Папа

Майя Серебрякова
Писала предыдущую статью и вдруг внезапно вспомнила о папе.

Вспомнила я о нем в связи с тем, что как раз я размышляла о тех возможностях, которые перед нами открывает сегодняшний день. Сейчас можно записаться на любые курсы, можно распечатать фотографии из интернета, скачать фильм с Телеграма...А ведь так было не всегда.

Мой папа умер в 2009 году. Конечно, человеком он был непростым, послевоенное время наложило свой отпечаток...

Первое, что вспоминается: у него была страсть к накоплению. Он все время что-то собирал. Сначала, когда я была маленькая, это были фотографии известных киноартистов, он вклеивал их в специальный фотоальбом. Потом - журналы "Роман-газета". Помните такие?

Это же были годы тотального книжного дефицита...Папа не только собирал журналы, но и переплетал их.

Потом он стал собирать книги. В основном, конечно, его интересовала личность Сталина, и все, что было связано со сталинским режимом, а также советские детективы, фантастика, военная проза и т.д.

Когда приобрели видеомагнитофон, папа стал записывать фильмы. Как это выглядело? Он покупал пустые видеокассеты, поджидал, когда начнется фильм, который его интересовал, и ставил на запись. И потом еще сидел караулил рекламу. Когда она начиналась, папа выключал запись. Заканчивалась - снова включал.

Это сейчас кажется, что это было прикольно. На самом деле в быту это очень мешало. Во-первых, книгами и видеокассетами были заставлены все свободные полки в шкафах. Потом часть книг папа начал уносить в подвал, была у нас там комнатка, типа кладовки. Во-вторых, пока шла запись, нужно было вести себя спокойно, папу запрещалось отвлекать, куда-то уводить, просить помочь в каком-то деле. Все дела он откладывал на потом.

Всё вот это свое добро - книги, кассеты - он еще пытался каталогизировать. После его смерти я нашла записную книжку-каталог.

Я часто думаю, как бы он отреагировал, если бы дожил до нашего времени и узнал, что множество фильмов и книг можно просто скачать с интернета? Понравилось бы ему это? Может, он бы сошел с ума от счастья (фигурально выражаясь) и накачал бы себе целую библиотеку? Или, наоборот, он бы не пользовался этими благами, потому что это было бы "неинтересно", а "интересно" как раз сделать все самому?
В общем, по сути, хоть мой отец и был взрослым человеком, всю жизнь проработал на заводе, в "горячем цехе", в глубине души он оставался...ребенком. Его мало интересовали домашние дела, жизнь семьи. Зато его увлечения...они были у него в приоритете. Конечно, мне его любви не хватало. Конечно, меня бесило то, что он постоянно все время занят...

Еще был период, когда он сильно увлекался фотографией. Настоящей, конечно, до цифровой эпохи он не дожил. У нас дома был фотоувеличитель, который попеременно стоял то на столе, то на полу и который очень мешал маме. Как давно это было. Ужас.

Еще были разнообразные ванночки, перфокарты, всякие проявители. Конечно, для нас это все было барахло, а для него - целая жизнь.

Много снимков, на которых я еще маленькая. Или мамины родственники, разные гулянки, дни рождения...Как раз тогда он и увлекся фотоделом.

Этих снимков оказалось настолько много, что после его смерти половину пришлось выкинуть. В основном это были дубликаты.

Конечно, мой папа был человек сложный, со своим характером, со своими привычками и представлениями...Но все равно я его люблю. Хотя и много боли мне он тоже причинил, в свое время.

Ну вот так вдруг...Вспомнилось.