Глава Три ошибки доменщиков

Александр Бочаров 3
ТРИ ОШИБКИ ДОМЕНШИКОВ
(Из книги «О людях и для людей»)

«Четвёрка»,обежав трамвайное кольцо,остановилась на конечной остановке в Крутом Яру.Выйдя из трамвая,шедший впереди Сергея мужчина оглянулся на возвышающиеся над заводским забором доменные печи и тихо сказал,в недоумении,и как бы про себя:«Третья доменная печь стоит…»,на что ненароком Сергей подумал:«Видно, доменщик,раз так озабоченно реагирует на состояние печи?" Раньше он его в доменном цехе не виде. Видно новичок:"Может он на третьей печи и работает... кто его знает?». О чём он его и спросил и не ошибся.Тем более,как оказалось,что именно ему и предстоит сейчас идти работать на эту самую печь в ночную смену. Но всё же,что случилось сейчас на третьей доменной печи? Почему же она остановлена? Об этом я узнал лишь на следующий день в беседе с самими доменщиками,непосредственно у них в цехе...
…Сильный удар,напоминающий глухой взрыв,заставил всех вздрогнуть на заводе.Да и в близлежащих улицах посёлка.Особенно тех,кто находился невдалеке от доменного цеха,а более всего насторожил всех находящихся у самой доменной печи.Они-то,доменщики,знали,что это такое!Но особенно опасен был этот удар-взрыв для работающей на третьей печи бригады мастера Борзёнкова.Именно она в этот день проводила работу по очистке печи от гарнисажа – печь который день капризничала, шла плохо,не слушалась,шихта зависла.В три часа дня открыли чугунную лётку, начали выдавать очередную плавку.И тут,через пятнадцать минут,сильнейший хлопок на факеле.   
Вот так и произошло первое самопроизвольное опускание шихты. И вот эта самая ситуация оказалась тем первым шагом в потере полного контроля за ходом печи. Однако же,этот хлопок вначале и не очень напугал бригаду,а лишь только насторожил – так, как она знала его причину и действовала теперь в этой нештатной ситуации вполне правильно.А ситуация была следующей:температура на колошнике превысила предельно допустимую температуру и достигла 600 градусов. Бригада знала,что при длительной работе на такой запредельной температуре мог выйти из строя засыпной аппарат.И чтобы не допустить этого доменщики начали сбивать температуру водой,подавая её на колошник.В результате в печи образовался водород,вот он и вырвался по указанной ему доменщиками дороге – на факел.Это был самый благоприятный,как они посчитали,выход в этой ситуации. Заблаговременно,в связи с этим,были отсечены газоочистительные трубопроводы,так что хлопок был вполне предсказуем,и ими ожидаемым.
Приняв от Борзёнкова смену,бригада мастера Пискунова пыталась и дальше стабилизировать ход печи,опустив шихту ещё ниже.И здесь была допущена ещё одна ошибка-просчёт:не был учтён тот фактор,что очистка печи была начата при недостаточно разогретом горне. А сделав ещё шестнадцать подач шихты,пытаясь опустить её с гарнисажем(наростом продуктов плавок на стенах печи)ещё ниже, бригада ещё более снизила температуру печи.И тут,в девятнадцать часов пятнадцать минут,произошла ещё одна самопроизвольная осадка.И это было уже очень плохо.
В девятнадцать часов двадцать минут бригада начала аварийные выпуски шлака и чугуна.Точно такие же выпуски пришлось производить ещё и в двадцать три часа.К концу смены печь оказалась в очень плохом состоянии,гарнисаж опустился по стенам печи и стал закрывать фурменные приборы.Срочно были вызваны из дома горновые других бригад,и началась работа по предотвращению бурения печи.
Несколько дней спустя,после этой аварийной ситуации,состоялся небольшой,но откровенный разговор с горновыми.Он состоялся,когда печь только-только вышла на нормальную работу и закончилась рабочая смена.Горновые выглядели очень усталыми. Вот один из них,глубоко затянувшись сигаретой,остановился в проёме дверей входа на литейный двор и с удовольствием глотнул вечернюю свежесть. Взглянув на него, я неожиданно для себя спросил его:
– Тяжеловато стало работать:то,вдруг,на второй печи авария,теперь,вот и на третьей?Или вы уже привыкли к таким перегрузкам?
– Такой работы тут долго не выдержишь!Как можно к ним привыкнуть? – усмехнулся он в ответ.
Действительно,нелегко приходится сегодня доменщикам,ведь приходится работать на любом сырье,самом плохом,на том,которое с таким трудом приходится доставать заводским снабженцам.Они и этому сегодня очень рады!Но,что же делать,коли времена нынче такие,перестроечные?!И наше счастье, что руководство завода сумело хоть так-то обеспечить работу доменщиков коксом,пусть и не всегда должным  качественным,каким бы нам хотелось.Но он,всё-таки,какой не есть,но у нас он есть! И можно,пусть хоть опасно и тяжело,но всё-таки работать,ведь на других заводах домны вообще стоят!А это значит:люди там остались совершенно без денег, без зарплаты,без средств существования!
Однако же,в этом нашем конкретном случае,доменщики допустили досадную промашку. На третьей доменной печи у нас можно было бы и избежать этой аварийной ситуации при заранее намеченной и выполненной очистке доменной печи.И загружать её надо было накануне не губахинским коксом,мелким и низкого качества,а другим,лучшего качества, благо,что таковой на заводе имеется!Вторая ошибка доменщиков:это недостаточная температура работы печи!Третий просчёт:это интенсивная загрузка печи шихтой,в то время,когда она уже была в «больном» состоянии и надо было бы дать ей «подышать».Это серьёзный урок и его теперь не нужно забывать. Доменщикам  надо учиться на своих ошибках и не допускать их впредь.Безусловно,работа в нынешних условиях требует от доменщиков высокого профессионализма,а он, как известно,проявляется именно в таких ситуациях,и должен основывается на опыте и знаниях. И выход сегодня в очень сложной экономической ситуации в стране один – это работать грамотно и с умом.
А.Бочаров.
1993