Анапа-2021. Курортные впечатления

Владимир Лях
    Так уж получилось, что едва вернувшись из Адыгеи, где проходила конференция любителей скандинавской ходьбы, мы с супругой в обществе старшего сына, неожиданно получившего отпуск, по той же самой дороге отправились в Анапу. С нами, как обычно поехал к морю и наш котик Василий. Он уже дважды бывал в этом городе, прошлой осенью попутно посетил с нами Новороссийск, весной месяц прожил в Москве, так что  наш серый красавец, знающий себе цену, – путешественник бывалый. Он, погуляв на заправках, узнает свою машину, где в салоне у него есть свои любимые места.
    Дорогу мы преодолели без замечаний, если не считать увеличившееся количество платных дорог. Сочли, наконец, за разумное купить транспондер – миниатюрное устройство, позволяющее ускорить прохождение пунктов приема оплаты благодаря бесконтактному списанию средств со счета. В пункте продажи за стойкой нас не очень радушно встретили две барышни. Они с порога потребовали надеть маски, будучи сами без них. На наше замечание девицы возразили, что они, дескать, друг друга не заразят! – А с чего вы взяли, что мы заразим? – поинтересовался я. На это одна из продавщиц ответила откровенно: – На вас камеры смотрят, а не на нас.
    Ну, что же, вопросов больше не возникло. Транспондер обошелся в полторы тысячи, а со скромным  зачислением на счет вышло две.
    Анапа – один из самых популярных российских курортов, поэтому рассказывать о ней, пожалуй, излишне. Скажу только о самых существенных моментах этого пляжного сезона.
    На улицах людей в масках не видно, это сразу бросается в глаза. Только работники магазинов, аптек и прочих публичных учреждений соблюдают масочный режим. Покупателей одевать маски никто не призывает – люди могут запросто пойти в другой магазин, которых изрядно добавилось.
     Очень существенно выросло число отелей, львиная доля которых приходится на московский бизнес. Мало того, в городе планируется в ближайшем будущем возведение   новых отелей премиум класса.
    Центральный пляж города теперь уже не муниципальный, он передан в аренду и разбит на небольшие участки: пляж Акватория, пляж Лагуна и т.п. Впрочем, внешне это практически ни на что не повлияло. Народу на пляжах столько, что поговорка «яблоку негде упасть» звучит вполне реалистично. Естественно, ни о каких масках и социальных дистанциях ни на берегу, ни во владениях местного Нептуна речь не идет.
    Хочу заметить, что местные предприниматели не сидели в межсезонье, сложа руки. На пляжах появились современные спасательные посты, пока, правда, без кондиционеров, что под южным солнцем может стать испытанием для самих стражей безопасности. Местами, правда, попадаются двухэтажные посты для спасателей и медработников – там кондиционеры есть. Наконец-то появился достойный пляжный душ вместо кустарных кранов, практически не работавших. Здесь можно ополоснуться и смыть песок с ног, но одной точки явно недостаточно, иногда приходится постоять в очереди.
     Общепит работает исправно, и цены, надо сказать, если и подросли, то не очень значительно. Без особых изысков  поесть можно на 300 рублей. Примерно такую сумму платил за обед сын. Мы с супругой на обед не ходили, а завтракали и ужинали дома, это и дешевле, и сытнее, особенно если овощи и заготовки привезти с собой. Огородная продукция поднялась в цене очень существенно, но это, как известно, произошло не только на черноморских курортах.
   Пара слов о ценах на пляжную классику. Вареная крымская кукуруза подорожала вдвое и стоит сейчас 100 рублей, при хорошем, надо отметить, качестве. В прошлом году цена была вдвое ниже. Немного дальше от моря можно купить такой же кочан за 80 рублей, а сырой – за 40. За кружку, бутылку или банку пива просят от 100 рублей, в магазине за эти деньги можно купить две и в термопакете принести с собой. Впрочем, гусары, как известно, не экономят и мелкой сдачи не берут.
    Вполне достойный чебурек с мясом или с сыром можно приобрести за 75 рублей, местами – за 70 и даже за 60. Однако, наученные прежним горьким опытом, мы «дешевых» давно не покупаем.
    За чебурек с грибами просят 150, но стоит ли есть грибы на пляже – вопрос весьма спорный.  Лежак тянет теперь на 300 рублей против 200 в прошлом сезоне. Услуги навязчивых темнокожих «королей Зимбабве», то и дело сотрясающих прибрежное пространство возгласом «мумбу-юмбу-колбаса», тоже вдвое подросли в цене. За каждый кадр экзотики они просят теперь, как за вареный початок. Сотня – это, пожалуй, самая популярная цена на пляжах города-курорта в нынешнем сезоне.
    Никуда не делись громогласные рекламные агенты, зазывающие на «единственный в Анапе» трехпалубный теплоход «Горгиппия», на катер с прозрачным дном, на своеобразный дайвинг и на «комфортабельный автобус» в Керчь по «легендарному» крымскому мосту. Причем, цены на экскурсии остались, в основном,  на прошлогоднем уровне. Всё так же звучит байка про "мальчика" Саню, который потерялся в винных подвалах Абрау-Дюрсо. А вот разносчиков сушеной рыбы, холодного пива, вина, чачи и «домашнего каняка» больше не видно. Только продавцы «лиманских» раков, маринованных креветок да копченых «шашлычков» из мидий и рапанов  то и дело предлагают свой товар.  «К квасу, пиву, чаче и просто похомячить!»
    Креветок «с укропчиком, с лимончиком» – обычных, из магазина – мы отважились попробовать. Между прочим, недешево, но действительно вкусно!  Полулитровая пластиковая кружка креветок стоит четыре сотни. За десяток раков, едва превышающих креветок по размеру, просят 100 рублей, как и за миниатюрный «шашлычок» на палочке.
     В этом году основательно обновился парк прогулочных катамаранов, но и цена на эту услугу подросла. Час такого удовольствия обойдется нынче в тысячу рублей. Несколько подорожал «полёт на парашюте», но зато теперь можно летать не только вдвоем, но даже и сообразить на троих, поднимаясь, аки птицы, на высоту до 200 метров.
   Появились на пляже новые сезонные торговые павильоны, где можно посидеть в тени за столиком, обновились раздевалки, в которых вездесущие вандалы сразу же обломили вешалки. Абсолютной  новью  выглядит услуга проката сап-досок. Такого раньше не было и об этом стоит сказать подробнее.
    Сапбординг – это довольно молодой вид спорта, являющий одной из разновидностей серфинга. В отличие от доски для серфинга, скользящей по крутым волнам, сапборд предназначен для спокойной воды и комплектуется  веслом, с помощью которого и осуществляется управление. На сапборде (аббревиатура от SUP – StandUpPaddle)  можно плавать не только стоя или на коленях, но даже и сидя, как на каяке.  Между прочим, сап-бордисты  понемногу  покоряют и провинциальные водоемы.
      В торговой сети  и в прокате активно предлагаются, в основном, широкие надувные доски, не требующие специальных навыков их эксплуатации. Такие доски оснащены минимум двумя слоями поливинилхлорида, имеют рёбра жёсткости и наощупь кажутся твердыми. Вследствие этого, надувные плавсредства  не боятся камней, песка и соприкосновения с твердыми поверхностями. Даже в случае прокола, благодаря поперечным волокнам жёсткости и дополнительной камере (как в новых досках Starboard),  сапборд всё равно останется на плаву. Час проката доски на анапских пляжах стоит 700 рублей, полчаса – 400.
    В зоне купания теперь не увидишь водных мотоциклов, еще в прошлом сезоне бороздивших акваторию, но зато число привычных красно-оранжевых  надувных горок заметно приросло. Местные предприниматели активно ищут и новые пути привлечения клиентов. Однажды, придя субботним утром на пляж, курортники  обнаружили прямо в воде высокие качели с надписью «Анапа-2021», примерно такие же, как можно видеть на старинных романтичных фотоснимках. Оказалось, что это платная услуга.
     – Заплатите 200 рублей и фотографируйтесь хоть весь день, – отвечал интересантам паренек в закатанных по колено штанах. Граждан, готовых отстегнуть кровные за инновационный антураж, нашлось не много, и качели на следующий день исчезли. Возможно, в другом месте им повезет больше.
    То и дело вдоль пляжа, как и раньше, бродили с металлоискателями охотники за сокровищами. Пляжная фортуна, как видно, не всегда бывает благосклонной, если один из «джентльменов удачи», выйдя на сушу, предлагал отдыхающим раковины рапанов. О временах искателей кладов напоминал и бывший сейнер, закамуфлированный под пиратскую шхуну, то и дело пересекавший бухту ввиду нашего пляжа. Базировался он где-то у дальнего причала.
     Работали головокружительные аттракционы луна-парков, вертелись карусели со слониками и лошадками, но и здесь не обошлось без потерь. Части прошлогодних аттракционов местная индустрия развлечений не досчиталась – исчез, в частности, «Перевёрнутый дом». С центрального входа убрали часть лоточников, что, впрочем, значительно улучшило эстетику интерьера и вид на речку Анапку.
     Вечером на набережной, как и раньше, заполнялись солидной публикой кафе и рестораны, уличные музыканты давали свои концерты, демонстрировали сноровку анапские брейкдансеры, которые, на мой взгляд, вполне способны удивить. Мне приходилось видеть брейк-данс на Арбате, и я знаю, что говорю.
    Погода в последнюю неделю июня стояла жаркая, мы ощутимо поджарились, и ливень 26 июня оказался как нельзя более кстати. Он подарил нам целительный перерыв в солнечных ваннах, и вспоминается теперь, как романтичное курортное приключение.
    С начала июля в Краснодарском крае введены некоторые ограничения для приезжающих на здешние курорты, но касаются они, в основном, тех, кто планирует размещаться в гостиницах. Рынок сезонного жилья, замечу, в городе-курорте очень емкий, и даже при нынешнем наплыве искателей морского отдыха, вряд ли он будет заполнен полностью. А ограничения, ныне введенные на Кубани, между прочим, уже давно действуют в Москве.
    Напоследок хочу отметить, что анапские водители очень вольготно проезжают пешеходные переходы. Вас могут подрезать и спереди, и сзади, а однажды остановившееся такси Uber преградило нам путь прямо на зебре. Есть и другие чудеса. Около школы №5, например, где стоит знак и нанесена разметка, пешеходный переход с двух сторон закрыт ограждением.  То ли обходить его, то ли форсировать – сразу и не поймешь.