Урок учёной дамы и Героя России

Юрий Тяпченко
                Ю.А. Тяпченко
    То о чем будет рассказано ниже, произошло в период становления дикого капитализма в России.
 
    Капитализм ворвался в нашу жизнь неожиданно. Точнее он не ворвался, а его народу России навязали сверху. Там, на верхнем этаже нашего многоэтажного дома, название которому было дом развитого социализма с ориентацией на коммунизм, стремительно развивался процесс приватизации всего созданного народом за годы Советской власти.

   Нам, не вошедшим в этот процесс, становилось ясно, что то, что было создано, как говорилось тогда, под руководством родных партии и правительства, присваивалось, резалось, пилилось, продавалось, взрывалось, командами во главе с бывшими партийными, комсомольскими, военными лидерами и криминалитетом.

   Люди моего поколения, увлеченные реализацией планов и программ партии и правительства в области пилотируемой космонавтики, вдруг поняли, что остались без работы. Зарплаты нет, а кормить семьи надо. Началось расслоение коллективов по интересам. Кто-то ушел в торговлю, кто-то в строительство, кто-то уехал за границу, иные ушли в мелкий бизнес или устроились в совместные и малые предприятия.

  Мы, работавшие в области пилотируемой космонавтики, то же не остались в стороне от процесса. Некоторые брались за создание товаров народного потребления. Но на этом пути никаких реальных результатов не было получено, так как за чтобы они ни брались, на выходе получался космический аппарат или средства для него.
   
   Головная организация по системе управления ОК «Буран», зная наш научно обоснованный подход к организации взаимодействия человека и машины, предложило реализовать его в блочных  и центральных щитах  управления (БЩУ и ЦЩУ)атомных АЭС и тепловых электростанций.   
 
 На основе этого подхода были разработаны технические предложения по организации информационно-управляющего поля БЩУ и ЦЩУ. Основными подсистемами в этих предложениях были централизованные системы сигнализации, информационно поисковые системы, дисплейные комплексы, системы поддержки операторов и др. Ядром таких подсистем являются ЭВМ с большими объёмами внешней памяти. Такая подсистема создавалась нами для одного из самолетов, как бортовая система регистрации параметров. Был изготовлен её электрически действующий макет изделия.

   О наших достижениях  узнал  заслуженный лётчик-испытатель, Герой Советского Союза, космонавт И.П. Волк, с которым я был хорошо знаком по совместной работе по программе «Энергия-Буран».
   Игорь Петрович, как и мы, искал дело для вложения высвободившейся у него огромной энергии. Человек он весьма энергичный и, как говорят, свободолюбивый, независимый.  У него было много направлений. По одному из них он от имени ООО «Регата», руководителем которой была ктн Н.А. Ратникова, предложил А.А. Польскому – руководителю НИИАО - провести совместную работу по созданию бортовой системы регистрации параметров самолетных систем и параметров полета. А.А. Польский поручил эту работу мне. 

   Через некоторое время по инициативе И.П. Волка состоялось совещание у заместителя начальника авиационного департамента, на которое были приглашены представители фирм, традиционно работавшие в этой сфере. На совещании большой начальник справедливо выразил недоумение тем, что какое-то ООО предлагает новую систему, а ответственные за это направление работ фирмы спят.

  Работу поддержали представители летно-исследовательского и еще какого-то института. В департаменте с большим недоверием относились к разного рода ООО, поэтому было решено согласиться с предложением ООО «Регата», при условии, что финансирование этой работы и сама работа пойдет через НИИАО. 

  Для выполнения работы был создан временный творческий коллектив ВТК. Ведущим от НИИАО был назначен В.М. Шитов. Ведущими разработчиками от ООО «Регата» по совместительству работали квалифицированные электронщики НИИ приборостроения им. Тихомирова, который базировался в г. Жуковском. Планировалось, что изделие будет разрабатываться с присвоением документации децимальных номеров НИИАО.

  На НИИАО возлагалась ответственность за изготовление блока сопряжения системы регистрации с самолётными системами, ответственность за привязку системы к конкретному самолету и сопровождение в эксплуатации возлагалась на ООО «Регата» по договору с НИИАО, а НИИАО по договорам с владельцами самолетов.

  В процессе создания системы выяснилось, что обеспечить запись параметров в реальном времени на основе разрабатываемой нами системы регистрации на лазерных дисках не представляется возможным, и от работы с НИИ «Полюс» г. Москва пришлось отказаться. Решено было регистрацию обеспечивать на ЭВМ, создание которой велось в нашем отделении. Однако и в этом направлении нас поджидали свои неудачи: ведущие разработчики ЭВМ перешли в другие подразделения института, а один из них отбыл в Израиль. 
 
  Мы снова обнулились. Создать ЭВМ своими силами мы уже никак не могли. Начали искать готовую ЭВМ. В тайне свою идею мы не держали. В нашей системе было заинтересовано отделение самолетных комплексов НИИАО, где трудился один из ведущих специалистов института, который в период работы в посольстве РФ одной из стран Африканского континента имел контакт с ФСБ. Он подсказал, что нам могут помочь в таком-то ООО. Дал адрес, куда я и отправился.

  Офис этого ООО располагался в подвальном благоустроенном помещении жилого дома недалеко от станции метро «Китай-город». Войдя, я увидел жизнь, которой давно не приходилось наблюдать. В офисе происходило какое-то броуновское движение, участниками которого были крупного размера джентльмены в белоснежных рубашках, с цветными новомодными галстуками и отутюженными брюками и красивые, изящно одетые дамы.

  Я представился. Суть моей проблемы они знали, чем занимаюсь тоже, поэтому, не отвлекаясь, сразу предложили персональную ЭВМ (ПЭВМ) компании Контрон (Германия), которая разрабатывает и производит встраиваемые компьютерные системы. Отделения компании располагаются по всему миру в том числе в России. Выяснилось, что они могут поставить технику в кратчайшие сроки, минуя таможенные барьеры, если мы подтвердим, что она нужна для научных целей. Затем, если будет подтверждена ее необходимость, они обеспечат ее поставку в Россию без каких-либо проблем.

   Мы подтвердили использование ПЭВМ в научных целях, и она бесплатно была предоставлена в наше распоряжение. Это был по-настоящему деловой подход в решении, казалось бы, неразрешимых проблем.

  Вопросом организации серийного производства и распределением финансов между участниками работы мы еще не занимались. Но коллеги из летно-исследовательского института, где на постоянной основе работала Н.А. Ратникова, меня предупредили, что она не так проста, как я думаю. Коллеги предупреждали, что свое она не упустит, что она меня все равно обманет, и потом я никогда не добьюсь справедливости, так как у нее есть известный во всём мире заслуженный лётчик-испытатель, космонавт Игорь Петрович Волк и муж генерал из служб безопасности. Я на эти пассажи не реагировал. Мне казалось, что то, что и как мы делаем, делает честь и нам, и ООО «Регата», и ее руководителям.

  Работа продвигалась. С  Волком у меня установились доверительные, как мне казалось, отношения. Он начал продвигать систему в аэропортах, привлекая меня.
Первая система была изготовлена, установлена на одном из самолетов ф. Ильюшина, и на этом самолёте она впервые прошла обкатку. Эту работу возглавлял В.М. Шитов. Все двигалось, как мы с ним думали, в направлении выгодном и нам, и временному творческому коллективу (ВТК), и ООО «Регата».

  Но сначала Н.А. Ратникова, а затем и И.П. Волк начали настойчиво требовать оплату их работы. На это я отвечал, что деньги по этой теме еще не перечислены департаментом. Но они словно не слышали этого. Начали требовать то же от А.А. Польского, а тот почему-то от нас, зная, что деньги не поступали. Когда же деньги были перечислены в НИИАО, то А.А. Польский потребовал оформить документы на передачу ООО "Регата" в полном объёме, и чтобы следующие расчеты проводились транзитом через НИИАО. Я категорически отказался, так как наши затраты на эту работу были несравнимо большими, чем у ООО «Регата», а институт не собирался их компенсировать.

  А.А. Польскому оказалось мало допущенного по отношению ко мне и  ВТК такого хамства, так он ещё потребовал, чтобы я отдал им ПЭВМ, которая была передана лично мне  ФСБ.  Я категорически отказался выполнять его указание, так как к этой ПЭВМ ни институт, ни ООО «Регата» не имели никакого отношения.

 
  Я не ставил перед собой задачи помешать действиям Н.А. Ратниковой и И.П. Волку, так как понял, что меня обманули. Я требовал компенсации за нанесенный нам финансовый и моральный урон. Но, увы, блажен, кто ищет справедливости в нашей среде.

  Кто оказывал давление на А.А. Польского, я не знаю. Но думаю, что это не был муж Нины Алексеевны генерал-майор Б.К. Ратников. Не его это уровень  / http://www.noocosmology.ru/autors-ratnikov.html /
 
  Не получив машину от меня, И.П. Волк слетал в Германию, купил в компании Контрон две ПЭВМ и доставил их в г. Жуковский.

  Работа вышла из-под моего контроля и далее пошла без участия НИИАО.

   А в чём урок? А в том, что даже с хорошо знакомыми людьми деловые отношения надо вести на основе договоров, имеющих юридическую силу, и меньше всего надо доверять людям, которые работают под патронажем твоего начальника, который не является таковым для тебя.