Почем нынче рецензия? Часть первая

Галина Райхерт
На фото: удостоверение об окончании курсов редакторов (288 часов)

Немного истории. – Великий редактор А.С. Пушкин. –   Советские редакторы: «санитары» и цензоры  – Редакторов нет, а виноваты издатели. –  Спотыкаясь о «ляпы»….–  Четыре категории качества и прейскурант. – Все за рецензиями! – «Взбивайте пену!».

                «Критика — наука открывать красоты и недостатки в 
                произведениях искусств и литературы»
                А.С.Пушкин, черновой набросок статьи, 1830 г..

                «По кропотливости и незаметности редакторский труд    
                сравним с пчелиным и сродни ему».
                Автор, «Как бодался автор с редактором».
    Как вовремя, оказывается, была написана заметка «Редакторы, где вы?»!
    С легкой руки неунывающего известного союза писателей стартовал новый проект помпезно названный «Ренессанс». С программной публикацией выступил не менее известный г-н А.Г., и в ней – сплошная душевная боль и страдание за российскую литературу.
    Пуще всего сокрушается г-н А.Г. об отсутствии редактуры… Оно и понятно. Цитата из письма-рассылки «Ренессанса»: «Великие классические книги воспринимаются, как творения гениев – одиночек. Это не так. За великими писателями стоят великие редакторы».
«…романы Льва Толстого, рассказы Антона Чехова – не одномоментный продукт гения, как ошибочно полагают некоторые, а тысячекратно вычитанный и переписанный автором и редакторами текст»!
    Мать честная! А мы-то думали…
    Поскольку проект не раскрывает нам имена редакторов, что переписывали вместе в Толстым и Чеховым их книги, усомнимся и обратимся  к истокам редакторской деятельности.
    Понятие редактуры в основном сложилось в начале XIX в. и развилось благодаря поистине великому редактору – А.С.Пушкину. Он же, видимо, остался и единственным. К авторам А.С.Пушкин относился необыковенно деликатно, тепло, без малейшей зависти, умея находить и недостатки и подчеркивать достоинства, а БЕСКОРЫСТИЕ истинной критики отмечал особо…
    В то время редакторы обычно бывали и издателями, что  объясняло их кровную заинтересованность в талантливых авторах и текстах. Жестокая царская цензура существовала отдельно. Прошел золотой век русской литературы. Недолог был серебряный…
    Советское время сохранило основы старой редактуры. Но редакторов прибавилось. Вот книга издательства «Советский писатель», 1972 год: есть редактор (не главный!), художественный редактор, технический редактор, корректор. Ответственный (и главный) редактор отчасти выполнял обязанности еще и цензора, ведь издательства были государственными, а литература – официальной. Все вместе в качестве «санитаров» они создавали мощный заслон, кордон, фильтр, барьер – да как не называй, хоть линию Мажино! – против графоманов. При всех достоинствах заграждения за него не проникали и свободные (неформальные) творческие личности.
    Беда пришла, откуда ее и следовало ждать. Госиздательства практически исчезли, а рынок в погоне за сверхдоходами быстро развалил литературу… Экономить начали с редакторов, а потом образовалось то (названия не подберешь), что имеем сегодня, и к чему стыдно даже применить эпиграф из А.С. Пушкина! Повлиял и человеческий фактор: ушли редакторы старой школы и хорошего образования, которые работали (по словам одного из них) «не благодаря, а вопреки».
    Кто занял их места? Еще раз взгляните на картинку в начале.
    Сегодня государству не особенно нужны писатели, поддерживать их оно пока не собирается, хотя некоторая озабоченность рыночным стихийным книгоизданием иногда заметна.
    О редакторах говорить не приходится. Их единицы. Автор этих заметок еще в 2014 году написал о труде редакторов. Однако это не о сегодняшних, а о настоящих… Из них автору лично известны: Янцева Лариса Ивановна, издательство «Центрполиграф», Свиньин Владимир Федорович, издательство «Свиньин и сыновья» и светлой памяти Попов Валентин Афанасьевич (умер 20 января 2010 г.), издательство «Академия».
    И – как не вспомянуть незлым тихим словом хорошего человека –  редактора О.Шапаеву, издательство «ДАРЪ»! Своей работой она показала, что от таких надо бежать, хватая книгу. Что автор и сделал.
Можно согласиться с г-ном А.Г. в том, что редакторы не выполняют свои функции и уровень их весьма низок. Снова взгляните на картинку!
    Однако об этом говорит представитель того писательского союза, который вовсю сам занимается издательской деятельностью.
Как всерьез предлагать проект «возрождения редактуры» В ОТСУТСТВИЕ РЕДАКТОРОВ?
    Или отдельные особи заботливо сохранялись в резерве (в резервациях?) и теперь с энтузиазмом приступят к работе? Или их состав подготовят ускоренными курсами наподобие «Школы красных командиров»?
    Хочется верить, что в проекте участвуют редакторы, которые искренне верят в свои знания, умение и предназначение. Хочется, но… в их возможностях следует усомниться.
    ***
    Возникает тот же вопрос, что и по поводу «объединения авторов с издателями».
    Если вы, издатели, вместе с писательскими союзами (вспомните Ассоциацию под предводительством С.Шаргунова!) беретесь защищать права авторов, то кто мешал вам это делать раньше?
    Если вы, редакторы, умели хорошо выполнять свою работу, что мешало вам делать это раньше? Только не надо ссылаться на «рыночные законы» и «бесплатность»!
    Возьмите произвольно десяток вполне успешных продаваемых книг. Возьмите десяток книг, изданных за счет или с участием авторов, с оплатой редактуры и корректуры. Сколько найдется  там «ляпов»? Думаете, немного?
    АВТОР ЭТИХ ЗАМЕТОК МОЖЕТ СЕРЬЕЗНО ПОСПОРИТЬ, ЧТО «ЛЯПОВ» ОН НАЙДЕТ  НЕ МЕНЕЕ ДЕСЯТКА НА КНИГУ, а обычно бывает намного больше! Это не считая прочего; со стилем и «проработкой образов» можно смириться.
    Потому что давно приходится читать современные издания с карандашом и спотыкаться о редакторские огрехи. Эти колдо(Ё!)бины и вы(Е!)боины мешают спокойно радоваться даже очень неплохим произведениям (кому интересно – спрашивайте, приведу примеры, потому что отзывы надо бы публиковать, но некогда).
    Что говорить о «бестселлерах», от которых многострадальная бумага плачет…
    Проект «Ренессанс» предполагает собирать с авторов деньги и за это обеспечить им творческий успех .Очередной призыв так и звучит: «Напиши книгу под руководством профессионального редактора» (далее цитаты из проекта и рассылки, особенности стиля сохранены).
    Для этого нужно сперва заказать рецензию, то есть заплатить и прислать произведение. Рецегзия «внутренняя», поэтому недорогая.
За  текст «до 40 т. зн. с пробелами (до 1 авторского листа, а. л.) – 4000 руб.
    – от 40 до 80 т. зн. с пробелами (от 1 до 2 а. л.) – 6000 руб.».
    И далее, исходя из 3000 рублей за авторский лист.
    Если навалится большое число рецензируемых, то есть способ ускорить дело. В.Ардов еще лет пятьдесят назад написал юмористическое  пособие «Литературная штамповка, или Пиши как люди!» с разделом о рецензиях. Вполне можно составить шаблоны.
    Для чего нужна хорошая, вдумчивая рецензия? Автору полезно узнать о своих ошибках, получить советы… Но это в том случае, если он намерен много работать и совершенствоваться. Вряд ли такой раскошелится, они работают сами. Менее уверенные в себе обращаются к знакомым журналистам, своим школьным преподавателям литературы…
    Ведь понятно, что в любом проекте автора постараются, говоря современным языком, «раскрутить на деньги».
    Редактор нужен более для ускорения работы над текстом – автор сам может написать, отложить работу, вернуться к ней, поправить, снова отложить и – до нужного результата… Так, на «Прозе.ру» есть вполне зрелые авторы с законченными произведениями – бери и публикуй!
    Но редактору со стороны виднее слабые места, если он настоящий, конечно.
    Возможны варианты.Например, рецензия «внешняя», да еще полученная от какого-либо мэтра, стоит других денег, зато ее можно предъявить издателю, мспользовать в рекламе. Если заплатить за «продвижение» (ей-Богу, уже непонятно, где кавычки ставить!), то возможности возрастут…
    Читайте дальше!
    По результатам тексту присваивается категория и начинается самое интересное.
    По категорим А автор получает «полный грант на издание в бумажном и электронном виде, распространение книги в магазинах России и первичный пиар»! Оставим без комментариев.
    Стоимость редактуры и корректуры для текстов категории Б – «150 руб. за 1 т. зн. с пробелами, или 6000 р. за 1 а. л. (авторский лист)»; категории В ( с ней полегчн!) – «100 руб. за 1 т. зн. с пробелами, или 4000 р за 1 а. л.».
Литконсультанту (это теперь так называется) за доработку сюжета придется заплатить «от 150 до 350 руб. за 1 т. зн. с пробелами, или от 6000 до 12000 руб. за 1 а. л.», в зависимости от рецензии.
    Обидно тому автору, которого отнесут к категории «Г»!
    Красноречиво и образно. И это не первая броская символика в проектах этого писательского союза (см. заметку: «Кому дырку от логотипа?»).
    Но дело поправимо. За редактуру и корректуру возьмут «350 руб. за 1 т. зн. с пробелами, или 12000 руб. за 1 а. л.». Литконсультант доработает сюжет и поправит «фактологию и нюансы» за плату «от 250 до 400 рублей за 1 т. зн. с пробелами, или от 10000 до 16000 руб. за 1 а. л.». Недешево, но ведь из «Г» обещают сделать конфетку!.
    Есть еще категории «Е» и «Д», но они вспомогательные.
    Хотя «Рукописи принимаются во всех жанрах: романы, повести, рассказы, стихотворения, публицистика, драматургия. Любые направления: реализм, постмодернизм, фантастика, фэнтези, детектив, детская литература, эссеистика, романы нон-фикшн, исторические романы и т. д.», но произведения категории «Д» не подходят «под формат серии» м их порекомендуют (?) «в другое издательство бесплатно»(?).
    Наконец, категория «Е» – творческая несостоятельность. «Мы не рекомендуем вам дальше заниматься творчеством», но это вряд ли, с оплатой-то за рецензию…
    «Стоимость предпечатной подготовки для категорий Б, В и Г зависит от объёма произведения и оговаривается отдельно». Зато у вас в руках – «идеальная книга», которую вы сами создать не сможете. Калькулятор в руки – считайте!
    Лицо проекта – Колышкина Надежда Ивановна, с большим стажем и опытом. Опытный редактор может подсказать, проконсультировать, но не взвалит на себя переработку макулатуры. Не по рангу и негоже такому консультанту-куратору лично поправлять категорию «Г»! И вряд ли она будет переучивать редвкторов.
    «Также мы рассматриваем незаконченные произведения и синопсисы романов и повестей».
    Это очень интересно, тем более что работа с синопсисом (попросту с сюжетом, наброском)  означает по сути написание книги: «… только по синопсису и/или сюжетному плану – от 10 (десяти) дней после поступления оплаты за рецензирование». Здесь и понадобится «литконсультант».
Конечно, в дописывании и переписывании редактором книги ничего нового нет. Этим занимались в советских издательствах, когда надо было печатать мемуары героев или книги писателей из малых, но очень дружественных народов (в этих случаях особо доставалось переводчикам).
    Кряхтя и охая, потея и матерясь, опытный редактор из любого текста сделает книгу, которую можно будет напечатать.Скорее всего, ее можно будет и прочесть…Конечно, за хорошие деньги редактор займется этим с воодушевлением!
    А не стыдно будет виновнику и покупателю этих хлопот поставить свое имя под чужим трудом?
    Вот кто-то уже и развеселился!..
    Организаторы проекта заботятся о возрождении школы редактирования? В прошлой заметке упоминалась зеленая лошадь. Она неподалеку здесь же и пасется.
    Нельзя возрождать то, что уже и реанимировать поздно. Не птица феникс.
В отличие от писателя, «редактор» –  профессия. Наиболее «сохранны» оказались писатели-редвкторы и журналисты-редакторы. Они и обходятся без редактуры-корректуры, потому что – настоящие. Назову навскидку двоих: Сергей Брутман и Александр Левинтов.
    Надежней всего, видимо, положиться на совсем немногочисленную категорию писателей настоящих (не путать с «признанными»).Например, И.Губерман, Л.Улицкая, Е.Посвятовская…
    Если каждый из них возьмется воспитать десяток редакторов, это  может положить начало и новой школе редактирования, и аттестации работающих редакторов, и подготовке профессионалов. Возможно это в рамках общей реформы издательской деятельности, но когда она случится – непонятно… Помечтать-то можно?
    ***
    «Пену взбивайте! Привлекайте к себе внимание всяко, любым способом!» – такой совет дала критик Ю. несколько лет назад всем авторам. Поистине большая честь приобретать читателей такими скользкими средствами. Цинизм уже не удивляет.
    Пользуясь стремлением авторов стать завтра «признанными» во что бы то ни стало, создатели этого проекта ( и многих других!) сделают деньги сегодня. И пообешают: «И вот когда вы станете узнаваемым автором, после этого можно начать зарабатывать». На продаже не только книг, но и «личного бренда – реклама, краудфандинг, инфобизнес».
    Перспективы-то каковы? А нужны деньги лишь на первичные телеграммы… да нет, на рецензию! «Нью-Васюки»? Или Москва?
    Хороши же мы будем, доверчивые авторы, сидя по уши в грязной пене, которую взбили за наши же деньги отзывчивые доброхоты!
    Простите, Александр Сергеевич!
            Июнь- июль 2021 г.               
                г.Гирне, Северный Кипр