Евреи Рима

Григорий Аванесов
                Евреи Рима

Переулок "Vicolo dell'Atleta" получил свое нынешнее название в 1873 году после открытия статуи атлета, но ранее его называли «Аллеей пальм», из-за посаженных здесь многочисленных пальм, которые являются символом Иудеи. Они вероятно, были посажены перед самой старой синагогой евреев в Риме. Это название было правильным, так как эта аллея находилась на месте создания первого ядра еврейской общины в Риме (одной из самых старых в Мире) со времен Республики.

Первые иудеи прибыли в Рим 161 году до нашей эры. После этого многие евреи начали селится в Риме основав район Трастевере их уже было несколько десятков тысяч (если верить самим евреям). Вероятно, и до этого времени какое-то количество евреев уже постоянно жило в Риме и это были еврейские торговцы.

В 63 году до н. э. еврейскую общину Рима существенно пополнили пленники, уведенные Помпеем из завоеванной им Иудеи. Они вначале были рабами римлян, но постепенно хозяева отпускали их на свободу. Отношение к евреям со стороны правителей древнего Рима было в основном благосклонным и либеральным.

В Трастевере жили евреи до переселения в район Сант-Анджело, которое произошло в средние века. Образование гетто было на руку богатым руководителям евреев (если верить самим евреям).

Юлий Цезарь (100 – 44 гг. до н.э.) считал деятельность евреев одним из важных элементов экономической жизни государства. При нем евреи были освобождены от некоторых ограничений, наложенных на последователей других религий.

Первая синагога (1101) была основана лексикографом (лексикография — раздел языкознания, занимающийся составлением словарей, изучением особенностей слов, их толкованием) Натаном бен Йехиелем (1035-1106) и его братьями.

Большая синагога Рима (1870) или Tempio Maggiore di Roma. В здании располагаются офисы Главного раввина Рима, а также «Еврейский музей Рима». Алюминиевый купол синагоги является единственным квадратным куполом у зданий в Риме.

Предполагается, что она была расположена именно там, где сегодня расположен красивый средневековый дом, который получил название «Дворец у Разрушенного моста».

На центральной колонне у основания арки дворца все еще сохранилась надпись на иврите, высеченная в мраморе. Фасад дворца выход на противоположную переулку улицу via dei Vascellari. Синагога была разрушена после серьезного пожара 28 августа 1268 года.

В 4 г. до н. э. 8 тысяч евреев Рима сопровождали по улицам города делегацию из Палестины, приехавшую после смерти Ирода I просить сенат о низложении Идумейской династии. Еврейское население Рима в это время составляло уже более 20 тысяч человек. В Риме действовали несколько синагог.

По распоряжению Октавиана Августа (63—14 г. до н. э.), евреям ежемесячно выдавалось зерно, также как и остальным жителям города. Если раздача зерна в городе происходила в субботу, то для евреев власти делали исключение и переносили её на следующий день.

Существенно возросло еврейское население в Риме после окончания Иудейской войны в 70-м году новой эры. После захвата Иерусалима и разрушения храма римский полководец Тит приказал пленённых руководителей еврейского восстания и, кроме них, ещё 700 человек отправить в Рим для участия в триумфальном шествии по случаю победы.

В Трастевере часто в здания встраивали археологические находки и фрагменты разрушенных зданий. В 1982 году рядом с синагогой взорвали гранату два человека погибло, а 35 ранено. В существующей синагоге «Tempio Maggiore di Roma» есть довольно обширный музей «Museo Ebraico di Roma». http://proza.ru/2020/03/30/2116 http://proza.ru/2020/04/05/1006
Кресло http://proza.ru/2021/07/07/1444

Еврейское население Рима не пострадало во время Иудейской войны, а наоборот, его численность значительно увеличилась за счет евреев, взятых в плен Титом.

Непрекращающиеся войны за землю Израиля вынудили мигрировали в Рим евреев. В Риме еврейские общины пользовались привилегиями и процветали экономически, становясь значительной частью населения Рима.

При Юлии Цезаре иудаизм был официально признан как вполне легальная религия.
Со времен шестого века до нашей эры во многих городах римских провинций в восточном Средиземноморье находились очень большие еврейские общины.

Юлий Цезарь сформулировал политику, позволяющую евреям следовать своим традиционным религиозным обычаям, политику, которой придерживался и продолжил Август , первый император Рима, царствовавший в 27 г. до н.э. Это дало иудаизму статус Religio Licita (разрешенная религия) по всей Империи.

Евреи живут в Риме более 2000 лет, дольше, чем в любом другом европейском городе.

Евреи поселились как торговцы на правом берегу Тибра, и, таким образом, возникли еврейский квартал в Риме. Там же находился и порт Рима.

Как и пленники Помпея, они были через некоторое время освобождены (возможно выкуплены). Вольноотпущенные рабы евреи селилась рядом с уже жившими в Риме евреями, в основном в районе Трастевере на правом берегу Тибра.

В Трастевере в середине первого века до н.э. возник большой еврейский квартал.
В конце первого века н.э. в Риме было 12 синагог. В городе даже существовала религиозная школа - иешива.

Любые послабления евреям Рима приходилось оплачивать деньгами. С годами евреи Рима постепенно перемещались на другой берег Тибра, меняли место своего постоянного проживания поближе к Капитолийскому холму.

Христианские императоры преследовали своих еврейских подданных и ограничивали их права.

Место, отведённое под гетто, располагалось между Капитолием и островом Тиберина. В 16–19 вв. на маленьком пространстве, которое занимало гетто, в условиях большой скученности проживало до десяти тысяч евреев.

Гетто было отменено в 1870 году, когда в Риме закончилась папская власть и евреи были признаны равноправными гражданами Италии. Они стали селиться там, где желали, многие вернулись на старые места в Трастевере.

С 1930 года в Риме действует переехавшая из Флоренции Итальянская раввинская семинария.

В Риме находятся две известные скульптуры Моисея – библейского вождя еврейского народа. Первая, работы Микеланджело, - в центре знаменитого мавзолея Юлия Второго, находящегося в церкви Святого Петра в кандалах. Рядом с фигурой Моисея находятся скульптуры праматерей еврейского народа - Леи и Рахели.

Вторая фигура Моисея находится у Фонтана «Аква Феличе», также известного как «Фонтан Моисея». Рядом представлены два библейских персонажа: в левой арке - Аарон, в правой арке — Иисус Навин.

Евреи из СССР в основном живут в Остии (небольшой город на берегу моря, старый порт). Местные не смешиются с "рускими" евреями.

У "русских" евреев в Риме мелкие торговые точки. Местные помогли мне попасть в громадный текстильный склад Рима.

Евреи Рима не сефарды и не ашкеназы (а значительно более древняя община). Обряд молитв римских евреев также не похож ни на сефардский ни на ашкеназийский, и восходит ко временам Вавилонского пленения [1] и древним временам Эрец-Исраэль [2].

Если верить самим еврям, то "Римское право", "Историю Рима" создали еврейские ученые.

[1] Вавилонское пленение (ивр. галут Бавел) — период в истории еврейского народа с 597по 539 год до н. э. Собирательное название серии насильственных переселений в Вавилонию значительной части еврейского населения Иудейского царства во времена правления Навуходоносора II.

Эти изгнания происходили на протяжении 16 лет (598—582 гг. до н. э.) и были карательными мерами в ответ на антивавилонские восстания в Иудее. Этот период завершился с возвращением части евреев в Иудею после завоевания Вавилонии персидским царём Киром Великим.

Вавилонское пленение привело к появлению крупной еврейской диаспоры и стало поворотным пунктом в развитии еврейского религиозно-национального сознания.

[2] В Библии это название — Эрец-Исраэль прилагается как к территории, населенной израильтянами (I Сам. 13:19), так и к Северному (Израильскому) царству (II Ц. 5:2). Начиная с эпохи Второго храма Эрец-Исраэль становится синонимом Земли обетованной.

P. S.
Первые евреи, прибыли в этот город в качестве посланников Иуды Маккавея во II веке до новой эры. С тех пор евреи продолжали жить в Риме.

Первые записи о присутствии в Риме иудеев появились ближе к середине II века до н.э., когда из Александрии пошел поток еврейских купцов. В большинстве своем евреи Александрии представляли собой эллинизированную группу торговцев.

Около 2000–3000 евреев проживали в Риме в 1555 году, когда папа Павел IV огородил гетто стенной. Большинство евреев недавно перебрались в Рим из Южной Италии из-за испанской инквизиции. Пораженный большим притоком евреев, которых он считал гражданами второго сорта, папа Павел IV решил отделить общину стеной. Евреи жили в гетто в невероятной нищете и тесноте, которые всё усугублялись по мере того, как население гетто росло. К 1870 году, когда гетто было наконец-то отменено, община насчитывала около 7000–9000 евреев.

---
Рецензия на «РИМ. Первый день 1. 2» Виталий Хватов от 30.07.2019

В этой главе чувствуются солидные знания автора в архитектуре и искусстве и тем более, в истории еврейской общины Рима. Удивлен, что в Риме не сефарды и не ашкенази... Поистине в этом городе каждый камень дышит историей! Интересно.