Фильм 1924 года Красный газ. Появится ли ремейк?

Геннадий Свистунов
Первый игровой фильм «Красный газ», снятый в Ново-Николаевске-Новосибирске  в 1924 году, и поступивший во всесоюзный прокат 12 декабря 1924 года, за несколько лет проката «укатали» до дыр. Появится ли его ремейк?

«Красный газ» (или «Товарищ из центра») — советский художественный фильм, снятый в 1924 году в Сибири по роману писателя Владимира Зазубрина «Два мира» в честь пятилетия освобождения Ново-Николаевска от армии Колчака.

Режиссёр — Иван Калабухов. В главной роли девушки Варвары снялась московская актриса Маргарита Горбатова. Интересно, что адмирала Колчака в фильме сыграл актер Михаил Ленин, а режиссер сыграл роль отца Варвары.

Сюжет картины состоит из эпизодов противостояния рабочего подполья и сельских партизан силам белой гвардии. Главный персонаж — деревенская девушка Варя, поддерживающая связь между подпольщиками и партизанами. Сценарий совместно писали режиссер Иван Калабухов и писатель Владимир Зазубрин (впоследствии был репрессирован в 1937).

В декабре 1924 в Ново-Николаевске (Новосибирске) намечался праздник — 5 лет освобождения города от армии Колчака. Весной 1924 года решили создать к юбилею фильм о сражениях партизан и колчаковцев в Сибири. Планировалось, что снимать картину будет московская студия. Но переговоры зашли в тупик. В связи с отказом было решено снимать фильм своими силами, решение поддержали на "самом верху", в частности, секретарь Сибкрайкома ВКП(б) С. Косиор.

Места съёмок
Съёмка проходила в местах сражений на берегах Оби, в Ново-Николаевске, Бердске, Бийске, в сёлах степного и Горного Алтая и т. д. В Колывани для съемок фильма специально сожгли несколько построек. Эпизод с белогвардейской пирушкой снимался возле здания театра «Красный факел», посадка на пароход белогвардейцев — в Закаменском районе на паромной пристани (в районе современной набережной).

Роль Варвары сыграла Маргарита Горбатова, слушательница студии Мейерхольда. Во время съёмок актриса прыгала с палубы парохода и на полном ходу скакала на лошади. В массовых сценах были задействованы участники реальных боёв с боевым оружием времён гражданской войны. В съёмках участвовали жители Ново-Николаевска и его окрестностей. В одной из сцен роли красных партизан сыграли жители Кудряшей.

Происшествия во время съёмок

В процессе работы над картиной со съёмочной группой происходили курьёзные истории. При съёмках на Оби оборудовали пулемётами пароход, который в фильме  выполнял роль колчаковского судна. По сюжету с этого парохода в Бердске высаживался отряд белогвардейцев.
-Подходим к Бердску, и вдруг остановка — к причалу не подойдешь. За эти два дня слухи всякие пошли, а бердчан о съемках не предупредили — вот там и собрались вооруженные жители, чтобы дать отпор «белым». А потом говорили, что какая-то группа даже приготовила икону — для торжественной встречи белых, и кто-то из духовенства даже облачился в праздничные одежды по этому случаю. Пришлось нашему политруку тов. Яхонтову на лодке добираться до причала и наводить там порядок." - вспоминал режиссер фильма Иван Калабухов.

А возле Ельцовки судно съёмочной группы с надписью «Адмирал Колчак» атаковал вооруженный отряд ГПУ, который на берегу проводил учения! К счастью, никого не убили...
Из-за недостатка пленки фильм снимали без дублей, "на раз".

Местные жители, бывшие партизаны с охотой снимались в массовых сценах. С их помощью была снята одна из самых запоминающихся сцен – «Восстание «серебряной роты» (отряда седобородых стариков, вооруженных вилами и топорами.)
Фильм снимался по горячим следам отраженных в нем событий, и всюду находились очевидцы, помогавшие с предельной точностью реконструировать ход борьбы сибирских партизан с колчаковцами. Был в киногруппе и консультант по «белогвардейским» вопросам Георгий Леонардович Пожарицкий. Кадровый офицер царской армии, в 1917 г. он оказался в немецком плену. После освобождения Г.Л. Пожарицкий вступил в армию адмирала  Колчака, в составе которой участвовал в боях с красными вплоть до падения Омска, за что и был репрессирован в 1939 г. В 1920-е годы Пожарицкий вел скитальческий образ жизни. Личное знакомство с актрисой Горбатовой привело его в киногруппу, где он был инструктором по прыжкам с парохода в воду, консультантом и исполнителем эпизодической роли анненковца.

Отсняв натурную часть картины, киногруппа отправилась в Москву, где на 1-ой кинофабрике Госкино были произведены павильонные съемки, монтаж и печать фильма.

Рядом с И.Г. Калабуховым, в соседней монтажной работал Сергей Эйзенштейн. Он снимал в то время фильм «Стачка» и практически не покидал пределы кинофабрики. И в силу этих обстоятельств Эйзенштейн оказался на общественном просмотре картины «Красный газ». Фильм приняли  холодно: построение сюжета, актерское исполнение показались слабыми. Огорченный В. Зазубрин сразу после просмотра уехал из Москвы, убежденный в провале фильма. И. Калабухов же стал предлагать доснять некоторые сцены: например, эпизод в кабинете Колчака, на роль которого он нашел актера в Малом театре, очень похожего на А.В. Колчака и по иронии судьбы носившего фамилию М. Ленин. Директор кинофабрики тоже предлагал свои исправления. Но вечером того же дня в монтажную сибиряков пришел СаМ Эйзенштейн, предложил свой план монтажа. Используя не включенные в фильм остатки пленки, он прошелся по всей картине, оживив и преобразив ее.

Фильм появился на экранах к празднованию памятного события — 12 декабря 1924 года, и с успехом показывался во многих советских городах. Произведение получило множество положительных отзывов. Рецензии на картину были опубликованы в газетах «Известия», «Правда», «Вечерняя Москва», во многих сибирских газетах. Главполитпросвет тогда охарактеризовал фильм как «лучшее достижение советской кинематографии».

«Красный газ» не сохранился по причине слишком большой популярности: копии - а их было всего 52 штуки использовались в кинотеатрах вплоть до полной непригодности, и со временем не осталось ни одного экземпляра кинокартины... Разве что множество фотографий со съемок. Копий не сохранилось вообще, возможно, на это повлияли и репрессии 37 года-многие главные "отцы"  фильма  были репрессированы. Впрочем, копий не было уже к началу 30-х гг, но если они и сохранялись у авторов, то были гарантированно уничтожены. В записях Калабухова есть эпизод, где он говорит, что одну копию сдали по приказу в Исторический музей. (и там долго искали, но не нашли.)

Автор лично слышал от руководителя Новосибирского Дома Кино Эллы Хамчиничны Давлетшиной одну из версий, где еще можно поискать копию фильма, но во избежание утечки информации сообщать об этом не собирается. Если найдут- то об этом первым сообщит программа ОРТ, а не ваш покорный слуга. ..

Свое название фильм получил по аналогии с газом: тогда "красным газом" назвали идеи советской власти, дескать, они проникнут повсюду.
С точки зрения киносъемочного процесса недостатки фильма стали его достоинствами. В частности, при съемках фильма использовался только естественный "солнечный" свет, без софитов и прочей подсветки (поскольку ее просто не было). Вплоть до того, что для съемок и естественного света разбирали часть избы. Это усложняло процесс, но придало фильму подлинный натурализм! 
И напоследок- одна прикольная идея из серии: «А что, если?»
Поневоле встает вопрос о повторной съемке художественной кинокартины «Красный газ» уже в наше время. Понятно, что на это потребуются немалые силы и средства. Но лиха беда начало! Можно начать с отдельных эпизодов. Арендовать летом старый теплоход, уплыть на нем к Бердску, поднять восстание, да и сбросить Колчака...
Правда, по прежнему сценарию на нем начинается пожар со стрельбой, но тот сценарий можно и переделать, оставив только стрельбу и прыжки с палубы телохода в реку.
 Хорошо бы для таких съемок найти еще часть «золота Колчака». (о золоте Колчака у меня есть отдельная статья, и даже две)). В любом случае, спонсоры никогда не помешают.))

Впрочем, сейчас художественные фильмы снимают даже на сотовые телефоны...

Прим. В тексте обширно использованы материалы Википедии и интернета, а также книги В.Ватолина "Кино в Сибири", материалы журналистов 60-х гг. З.Ибрагимовой и А.Донатова.
Автор этой статьи не проводил собственных архивных исследований и т.п., и претендует лишь на авторство своих некоторых высказанных идей.В то же время я против, когда исследования еще советского времени переиначиваются на современный лад. Дескать, у коммунистов Колчак был плохим, а мы его изобразим хорошим. Но фактурку, так сказать, втихаря позаимствуем... У того же Ватолина. Но выдадим его архивные исследования за свои.
Советский кинематографист Виктор Ватолин свою книгу "Кино в Сибири" (изд. 2012)   писал много лет, по крупицам собирая материал. Современные блогеры внаглую используют его фактуру, в своих якобы "авторских" видеороликах, размещаемых на ютубе и в соцсетях, и никак не упоминают его имени.