Незнание - сила! Ignorantia est potestas! Часть II

Леонид Андреев 2
Взято отсюда: https://systemity.wordpress.com/2021/07/06/331/

Я думаю, что из первой части статьи читатель понял, что незнание - сила только для тех, кому ощущение незнание интереснее ощущения знания. Для абсолютного большинства людей незнание - это тьма, в которой можно заблудиться и даже лоб себе расшибить. По этой причине это большинство непреклонно уверено в том, что тьму (незнание) лучше избегать. К счастью так думающих, появился интернет и смартфоны, позволяющие прекрасно добиваться такого результата... Правда, трудно избавиться от ощущения того, что пандемия повального дебилизма, охватившего человечество в последние пару десятилетий в особенности, как-то весьма жестко коррелирует со ставшей всенародно доступной возможностью избегать попадания во тьму незнания. У меня сразу же после рождения возникла вредная мысль о том, что я чем-то сильно не похож на среднего человека, потому что, как это ни странно, столкновение с незнанием в моей жизни неизменно содействовало моему поумнению... Среди моих многочисленных незнаний, часть которых как правило уверенно выводит меня на светлые поля знания, есть одно, которое виртуально портит мне жизнь уже более десяти лет 3-5 июля каждого года, о чём я здесь расскажу.

Около 11-ти лет назад коллега моей жены по работе сказала, что взяла у соседки щенка для внука. Соседская сука ощенилась двумя близнецами - помесью йоркширского терьера и пуделя, которую принято называть "йоркипу", и она не против от щенят избавиться. Мы к тому времени впервые остались без собак. От тяжелой болезни скончался обожаемый нами микропудель Фуся (http://proza.ru/2010/10/21/121), а вскоре после этого умерла от тоски по другу наша чихуахуа Маня. Хозяйка близнецов была не против избавиться от второго щенка и в нашей семье появилась собачка, которую мы назвали Люлей. Через три месяца выяснилось, что коллега жены не против избавиться от другой близняшки, вопреки энергичному протесту внука. Эта собачка плевала на авторитет хозяйки и вела себя нахально-независимо. Мы тут же забрали собачку и назвали её Лилей. На фотографии слева Люля, справа - Лиля.

              Фотогроафия               

Эти разнояйцовые близнецы оказались гомерически непохожими личностями. Люля обладает психофизиологическими характеристиками пуделя. Она исключительно умна и хитра. Люля, например, самостоятельно изобрела культ карго, предлагая нам поменять 1-3 мягкие игрушки (больше во рту не помещается) на вкусную еду. Лиля - очень личностная личность. У неё обо всём на свете свои представления. Она, как все три наши собачки, любит всех членов семьи, но считает себя моей любовницей. Где бы она не находилась в нашем немаленьком доме, стоит мне лечь в постель, как Лиля тутже запрыгивает на кровать и засыпает рядом со мной. По своим психо-физиологическим характеристикам Лиля - чистый йоркширский терьер. Через год после появления Лили и Люли в нашей семье у нас приземлился Арчибальд - помесь шитсу и чихуахуа. Арчик - это воплощение ангела небесного.

Раз пошла такая пьянка, что я сильно отклонился от темы, не могу не рассказать одну историю. Вскоре после появления в нашей семье Лили внук коллеги моей жены, мексиканки по-национальности, перехал в другой город к своей матери. Несколько лет назад он приехал к бабушке и та попросила нас устроить ему свидание с Лилей. Внук - высокий плечистый парень, оказался практически полностью слепым. Нужно было видеть, как Лиля, которая общалась с ним очень много лет назад всего три месяца за ещё не открытой дверью узнала друга своего детства. Глядя на невероятную лилину радость, я, который практически никогда не плакал в своей жизни, чуть было не разрыдался на весь дом.

Я со свойственным мне слабоволием по отношению к собакам отклонился от темы. У людей их "Я" размывается всю жизнь под влиянием незнакомых им, чужих людей, населяющих социум города, государства, мира. Собачье же "Я" реагирует только на родных им людей и на себя. Собаки превращаются в подобие людей, когда хозяева их выкидывают на улицу. В Москве, я читал, таких собак около 50-ти тысяч. В Америке я ни одной бездомной собаки за 28 лет жизни не видал. Койотов видал, оленей, скунсов и многих других животных видал, но бездомных собак - нет.

Возращаясь к незнанию... Каждый год немного к ночи третьего июля и немного с утра пятого, но весь день напролёт четвёртого в День Независимости жители Америки пускают фейерверки. Четвёртого июля к вечеру - по паре десятков в минуту, прекращается это коллективное пускание в одиночное редкое фейерверкопускание только к глубокой ночи. От звука фейерверков Люля приходит в состояние панического ужаса. Её невозможно как-то успокоить. Ужас написан в её глазах, они вздрагивает от каждого выстрела, она дрожит и тряётся от страха. И это повторяется каждый год. Одно и то же. Её близнец Лиля и ангелочек Арчибальд на выстрелы не реагируют вообще. И все эти годы я мучаюсь от неспособности преодолеть незнание причин этого люлиного ужаса. Даже если бы и люлин близнец Лиля тряслась от страха, ничего это не поменяло бы, в этой ситуации все было бы так же совершенно непонятно. Но Лиля на выстрелы не реагирует, а у нас дни Независимости ежегодно превращаются в жуткую пытку.

Мы получили Люлю щенком. Никаких пулевых ранений на её теле не было. Даже если кто-то в раннем младенчестве выстрелил над её ухом, то звук выстрела был бы никак не громче звука, издаваемого упавшей на пол сковородкой. А Люля начинает дрожать от ужаса, услышав отдалённый звук салюта, который я очень плохо могу уловить. У Люли абсолютный слух. Она, находясь в другой комнате, может услышать, что я режу жаренную лососину на маленькие кусочки, готовя себе ужин, и прибегает с требованием поделиться. Она - жуткая обжора в отличие от её сестрички Лили, которую порой нужно слёзно упрашивать съесть кусочек рыбы или варёного мяса. Я думаю, что читателю понятно, с какой силой на мой мозг давит незнание природы феномена ужасной реакции Люли на еле слышные хлопки фейерверка в километрах от нашего дома.

Единственное объяснение, которое мне приходит в голову, что этот феномен передался Люле по наследству от пуделиного предка. Я конечно же не знаю, как панический страх перед звуками выстрелов может передаваться через ДНК. Может быть дальнего люлиного предка дрессировали реагировать на выстрелы, но дрессировать собаку дрожать от ужаса при звуках дальних выстрелов - такое в голову не может придти никому, у кого в голове не опилки, а мозги. Я думаю, что читатель может понять, как мне тяжело с незнанием природы феномена, который я регулярно наблюдаю на протяжении десяти лет. Третьего июля отдельные патриоты очень редко вечером производят опробирование купленных к празднику фейерверков. Пятого - достреливают то, что не успели расстрелять четвёртого. Но четвёртого мы испытываем ужасные муки в бессилии подавить люлин ужас от звуков выстрелов.

Я уже несколько лет регулярно посматриваю на литературу по биологическому смыслу ранее казавшейся совершенно бессмысленной т.н. "мусорной" ДНК. Дело в том, что геном человека, как и высших животных, содержит не только гены, в которых закодированы функциональные белки, но и некодирующие участки ДНК, назначение которых долгое время оставалось неизвестным. Такая ДНК считалась "мусорной". Термин "мусорная ДНК" (junk DNA) ввёл в научный обиход  биолог Сусуму Оно. Еще в 1972 году, задолго до того, как был прочитан геном человека, Оно высказал удивительно правдоподобные представления как о количестве генов в геноме человека, так и о количестве "мусора" в нем. В своей статье "Столько мусорной ДНК в нашем геноме" он отмечал, что в геноме человека должно быть около 30 000 генов. Это число, на тот момент далеко не очевидное, оказалось удивительно близко к реальному, которое узнали десятки лет спустя. Кроме того, Оно приводит оценку функциональной доли генома (6%), объявляя более 90% генома человека мусором.

Когда в ряде современных исследований оценили долю участков ДНК человека, находящихся под давлением отрицательного отбора, то оказалось, что к ним относятся только около 6,5;10% генома, причем некодирующие участки, в отличие от кодирующих, гораздо меньше подвержены отрицательному отбору. Получается, что с точки зрения эволюционных критериев функциональны менее 10% генома человека. Обратите внимание, как близок к этой оценке был Оно пол века тому назад! Ученым удалось выяснить, что 92% ДНК, считавшихся "мусором", на самом деле регулируют активность "рабочих" генов, определяя спецификацию клеток, наследственные болезни и многое другое. Но пока что эти знания представлены в виде довольно размытой картины.

Как известно, наша ДНК состоит из трех миллиардов нуклеотидных пар - букв генетического алфавита A, C, T и G. За этими буквами скрываются участки молекулы ДНК, состоящие из остатка фосфорной кислоты, остатка углевода и собственно "информационной" части - азотистых оснований (аденина, цитозина, тимина и гуанина). Но при этом лишь около двух процентов всей массы приходится на кодирующую часть ДНК, то есть на гены, в которых содержатся инструкции по строительству того или иного белка. Остальная же часть этой удивительной молекулы ДНК считалась загадкой. Например, лук репчатый Allium cepa имеет один из самых больших растительных геномов в 16 млрд пар оснований. Никто пока что не знает, зачем луку геном в пять раз больший, чем у "царя зверей"?

Со временем выяснилось, что некодирующая часть генома содержит, к примеру, регуляторные последовательности. "Мусором" долго считали и последовательности, представляющие собой бывшие вирусы, встроившиеся давным-давно в геномы предковых видов и составляющие примерно 8-9% нашего генома. За последние десятилетия накапливается все больше доказательств того, что они принимают активное участие в нашей жизнедеятельности, как позитивное, так и негативное. Речь идет о так называемых эндогенных ретровирусах человека. Ретровирусы, в отличие от ДНК-содержащих вирусов, представляют собой молекулу РНК (а не ДНК), упакованную в "чехол" из белков. Попав в клетку-хозяина, с помощью фермента обратной транскриптазы РНК превращается в ДНК. Дело в том, что в реальности всё обычно осуществляется с точностью до наоборот: РНК считывается с ДНК. Встроившись в геном, ретровирусы начинают использовать специальное "оборудование" клетки для своего размножения.

Ретровирусы на протяжении миллионов лет инфицировали животных, а затем и гоминид. Какая-то часть пораженной вирусами популяции умирала, но другая выживала, приобретая к ним устойчивость. Некоторые вирусы мутировали, становились неактивными, превращались из патогена просто в участки генома. Оказавшись в геноме половых клеток, такой участок передавался следующим поколениям. Но даже неактивный ретровирус может влиять на функционирование остального генома, на работу его регуляторных элементов. Некоторые из эндогенных ретровирусов сохранили часть своих функций и даже образовали с организмом человека симбиотические отношения, участвуя в иммунной защите и в формировании плаценты эмбриона. Я сильно подозреваю, что люлин страх перед выстрелами может передаваться по наследству с помощью ретровирусов из "мусорной" ДНК. К этому выводу меня подталкивает полное незнание причин возникновения описанного мною люлиного феномена.

Незнание меня вытолкало далеко вперёд. Мне начало казаться, что в возникновении нейронов в процессе эволюции решающую роль сыграли ретровирусные последовательности, встроенные в "мусорную" ДНК. Так в эволюции возник облигатный симбиоз мозга и тела, составляющие которого передаются от предков к потомкам с помощью ретровирусных последовательностей "мусорной" ДНК (https://systemity.wordpress.com/2021/07/04/327/)...