Как были выполнены рисунки на плато Наска

Третьяков Николай Дмитриевич
  -Учитель, меня чрезвычайно заинтересовали гигантские фигуры и многокилометровые прямые линии в пустыне Наска, которые можно увидеть целиком только с самолёта. Каким образом они были выполнены? Возможно, Учитель знает это? Эрих фон Деникен в своём фильме «Воспоминание о будущем» считает, что их оставили нам инопланетяне.
-Инопланетяне тут ни при чём, но я знаю, как они были сделаны.
-И  Вы можете мне это прямо сейчас рассказать?   
-Не только рассказать, но и показать.
-Я не могу поверить, Вы знаете то, над чем бьются не один десяток лет учёные многих стран. Вот, к примеру, одно из высказываний:
 «Парадокс заключается в том, что после 60 лет исследований этого древнего феномена, учёные практически не приблизились к разрешению этой величайшей из загадок человеческой истории, которой являются изображения в Наске».
 И Вы знали, но никому не говорили об этом… Но почему?
-Меня об этом никто не спрашивал.
-Это значит, что благодаря моему любопытству все узнают решение одной из величайших загадок человеческой истории?
-Давай от этих патетических слов перейдём к делу.

     Начнём с того, что песчаная равнина Наска длиной около 60 км находится в 400 км к югу от перуанской столицы Лима, между городами Наска и Пальпа. В этих местах практически нет дождей и редкие капли, падая здесь на раскалённую каменистую поверхность, тут же испаряются.
     Технология  исполнения  рисунков  проста. Нужно было лишь убрать верхний тёмный слой, обнажив светлую глину. Конечно, на это уходили многие годы. Но зато созданные с большой тщательностью изображения могут сохраняться в этом безводном засушливом месте тысячелетиями!   
  На эти рисунки не обращали внимания до тех пор, пока американский исследователь Поль Косок в 1920 году не обнаружил их с самолёта. Особенно его поразили исключительно прямые линии, которые ныряли в овраги, поднимались на вершины холмов, совершенно игнорируя рельеф местности. Кроме этих линий он обнаружил более сотни различных фигур животных и птиц, размер которых составлял несколько сотен метров. Возраст этих рисунков-  несколько тысяч лет. Так как же они были выполнены?

  Начнём с прямых линий. Твоему учителю довелось самому проводить такие  линии в несколько километров длиной. Причем не на открытой местности, а в глухой тайге. Это было в середине шестидесятых годов прошлого столетия, когда он,  будучи студентом, в летние каникулы работал в Коми АССР  в  лесоустроительной экспедиции. Он рубил таксационные просеки для учёта типа и количества деревьев. Эти просеки  должны быть исключительно прямыми. По двум вешкам (это срубленные палки примерно в два пальца толщиной и метра полтора, два длиной) в створе выставлялась третья. Расстояние между ними от 100 до 300 метров. Чтобы вешку было лучше видно на большом расстоянии, она срезалась вдоль до половины и кроме того, для лучшего освещения ставилась не вертикально, а наклонялась от себя на 30- 45 градусов. На расстоянии в 100- 300 метров такая вешка была видна как тонкая светлая нить паутины. По двум совмещённым нитям  вешек устанавливалась третья. Так вот, эти просеки, исключительно прямые, тоже опускались в овраги и поднимались на вершины холмов, как и прямые линии в пустыне Наска.
      Как видишь, провести прямую линию даже в несколько километров длиной не составляет труда, и нечего было так уж удивляться американцу Косоку на эти линии. Другое дело - гигантские фигуры. Вот уж чему надо было по - настоящему удивляться.    Но, оказывается, и гигантские фигуры нарисовать не проблема. 
 В каких то десятках километров от перуанской столицы  Лимы -непроходимые джунгли, где произрастают десятки и сотни экзотических деревьев, в частности  гевея. Сок этого дерева аборигены называли «каучу» – слезы млечного дерева («кау» – дерево, «учу» – течь, плакать). От этого слова образовалось современное название материала – каучук, с которым европейцы впервые познакомились во времена  великих географических открытий Колумба. Именно он привёз из Нового Света множество диковин и в частности эластичный мяч из «древесной смолы», который отличался удивительной прыгучестью. Индейцы делали такие мячи из белого сока растения гевея. Этот сок темнел и затвердевал на воздухе. Мячи считались священными и использовались в религиозных обрядах. У племен Майя, Инков, и Ацтеков существовала командная игра с использованием этих мячей, напоминающая баскетбол. В этой игре победителей чествовали как героев, а проигравших убивали, сбрасывая  в глубокий колодец.
 Впоследствии испанцы полюбили играть вывезенными из Южной Америки мячами. Модифицированная ими индейская игра послужила прообразом современного баскетбола.

 Кроме эластичных мячей индейцы Майя , Ацтеки и Инки делали из каучука непромокаемые ткани, обувь, сосуды для воды, ярко раскрашенные шарики – детские игрушки, а также длинные растягивающиеся лианы, которые использовались ими  в ритуальных целях   при посвящении юношей в воины.
 Один раз в год, в праздник посвящения, юноша,  прихваченный за ногу петлёй каучуковой лианы, должен был прыгнуть с высокого помоста. Там, далеко внизу гладкая каменная плита с кровью жертвенных животных. Знаком посвящения считалась окрашенная  этой кровью ладонь юноши после прыжка.  Юноша сам регулировал  длину лианы перед прыжком. Если  ладони после прыжка оказывались чистыми, посвящение откладывалось на год. Случалось, правда исключительно редко, что  юноша разбивался насмерть. В этом случае  он сразу попадал в дружеские объятия  Бога смерти Миктлантекутли. Этот обычай посвящения  до сих пор существует в некоторых племенах, затерянных в диких джунглях Амазонки.

-  Учитель, мне представляется, что мы  несколько отвлеклись от нашей темы-  от гигантских  рисунков на пустынном плато Наска. Я не вижу связи этих рисунков  с каучуковым деревом  гевея.
- Сейчас ты увидишь эту связь. Вот эта резинка от авиамоделей - уменьшенная  копия тех самых растягивающихся ритуальных каучуковых лиан. На конце резины мы сделаем маленькую петлю для грифеля карандаша, а другой её конец пришпилим степлером к чертёжной доске. Длина нашей резинки  всего десять сантиметров. На расстоянии в сантиметр от  закреплённого  края  завяжем узелок. Это наш репер. Устройство для увеличения рисунков готово.  На расстоянии примерно в три сантиметра от закреплённого конца резины  нарисуем  фигуру небольшого размера, примерно в сантиметр. А теперь в петлю на конце резинки вставим  грифель карандаша и растянем её этим карандашом, но так, чтобы узелок  ( репер) всё время двигался по нашим линиям. На карандаш ты можешь не смотреть, а только на этот узелок. Старайся, чтобы он  двигался точно по линии. А теперь посмотри, что нарисовал твой  карандаш…
- Удивительно - это  точная копия моего рисунка, только увеличенная в десять раз!
- Так и есть, ведь наш  узелок ( репер) на расстоянии в один сантиметр от закреплённого  конца резины,  а карандаш на расстоянии в десять сантиметров и он в  десятикратном увеличении повторяет все  его перемещения.    То есть у нас получился самый настоящий резиновый пантограф, прибор для увеличения, или уменьшения масштаба. Теперь ты видишь связь между каучуковыми лианами и гигантскими фигурами в долине Наска?
- Конечно вижу! Эти Инки нарисовали фигуры священных животных и птиц с помощью каучуковых лиан, чтобы Боги сверху увидели их! 
 Но есть ли какое- то подтверждение Ваших слов, Учитель? Хорошо бы, чтобы сохранились отверстия для  кольев, к которым  были привязаны каучуковые лианы, с помощью которых эти Инки рисовали свои фигуры.
- Сохранились не только отверстия, но и некоторые колья, о которых ты говоришь, и даже уменьшенные эскизы фигур…

    Ближе всего к разгадке тайны рисунков на плато Наска подошла Мария Райхе, доктор археологии, немецкий математик и астроном.
 «Мария Райхе открыла и измерила около 50 фигур и 1000 линий в пампе Наски. Она получила крест за заслуги перед отечеством 1 класса ФРГ, орден мудреца инков и высшую награду республики Перу, солнечный орден, звание почетного доктора перуанского университета в Сан-Маркосе (между прочим, всего она получила 5 званий почетного доктора в разных странах), а к 90-летию в знак признания ее заслуг перед страной – перуанское гражданство.6 июня 1998 года Мария Райхе умерла в возрасте 95 лет. Более 40 лет своей жизни Мария Райхе изучала линии и наземные знаки в Перу».
    Она пришла к выводу, что перед выполнением фигуры в натуральную величину, вначале рисовался эскиз в уменьшенном размере, а по нему выполнялся и сам рисунок. Она обнаружила на плато Наска несколько таких уменьшенных эскизов. Мария Райхе предположила, что с эскиза рисунок переводился по клеточкам. Но это не так. Представим себе клеточки размером с футбольное поле. Одни клеточки нарисовать - большая проблема, а потом бегать от маленького рисунка к большому с каждой точкой рисунка… Кроме того - если сохранились эскизы, то должны были сохраниться и клеточки, а их нет.
    Она не смогла также объяснить назначение деревянных кольев, которые сохранились вблизи уменьшенных эскизов и к которым, как мы теперь знаем, привязывались каучуковые лианы.
  «Мария Райхе утверждает, что создатели рисунков сначала делали небольшие эскизы, а затем воспроизводили их в нужных больших размерах. В качестве доказательства Мария Райхе показывает эскизы, обнаруженные ею в этом районе. Кроме того, на концах линий, образующих рисунки, были найдены деревянные сваи, вбитые в почву, которые [как ошибочно считала Мария Райхе] играли роль координатных точек при нанесении рисунка.»

- Учитель, теперь я знаю, как были выполнены эти загадочные рисунки на плато Наска, которые увидеть целиком можно только с самолёта. И инопланетяне тут, действительно, ни при чём!

 P.S. Фото из открытых источников.
 
10.03.2012.