Афганистан снова на перепутье

Авазбек Атаханов
Афганистан снова стоит на перепутье. Сильнейшие империи мира обломили свои хищнические зубы об афганскую твердыню. Между тем, эта страна в этническом плане неоднородна, здесь проживает свыше десяти народностей, несколько десятков мелких этносов, более ста племен, множество родоплеменных групп, различающихся по расовым признакам, языку, этногенезу и культуре, стоящих на разных этапах своего социального развития.
 
Расселение афганских народов и племен отличают высокая территориальная раздробленность. Дело в том, что характер ландшафтов, климатические условия, недостаток пригодных для жизни земель, образовавших Афганистан, обусловили изолированность ареалов обитания населяющих ее народов.

Формирование границ Афганистана, проходившее в условиях соперничества Британской и Российской империй, привело к разделению этнических сообществ. В результате в Афганистане преобладают так называемые разделенные народы, большая часть которых, как правило, входила в состав сопредельных государств (Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан, Казахстан, Иран, Пакистан, Индия, КНР): пуштуны, белуджи, таджики, узбеки, казахи, туркмены, кыргызы. Данное обстоятельство обусловило экономическое, культурное, а иногда и политическое тяготение некоторых этносов к соседним странам, породило центробежные тенденции и тягу к зарубежным своим этническим частям, что создает благоприятные условия для вовлечения в афганские дела соседних государств.

Пестрый состав населения Афганистана является естественной, объективной причиной трудностей межнационального общения, поскольку этническая дробность дополняется языковой. Жители говорят на 30 языках, в частности, на иранских, индоарийских (индийских), тюркских и нуристанских (дардских) языках и диалектах. Поэтому в стране остро стоит языковая проблема, нередко выливающаяся в конфронтацию говорящих на языке пушту с говорящими на языке дари.

Хребты Гиндукуша, протянувшиеся через всю страну с северо-востока на юго-запад, служат своеобразной границей зон распространения двух основных языков Афганистана. Пушту является языком титульной нации в Афганистане, а дари стал языком национальных меньшинств. Языковое многообразие порождает несколько локально различающихся вариантов двуязычия и трехъязычия. Таким образом, современный Афганистан не обладает ни географической цельностью, ни национальным единством, а по мнению выдающегося востоковеда-афганиста И.М. Рейснера Афганистан является «многонациональным лоскутным государством».
 
Данный фактор всегда учитывался властями Афганистана, за исключением талибов, которые в 1994-2001 гг. основной акцент сделали на пуштунское население и за что они в скором времени жестоко поплатились и лишились власти. Однако, имеющиеся сведения говорят о том, что Исламское движение талибан извлекло уроки и в настоящее время в его рядах находятся многие представители этнических групп. Думаю, активное распространение за последние недели талибами своей власти в Северных провинциях Афганистана связанно именно с тем, что они хорошо понимают межэтнический фактор и стремятся не допустить раскола страны по национальным признакам.
 
Кроме того, принимая во внимание тот фактор, что в Афганистане религия всегда играла определяющую роль, талибы попытаются объединить народ на основе исламских ценностей. И хотя в ряде районов страны межэтническую напряженность обостряла вражда между суннитами и шиитами, но не следует забывать, что в 1979-1989 гг. именно исламский «джихад» (священная война) против советских войск, стал объединяющей силой для афганцев, которые выступили против иностранных оккупантов.
Сегодня, в очередной раз, Афганистан столкнулся с дилеммой: как жить дальше?
США и их союзники спешно покидают страну, Правительство Афганистана стремится путем переговоров с талибами урегулировать имеющиеся проблемы с талибами, но, к сожалению, безрезультатно.

Возможно, афганцам все-таки удастся сформировать переходное правительство, но могут и не договориться. Уже сейчас ясно, что талибы сделали ставку на силовое решение данного вопроса.

С одной стороны, несмотря на многонациональный фактор, в стране под влиянием исторических, религиозных, этнических и местных факторов сформировался как бы единый афганский менталитет, но с другой стороны, всякий раз, когда возникает проблема создания нового государства, казалось бы веками сформировавшийся единый менталитет афганцев, подобно морским волнам, под давлением межэтнических противоречий и интересов, разбивается, теряет свою монолитность и затрудняет движение к межнациональному согласию, что осложняет выбор дальнейшего развития страны, дает основание сомневаться в существовании единого национального менталитета в Афганистане.
 
Именно это обстоятельство позволяет некоторым политикам рассуждать о том, что на месте современного Афганистана может возникнуть несколько национальных государств. Однако, это слишком упрощенный подход к афганской проблеме. В течении длительного исторического процесса было очень много подобных ситуаций и, вопреки ожиданиям и попыткам, страна не распалась на части по этническим признакам. Думаю, и в этот раз Афганистан не расколется и сохранит свой внутренний стержень.
Не надо никому объяснять, что не поняв менталитет нации, невозможно объяснить те сложные процессы, которые имеют место в той или иной стране, не говоря об их прогнозировании. В нашем случае как раз надо учесть не политические факторы и даже не межэтнические, а национальный менталитет.
 
Возвращаясь к развитию ситуации в Афганистане, хотелось бы сказать, что последние события в этой стране воочию убеждают меня в том, что в афганском обществе, наравне с усилением этнонациональных амбиций, отмечается укрепление тенденций к шариатскому правлению. Очевидно, что страну и ее народ впереди ждут великие испытания и существует огромная вероятность того, что на стыке Центральной и Южной Азии может возникнуть новая геополитическая конфигурация, основанная на религиозных факторах. И если это произойдет, то страны Центральной Азии могут столкнуться с новыми реалиями в региональном измерении, что безусловно окажет серьезное воздействие на жизнь народов, проживающих в нашем регионе.
 
Такое развитие событий может кардинально изменить положение 1,3 тыс. афганских кыргызов, традиционно проживающих в районе Малого и Большого Памира Афганистана. Порой мы чрезмерно эмоционально высказываемся об их социально-экономическом положении и путях улучшения их жизни, в том числе путем их переселения в нашу страну, но в данном случае было бы разумно придерживаться принципа «не навреди», не отстраняться, а более активно проводить политику в афганском направлении. Афганцы- это наши соседи по региону и как бы не развивались в дальнейшем события в Афганистане- это будет их выбор, выбор афганского народа.