научные теории Ньютона, механика коего и слитый с ней образ мира окажут мощнейшее влияние на Канта; 3) философия Спинозы; 4) идеи английских и особенно французских просветителей: особую роль сыграло хождение в немецких переводах сочинений Гельвеция, Кондильяка и Гольбаха, материализм которого был соединен отчасти со спинозизмом; 5) эстетические идеи А. Баумгартена, Г. Э. Лессинга, И. Винкельмана, чью «Историю античного искусства» ( 1764) не раз упоминает на страницах своих «Лекций по эстетике» Г. Гегель, непременно отмечая при этом ее глубину, оригинальность и фундаментальность.
Имея теперь перед глазами эту общую панораму развития интеллектуальной  жизни Германии той поры, представляя себе общий смысл и ход дискуссий в эстетике, литературе, теологии, искусстве, мы можем теперь уже перейти непосредственно к характеристике самой немецкой классической философии. И здесь в самом общем плане хотелось бы отметить следующие ее атрибутивные характеристики, предопределившие ее уникальность, и конгениальность, в том числе и нашей современности:
------- она совместила в себе почти все известные в тот период философские направления: субъективный идеализм ( Фихте), объективный идеализм  (Шеллинг, Гегель), материализм ( Фейербах);
-------- она повернула внимание философии от традиционных проблем  (бытие, мышление, познание и так далее) к исследованию человеческой сущности;
------- она стремилась обосновать ускоренное развитие сильной Германии, идеологически обосновывала ломку устоев феодального общества, отвергала сдерживание активности мыслительного процесса ( а это все имело значение отнюдь не для одной только Германии!);
------- одной из основных развернутых ею категорий была категория свободы;
------- она санкционировала изменение жизни через развертывание разных форм деятельности и активности субъекта;
------- в ее рамках произошло видоизменение понятия Бога, его деперсонификация, Бог стал пониматься как чистое мышление;
------- она особое внимание уделила проблеме развития;
-------- она значительно обогатила логико-теоретический, категориальный, понятийный аппарат философии, обогатила сам философский язык;
------- она, наконец, взглянула на историю как на целостный процесс.
Думается, все эти предварительные общего характера замечания следует иметь в виду, прежде чем говорить уже о конкретных персональных центрах, эту философию олицетворяющих.