Налоговый вычет

Наиль Абдуллазаде Руфат
– Добрый день. Вот мои документы.
– На что подаете заявление?
– Декларация, на это, как его, налоговый вычет. – Ответил старичок и быстро заморгал голубыми глазами.
– Паспорт давайте. – Надулась инспекторша.
– Вот, пожалуйста.
Она так отсканировала старичка взглядом, что у того даже коленки задрожали.
– На каком основании подаете на вычет?
– Лечился. Лежал в больнице, вот сделали операцию. А мне внук сказал, что можно налог вернуть за лечение.
– Работающий пенсионер? – Строго спросила инспекторша.
– Да. – Тихо ответил старичок и потупился.
– У вас нет права на налоговый вычет. Вы являетесь пенсионером.
– Но, ведь, я же еще и работаю и налог плачу.
– Подождите минутку. Я спрошу у начальника.
Толстая инспекторша встала и пыхтя направилась в кабинет начальства.
Старичок ждал ее не долго у окошка. Через пару минут она, так же пыхтя вернулась и села на стул, так, что тот заскрипел под ее тяжестью.
– Давайте сюда декларацию.
– Я уже дал.
Она строго посмотрела на старичка и начала рыться в принесенных им бумагах.
– Вот тут у вас неправильно заполнено.
– А что это?
– Нужно правильно заполнить код налогового периода и код налогового органа.
– А вы можете мне подсказать, что там написать?
– Нет. Идите в справочную, там вам выдадут новый бланк и заполняйте по образцу. Следующий! – Зычно крикнула инспекторша.
– А потом к вам?
– Да. Возьмете номерок и ко мне.
Старичок проковылял до окошка справочной, в котором такая же толстая тетка что-то кому-то объясняла по телефону. Проговорив минуты три, она бросила трубку и грубо обратилась к подошедшему старичку.
– Вам что надо?
– Мне нужен еще один бланк на вычет.
– Какой период?
– За прошлый год.
Тетка протянула ему пустой бланк.
– Извините, а что тут надо писать? Мне сказали, я неправильно заполнил.
– Заполняйте по образцу. Вон там образец висит. – Указала тетка пальцем на стену с образцами.
– Спасибо.
Старичок медленно протопал до стены с образцами и чуть не заплакал. Они все были разные, а какой именно нужен ему он не знал. Рядом стояли такие же старики и старушки, пенсионеры, которые пытались как-то разобраться в этих бумагах. Кто-то уже довольно бойко заполнял декларацию сверяясь со своими документами.
– Извините, вы не подскажите, что тут надо написать? Какой код?
– А что у вас? – Спросила дама чуть помоложе старичка.
– Хочу получить вычет. Лечился. Лежал в больнице, вот сделали операцию.
– А что у вас было?
– На сердце операцию сделали. – Грустно ответил старичок. – А я ведь работающий пенсионер. Вот внук сказал, что могут вернуть деньги за лечение.
Дама быстро заполнила свою декларацию и подсказала, что писать в декларации старичка. Он благодарил ее и долго еще благословлял, когда она быстрыми шажочками пошла брать номерок. Старичок снова заполнил бумаги. На это у него ушло полчаса и пошел брать номерок.
– Вам куда? – Строго поинтересовалась молодая тетка, от которой густо пахло духами.
– Я вычет хочу получить.
– Физическое лицо?
– А какое же? – Обиделся старичок.
Тетка быстро нажала на какие-то кнопки на экране и дала старичку номерок. С этой бумажкой он опять направился в общий зал. Ждать ему пришлось долго, дольше чем на почте или в банке. Наконец загорелся его номер на табло, и он подошел к все той же строгой и толстой инспекторше.
– Еще раз здравствуйте! – Бодро улыбнулся старичок. 
– На что подаете заявление?
– Декларация, на налоговый вычет. – Ответил старичок.
– Паспорт давайте. – Надулась инспекторша.
– Так я же давал. – Удивился он.
– Паспорт давайте. – Еще более строго потребовала инспекторша.
Старичок протянул паспорт и снова подвергся унизительной процедуре сканирования взглядом инспекторши.
– На каком основании подаете на вычет?
– Лечился. Лежал в больнице, вот сделали операцию. Внук сказал, что можно налог вернуть за лечение.
– Работающий пенсионер? – Строго спросила инспекторша.
– Да. Вы уже спрашивали– Тихо ответил старичок и потупился.
– У вас нет права на налоговый вычет. Вы являетесь пенсионером.
– Но, ведь, я же еще и работаю и налоги плачу.
– Подождите минутку. Я спрошу у начальника.
– Вы уже спрашивали.
– Мужчина не хамите мне. – Огрызнулась инспекторша и резко встала. Старичок решил молчать и не злить даму.
Она, пыхтя направилась в кабинет начальства.
Старичок ждал ее не долго у окошка. Через пару минут она, так же пыхтя вернулась и села на стул, так, что тот заскрипел под ее тяжестью.
– Давайте сюда декларацию.
– Я уже дал вам все документы.
Она строго посмотрела на старичка и начала рыться в принесенных им бумагах.
– Вот тут у вас неправильно заполнено.
– Опять? – Не выдержал старичок. 
– У вас не заполнен код бюджетной классификации и код окэтэмэо.
– А что это такое?
– Вы должны заполнить код бюджетной классификации и код окэтэмэо. Вы неправильно указали сумму доходов, не указан расчет налоговой базы.
– Подскажите, пожалуйста, как правильно заполнить декларацию. Я не умею.
– Возьмите в справочной новый бланк заполняйте по образцу.
– Ну, я же по образцу и заполнил.
– Делайте, что вам говорят. – Строго отрезала инспекторша и демонстративно отвернулась от старичка, чтобы переложить документы с одной полки на другую.
Старичок медленно протопал до стены с образцами и снова чуть не заплакал. На этот раз он быстро нашел нужный ему образец и стал очень, очень внимательно заполнять новый бланк. На этот раз ему никто не помогал. Старичок сам за час заполнил декларацию и только потом вспомнил, что ему надо выпить таблетки, которые прописал доктор. «Потом выпью, когда домой приду» – подумал старичок и пошел сразу к окошку строгой инспекторши.
– Вы почему без номерка? Сейчас не ваша очередь, идите и возьмите номерок! – прикрикнула на него инспекторша.
Старичок молча побрел в коридор к цветным экранам, но в сердцах крепко выругался на эту толстую как бочка тетку.
– Вам куда? – Строго поинтересовалась та самая молодая тетка, от которой густо пахло духами.
– Налоговый вычет.
– Физическое лицо?
– Да. – Сухо ответил старичок.
Тетка опять быстро нажала на какие-то кнопки на экране и дала старичку номерок. С этой бумажкой он снова направился в общий зал. Ждать ему пришлось долго, дольше чем на почте или в банке. Начинало покалывать сердце. Наконец загорелся его номер на табло, и он подошел к все той же строгой и толстой инспекторше.
– Здравствуйте. – Сухо поздоровался старичок. 
– На что подаете заявление?
– Декларация, на налоговый вычет. – Ответил старичок.
– Паспорт давайте.
Старичок молча достал паспорт и отдал инспекторше.
Тетка бросила на него быстрый взгляд и тут же отвернулась, но старичок пристально смотрел на нее.
– На каком основании подаете на вычет?
– Лечение. – Коротко ответил старичок.
– Работающий пенсионер? – Спросила инспекторша.
– Да.
– Подождите минутку.
Инспекторша встала и опять куда-то ушла на пару минут. У старичка вдруг кольнуло сердце, но он глубоко задышал и его попустило. Вернулась инспекторша.
– Давайте сюда декларацию.
– Вот она.
Женщина, не глядя на старичка опять стала рыться в принесенных им бумагах.
– Вот тут у вас опять неправильно заполнено. У вас неправильный код налогового периода и код налогового органа.
– Так напишите правильный! Я уже третий раз к вам подхожу. Я заполняю все по образцу на стенке.
– Это общие образцы. Они во всех инспекциях висят. Я не обязана за вас заполнять декларацию. Вот вам здесь надо написать вот это. – И она карандашом вывела на бумаге заветные цифры. – А вот здесь неправильно заполнен код окэтэмэо.
– Я не знаю, что это такое. Я пенсионер. – Сердце опять больно кольнуло старичка. – Я не умею заполнять такие декларации.
– Уфф! Намучаешься тут с вами! – Брезгливо вздохнула инспекторша. – Я вам напишу тут карандашом, идите и исправьте. Возьмите чистый бланк, заполните, потом возьмите номерок и ко мне.
– Я знаю, что опять к вам. – Огрызнулся старичок, взял бумаги и пошел опять в справочную, брать новый бланк.
Сердце начинало ныть и иногда покалывать. С новым бланком старичок мучался еще дольше. Все время покалывало сердце и ему приходилось останавливаться, чтобы успокоить боль. «Эх, жаль таблетки дома оставил. А где же я здесь воду возьму, чтобы запить?» – думал старичок. «Эти и стакан воды не подадут». Он уже встал и направился было к цветному экрану, чтобы тетка помоложе как ив прошлый раз дала ему отпечатанный на бумажке номерок, но неожиданно он свернул к выходу. Старичок от досады плюнул и вышел на улицу.
Сердце уже болело всерьез и нужно было дойти до дома, чтобы выпить прописанные доктором таблетки. Старичок не выдержал и сел на скамейку на автобусной остановке. Автобус он не ждал, старичок жил в паре домов от налоговой инспекции, но сердце бешено билось в старой груди. Он вспомнил как всю свою жизнь отдал работе на заводе, семье и детям. Жена умерла пару лет назад, тогда-то и в первый раз кольнуло сердце. Дети разъехались кто куда. Внуки. Пенсия. Не мог сидеть дома без дела и пошел снова на работу. Забыл, что годы уже не те.
До дома старичок так и не дошел и декларацию на вычет не подал. Он умер на той самой автобусной остановке. А холодный питерский ветер еще долго носил по Среднеохтинсокму проспекту и Большой Пороховской улице выпавшие у него из рук заполненные листы с декларацией на налоговый вычет.