Толя-перелети поле. Глава 1. Каменный елупень

Саня Катин-Ларцев
«Из мешка
На пол рассыпались вещи.
И я думаю,
Что мир —
Только усмешка,
Что теплится
На устах повешенного.»

Велимир Хлебников «Из мешка»





- Ну сколько надо тебе повторять, елупень ты каменный, принесешь ты сегодня мне воды или нет?! – говорила мать сыну, стоя к нему спиной, согнувшись до земли и что-то копая на грядке. «Каменный елупень» сидел в это время в огуречной теплице, обливаясь потом, и рвал огурцы для засолки и заодно траву, которой безбожно заросла теплица. И был он высокий и худой до неприличия, с голубыми глазами и льняными волосами, в общем, как любой славянин. Одет был в древние останки джинсов неизвестной фирмы.
- Да чем ты там занимаешься? – выпрямилась наконец и повернулась к «каменному елупню» мать.
- Кайф ловлю, - пошутил «каменный».
- А вот я тебе сейчас покажу, как зубы матери скалить! – и мать вырвала росший рядом здоровенный пук крапивы-жигучки  и хорошенько исхвостала им вяло реагирующего от жары «каменного» и, швырнув в него ведрами, выпихала из теплицы так, что тот упал в огородную пыль и так и остался там лежать от того, главным образом, что земля была прохладная.
Когда тепловой удар стал ослабевать, на «елупня» спустилась густая обида, он встал и посмотрел вокруг.
Знойный день центра лета близился к концу. Наступали бархатные сумерки, по которым очень приятно было прогуляться.

***

Ночь. Жаркая душная ночь самой середины лета. Парень идет по широкой ярко освещенной улице большого города. Улица раньше называлась …ский проспект. Парень идет по пустынному проспекту в древних останках джинсов неизвестной фирмы летящей легкой походкой и что-то напевает. Два часа ночи. По проспекту движутся машины. Горячий сухой воздух висит шерстяным шаром над пыльным городом. Парень явно не в себе, просто он  счастлив. Он радуется теплу, лету, ночи, свободе. Парня зовут Толя.
Вдруг какой-то резкий звук бьёт по нервам, Толя вздрагивает, оглядывается вокруг и видит себя у калитки своего дома в городке П. Близится рассвет, и он понуро идет в дом спать.

***

- Э! Елупень, вставай, хватит дрыхнуть, дармоед. Больше ты на моей шее не посидишь. Я тебе нашла работу. В колхозе на автобазе уборщиком. Скажи спасибо матери, что забочусь о тебе из последних сил, а не послала тебя на х…, как твой отец-пи-дец. 
- Спасибо, мама, - говорит Толя, но мама его уже не слышит. Она включила телевизор – начинается утренний повтор ее любимого сериала «След», который она смотрит уже не первый десяток лет.
Толя пришел на работу. Там ему сказали, что оформят его завтра, так как специалист по кадрам в отъезде, а пока дали метлу и сказали мести территорию.
Солнце палит нещадно. Пыль летит от метлы столбом. Пот заливает и ест глаза. Превращает пыль на лице и одежде в грязь. Толя метет. Работники автобазы смотрят на него.
В обед пару человек и еще один очень пожилой и грязный мужичек подошли к Толе и предложили ему «средство от жары» - самогона. Он отказался, но соратники этого «не услышали» и плеснули его Толе в «кружечку пивка».  В итоге после обеда он не мел территорию, а спал в холодке смотровой ямы, а на территории автобазы вообще, видимо, стало уже ни души.
Проснулся Толя поздно, в десятом часу. В этот час на базе уже точно никого не было, даже дежурного диспетчера. Он облился водой у колонки и пошел домой.
Дома мама смотрела сериал «След» вечерние серии. Толя поел холодной картошки в мундирах с огурцом и пошел спать.
На следующий день его оформили в кадрах и отправили на ток, ворочать зерно. А под конец рабочего дня сказали вернуться на автобазу и помочь с ремонтом мини-комбайна. Когда после рабочего дня работники автобазы разошлись по домам, ремонт начался…
Комбайну требовалось заменить мотор на новый, который недавно поступил на базу и лежал на складе. Толя предполагался «на подхвате».
Однако механик долго говорил с кем-то по телефону:
- Так, Михал Яныч, так ну канечна ж… Зараз и прывязу вам…
А де ж яго узять, гэты новы матор, кали адна рухлядь асталася… Ага…. Ага… Да-да…. Вот и я ж гавару….  Ага…  Правильна, знимем с нерабочага… Ага… да… Сёння и знимем, толька паставить не успеем сёння… Заутра?.... Ага… Ага… Добрэнька… канешна…..  Завтра з утречка па халадку……  Ага… Ага… да… канешна…
На этом разговор, наконец, завершился и механик сказал Толе помочь ему донести новый мотор до его машины. Доперев тяжеленный мотор и погрузив его в багажник своего вольво, он сказал:
- Пи-дуй домой, пацан, завтра и знимем и паставим с утреца, всё-роуна спешить няма куды, ад такой жары даже кони дохнуць, а камбайнеры ваабщэ днем не работают, им жа начная даплата патрэбна.
Дома мама смотрела сериал. А Толя поел и лег спать.
Утро на работе началось с приезда ментов, которые стали расследовать факт пропажи со склада нового мотора. В кабинете директора автобазы сидел пузатый мент и, обливаясь потом, что-то писал. "Ремонтников" вызвали к директору. Толя стоял и молчал. А механик лепетал:
- Ну так, Михал Яныч, я ж вам учора ящэ хатеу сказать, кали званиу, што яго няма, матора гэтага праклятага… А патом падумау, што, можа яго перанесли куда у другое мейсца, а чаго я вас буду расстраивать толька… Ага…. Ага… Да…. Ну так, Михал Яныч, я ж не думау… Ага… Ага… винават, Михал Яныч….
Мент закончил писать и посмотрел на Толю. При этом директор с механиком замолчали и тоже посмотрели на Толю. Мент спросил у него:
- А вы что можете сообщить по факту пропажи мотора?
- Я? – переспросил он.
- Да што ён можа сказать, пьяны спау учора увесь день у яме, - затараторил механик. Директор мрачно молчал.
А Толя сказал:
- Так это позавчера я спал, а вчера по вашему приказу, Казимир Иосифович, помогал вам нести мотор в вашу машину.
Мент крякнул от неожиданности. Директор Михал Яныч уронил свой смартфон под стол и нырнул за ним туда следом. А механик Казимир Иосифович застыл в немой сцене.
Толю тут же вывели из кабинета директора и сказали отправляться на ток ворочать зерно. Где он его и ворочал до вечера, а вечером специалист по кадрам уволил его с работы по собственному желанию и вернул ему его новенькую трудовую книжку. Сказав в напутствие, что директор автобазы добрейшей души человек и целый день уговаривал мента не привлекать Толю за кражу мотора, но мент попался принципиальный и завтра скорей всего вызовет его в участок…
Толя пришел домой. Мама смотрела сериал. И ему пришлось ее отвлечь от просмотра, чтобы сообщить, что его уволили и шьют  кражу мотора.
Мама с минуту смотрела на Толю, как Сталин на Троцкого, а потом разразилась такой истерикой, что тот молча ушел со двора своего дома насовсем.
Вконец расстроенный, он быстро вышел за город и пошел по трассе куда глаза глядят. Он долго шел, и когда машины перестали пролетать мимо,  вышел на центр трассы, чтобы пойти еще быстрее по ночной прохладе, но тут из-за поворота вылетел джип, снес Толю с дороги и даже не притормозив, умчался в ночь.

Продолжение следует
http://proza.ru/2021/07/11/1397