В чем сила, брат?

Склеменс
 Как-то меня спросила дочь: «А чем в СССР было лучше, чем сейчас? Может, все дело в том, что тогда вы были молоды, а в молодости, как известно, и песни звонче, и трава зеленее?». И я, откровенно говоря, сплоховал, задумчиво (и многозначительно) промямлив: «Может быть, и так…», имея в виду как раз песни и траву.
 Тогда я подосадовал на себя. Можно ведь было много чего сказать. В тот же вечер перед женой-то я развернулся: и про первое в мире социальное государство, и про лучшую систему здравоохранения для всех, и про лучшую систему образования для всех и т.д. и т.п.
 А сейчас, спустя время, считаю – хорошо, что ничего такого не брякнул! И охоту спрашивать об этом напрочь бы отбил и укрепил бы стереотипы, которые культивируются в молодежной среде. Да и трудно все это объяснить в трех-пяти предложениях, чтоб было понятно, четко и определенно без длинных экскурсов в 1913 год. Я, по крайней мере, с ходу не потянул.
 Надо сказать, что дочь наша «эмансипе» и читала Зюскинда, а каждая запятая в моих текстах утверждена ею на правах выпускницы журфака. Так что аргументы типа «так родители считают, а ты на ус мотай», не то что не проходят, а даже и не рассматриваются, нужны аргументы. И потом, самому стало любопытно, может, действительно, дело в канонизации прошлого, «святая старина» и все такое? И размышления мои сначала были о том, как бы шесть томов «Войны и мира» уместить на листе А4. Это, конечно, возможно, но в моем случае не имеет смысла. «Квантовая физика в комиксах» - для третьеклассника, отчаянной домохозяйки или современного российского кинорежиссера – самое то, но ученик десятого класса за такое может и послать.В общем, я понял, что ищу не там. Что вот лично я не смогу точно и толково изложить и о системе соцгарантий, и о системе жилищного обеспечения граждан, и о многом-многом другом, что в Союзе было, а сейчас нет. Да что же я за идиот, если не могу объяснить, что белое -  бело, а черное – черно?!
 И тогда я решил зайти с другого конца. Как мы от СССР скатились к СНГ? Не в фактах и цифрах, а в чувствах, образах и смыслах? И вспомнил, что со второй половины восьмидесятых нам отчетливо стали бубнить, что мы, как государство, делаем не так, как следует нормальному государству. Мы, как народ, живем не так, как нужно нормальному народу. Мы, как отдельные личности, мыслим не о том, о чем должны мыслить нормальные люди. Что колбаса важнее космоса, а свобода слова важнее колбасы, Европа – свет, а ученье – мрак… а мы уже и не совсем люди, а – орки! Стоп! Орки – это уже день сегодняшний, а тридцать – тридцать пять лет назад мы медленно погружались в массовую депрессию. Врачей нам стали заменять знахари – джуны, чумаки, кашпировские. Научную логику познания – «откровения» Ванги и Нострадамуса. И пошло-поехало: советская культура наша – плагиат, советская литература – копипаст, советская техника – сплошь копии! Автомат Калашникова и тот немцы сделали! В кино странный герой… стоп, о кино чуть ниже и отдельно. Таким образом из нас вытравили то самое, что отличало советского человека от современного россиянина.
 Советский человек точно знал, что он живет в великой стране, что всякий его труд важен и ценен для нее, служит для блага миллионов и общего прогресса.
И вот этого чувства (не то что знания!) сейчас и не возникает. Работаешь на государство – ты лох, работаешь на предпринимателя – служишь для его (личного!) благополучия, а если ты сам предприниматель – на твоих налогах паразитируют казнокрады! А если ты все же представляешь это иначе – то ты раб и кремлебот! Разве это не жизнь орка?
 Вот тем СССР и был лучше, чем РФ. Сейчас нам требуется вера, а знание мы потеряли, потому что перестали ценить.
 Прям слышу, как мне кричат на этом месте: «Чувак, это пропаганда!!! Советская пропаганда втирала вам о «величии», «прогрессе» и прочей лабуде! Вот вы и верили в величие «совка», которого и не было!». Потому и повторю – советские люди не верили, а знали точно, в мире фактов (не буду их перечислять) – вера избыточна. Наша страна в нынешнем виде еще не совершила, не перевела в разряд фактов ничего равного ликвидации неграмотности, создании научной школы мирового класса, полета в космос спустя всего 16 лет после страшнейшей войны. Считаю, что эквивалентом полета Ю.А. Гагарина в 1961 году была бы высадка на Марс в 2007.
 При слове «пропаганда» на ум мне сразу приходит кино, мощнейший ее инструмент уже более ста лет. Посмотрите американские фильмы, там главный отрицательный герой – единственное темное пятно на белом фоне заокеанского общества. Исключение составляют единичные картины, типа «Взвода» О. Стоуна. А что сейчас у нас? А у нас за редким исключением обратная цветовая гамма: главный положительный герой – единственное светлое пятно на сером, а то и темном фоне. Это реальное отображение жизни или пропаганда? Мне кажется или действительно любое российское кино о советском периоде – это 2534-я серия франшизы «Чучело»?

 P.S. Для чего я это пишу? Да просто не хочу, чтобы для моих детей Советский Союз был «совком», а Российская Федерация – «рашкой». А эти «термины», как правило, используют в речи одни и те же типажи. Союз не был идеальным и райским, но он был замечательным государством, в корне отличным от всех существовавших ранее и существующих ныне хотя бы мощью своих социальных лифтов, с «грузоподъемностью», измеряемой миллионами человек.
 А чем глобально отличается стиль жизни человека при коммунизме от жизни при капитализме лучше всего сказано, на мой взгляд в цикле Стругацких «Стажеры» в рассказе «Мирза-Чарле. Русский мальчик» устами Ивана Жилина: «…Ему просто никогда в голову не приходило, что он будет делать, когда состарится. А вы, Джойс, об этом думаете всю жизнь. И всю жизнь готовитесь к старости…»

 P.S.S. Многие вещи, присущие советскому периоду у нас, можно сейчас наблюдать в американском обществе. Особенно, уверенность в том, что их дело правое, что они – олицетворение прогресса, что они творят будущее человечества. И все у них для этого есть. И сила, и разум, и воля. Они знают, чего хотят. Но еще – они считают себя эксклюзивными! А это не от Союза, это от третьего рейха…