Долгая дорога к Богу Гл. 6 Часть 9-1 Василий Ир

Дудко 3
В КОЛЛАЖЕ – снимки из старого альбома.
Всем фотографиям больше 100 лет. Они сделаны до 1917 года.

В верхнем ряду:
На первом, втором и четвёртом снимках – Василий Иродионович с женой Мариамной и  старшим сыном Борисом.

На третьем снимке - Сыновья – Борис и Владимир

В нижнем ряду:

Пятый снимок -  Василий Иродионович с сыном и отцом – Иродионом Григорьевичем.
На последних двух  снимках – Василий Иродионович в разные годы жизни.

ДОЛГАЯ  ДОРОГА  К  БОГУ
ГЛАВА 6  ПРАВОСЛАВНЫЕ КОРНИ СТЕПАНОВЫХ РОДОМ  ИЗ АСТРАХАНИ
ЧАСТЬ 9-1  ВАСИЛИЙ  ИРОДИОНОВИЧ СТЕПАНОВ

  ВАСИЛИЙ  ИРОДИОНОВИЧ  СТЕПАНОВ
                (МОЙ ДЕДУШКА)

В 5-й Главе, где было написано про Мариамну Алониевну Степанову (урождённая - Мейстрик, уже было много рассказано и про Василия Иродионовича – её мужа и про многое другое, касающееся их дружной семьи.

Вспомним…

Мариамна через год после окончания Женских Педагогических Курсов вышла замуж.
Свадьба состоялась 5 июня 1902 года.
Мариамне она запомнилась тем, что на свадьбу приехал после долгого отсутствия отец – Алоний Алониевич. Он прошел курс лечения в Баку и болезнь немного отступила…

Василий Иродионович был на 17 лет старше невесты, зато положением знатен.
В общем, свадьба состоялась.

Жили они дружно и в любви. Родилось у них два сына. Первенец – Борис, и младший – Владимир, мой отец в будущем.

Жили они в собственном доме Василия Иродионовича. Дом был – деревянный, двухэтажный. На втором этаже размещалось несколько комнат – в основном – спальни родителей и детей.

На первом этаже были подсобные помещения, кухня и очень большая – гостиная – столовая. Во всю дину этой комнаты протянулся стол, за который можно было посадить свободно человек 20 гостей.

В гостиной у стены стоял буфет красного дерева, украшенный резными деталями – розетками в виде  изображения львов, а на верху буфета – под самым потолком были как короны – гербы.
Буфет был изготовлен искусными мастерами  в стиле модерн и создавал атмосферу роскоши.
Часть этой мебели кочевала с бабусей и моими родителями ещё долгие годы и прекрасно сохранялась даже во время дальних переездов из города в город: из Астрахани в Казань, потом в Киев,  затем – в Вельяминово под Москвой и, наконец – в Шатуру.
Буфет был оставлен в Шатуре – новым жильцам квартиры. Его не взяли с собой только потому, что в это время семья наша жила в съёмном деревенском доме в деревне - Гремячего, на краю посёлка Дзержинского Люберецкого района, и поставить этот буфет было просто некуда.
Кроме буфета я ещё помню – старинные стулья и кровати с высокими спинками и набалдашниками в виде шаров.

Мой отец любил вспоминать, как счастливо и весело протекало детство его и брата в этом доме. А из рассказов (из времён Астраханских) про буфет мне особенно запомнилось следующее. В буфете всегда стояло несколько графинчиков с разными домашними наливками. Когда приходил кто-нибудь в гости, перед обедом, Василий Иродионович подводил гостя к буфету. Открывал заветную  дверцу одного из шкафов, выбирал какой-нибудь графинчик и налив напиток в рюмочки – предлагал продегустировать.
Затем, наконец, выбирался графинчик, который водружался на стол, где уже всё было накрыто к обеду.

Я родилась, когда дедушки Васи уже не было в живых. Поэтому всё, что я знаю о нём, собрано по крупицам из рассказов моей бабуси Мариамны, (его жены), и  разных документов, имеющих к нему прямое отношение…

Начну с Памятных книг Астраханской губернии, где отыскались упоминания о моём дедушке – Василии Иродионовиче Степанове.

В Книге  – «Вся Астрахань и весь Астраханский край.
Памятная книжка Астраханской губернии на 1914 год.»

Стр. 185 – «Уездный съезд. Г. Красный Яр. Земские начальники. Василий Иродионович Степанов».

В книге  – «Вся Астрахань и весь Астраханский край.         
Памятная книжка Астраханской губернии на 1916 – 1917 г.» данные о Василии Иродионовиче Степанове помещены на стр.  111, и 112.

Стр. 111 – «Астраханский уезд. Министерство  внутренних дел. Уездный съезд. 2 уч. Паробичебугорная ул., дом Джанумовой, тел №700». Земские начальники:… 4 участок. К. сов. Василий Иродионович Степанов (г. Астрахань)».

Стр. 112 – «Уездный комитет попечительства о народной трезвости.  4 уч., Николо - Часовенная ул. Дом Фёдорова. Тел. 612». К. сов. Василий Иродионович Степанов».


В итоге всё-таки мне удалось узнать, что мой дедушка – Степанов Василий Иродионович был в Астрахани до революции – Колежским советником и затем - Земским начальником 4 участка г. Астрахани.

Значит мой дед был Земским начальником 4-го участка города Астрахани, Коллежским Советником.

Будучи дилетантом, нахожу разъяснение …
«Земский участковый начальник — чиновник Российской империи в 1889—1917 годах, сочетающий на территории своего участка (меньшего, чем уезд) административную власть по отношению к крестьянам и их сообществам (сельским обществам и волостям) и ограниченную судебную власть по отношению ко всему населению.
В период контрреформ как администрирующие чиновники заменили собой уездные по крестьянским делам присутствия, а как судебная инстанция — заменили упраздненных мировых судей. Верхними инстанциями по отношению к земским начальникам выступали уездный съезд и губернское присутствие.»

Источник - Материал из Википедии — свободной энциклопедии.

«Коллежский советник — гражданский чин VI класса в Табеле о рангах. Соответствовал чинам армейского полковника и флотского капитана I ранга.»

Судя по фотографиям, мой дедушка по своему телосложению соответствовал должности Земского начальника. Я его никогда не видела, так как он умер в 1932-м году, а я родилась в 1935-м.

Так что, судя - по должности материально семья Василия и Мариамны была обеспеченной.
Поэтому Моря могла не работать, а заниматься ведением быта семьи и воспитанием сыновей. Я сейчас имею в виду дореволюционные годы.
Борис и Владимир учились в мужских гимназиях Астрахани.
В семье отца Василия – Иродиона Григорьевича Степанова Было  четыре  сына: Василий, Григорий, Фёдор, Дмитрий и дочь – Мария.

Все его братья были священниками и одновременно преподавателями богословия и пения во многих школах и гимназиях города.

А в заключение этой части Главы могу ещё раз заглянуть в наш старый альбом, сохранившийся с конца 19-го века.

Опять же из рассказов моих бабушки и отца следует, что все братья дедушки Васи  и он сам - окончили  Астраханскую Духовную Семинарию и все, кроме Василия  работали священниками в Астраханских приходах.
А некоторые из них являлись держателями этих приходов.

Когда родился мой отец – Владимир Васильевич Степанов, крестил его священник – Фёдор Степанов, его дядя, брат  отца – Василия Иродионовича.
Сохранился следующий документ:

                МЕТРИЧЕСКАЯ ВЫПИСЬ

В метрической книге Введенской церкви города Астрахани за тысяча девятьсот девятый 1909 год в первой части о родившихся под № 70 мужского пола записано: мая 28  родился, а 1 июня крещен – «ВЛАДИМИР».
Родители его: Надворный Советник Василий Иродионович Степанов и законная жена его Мариамна Алониевна; оба православные.
Восприемники были: Астраханский мещанин Иродион Григорьевич Степанов и Жена Астраханского купца - Параскева Матвеевна Мейстрик
Таинство крещения совершил – священник Петров, дьякон с паломщиком Самсоном Полетаевичем.

Верность сей выписи свидетельствуется подлежащим подписом и приложением церковной печати 1918 года Августа 7 дня.

ПЕЧАТЬ               Подписи:
Священник____________________________________ФЁДОР СТЕПАНОВ
Дьякон_____________________________________КОНСТАНТИН   ОРЛОВ               

      
Отец  мой любил вспоминать, как, будучи ещё мальчиком, часто выполнял обязанности «служки» во время церковных служб, которые проводили его дядья.

В общем, семья жила счастливо, материально обеспечена, на лето снимали дачу в деревне Львовка на Волге, спасаясь от астраханской жары… Так бы всё и продолжалось, если бы…

Если бы не грянула революция.

В Астрахань она докатилась своими грозными и трагическими событиями не сразу. Тем не менее, с приходом советской власти началась полная сумятица во всём, перевернув всё ранее существовавшее вверх тормашками.

Началась повальная реорганизация всего, коснувшаяся всех и везде, причём сопровождалось всё жестокостью и кровавыми расправами с неугодными, а заодно и  многими другими, ни в чём не повинными людьми.

Во всех учреждениях бывших чиновников сокращали, сажая на эти должности революционно «надёжных» начальников.

Уволенные подвергались гонениям и преследованиям, а во время террора и расстрелам.

Из выше написанных разделов мы уже знаем, что братья Василия, бывшие священниками – Фёдор и Григорий в эти первые послереволюционные годы подвергались неоднократным арестам и ссылкам.

Про судьбу Дмитрия – ничего не знаю.

Также  мне не известны, как пережила эти годы семья моих дедушки и бабушки – Мариамны и Василия.

Бабуся не любила вспоминать об этом, я была ещё мала, чтобы заставлять её рассказывать о том, что каждый раз вызывало у неё слёзы…

Среди многих документов домашнего архива, доставшегося мне от бабуси, есть несколько справок с мест работы, где трудился Василий Иродионович вплоть до своей смерти.

В 1926 году он оформлял себе пенсию. Почему-то в трудовой книжке за эти годы практически нет записей. Поэтому Василий Иродионович собирал эти справки, сохранившиеся у меня до нынешних дней.

Но каждая из справок лично у меня вызывает множество вопросов о том – где, как и почему  приходилось работать моему дедушке Васе в после революционные годы.
Но именно из этих справок можно каким-то образом вытащить информацию о его служебном положении в те годы.

Ведь мы помним и знаем, что в это время был жестоко убит племянник Василия Иродионовича – известный рыбопромышленник – Василий Григорьевич Степанов.

Была расстреляна вместе с мужем (царским офицером – Сашей Виноградовым) родная сестра бабуси – Наденька Мейстрик.

Конечно, Василий Иродионович был в курсе всех треволнений, которые выпали на долю его братьев.
Как он сам выкручивался из всех опасных для жизни ситуация, ведь в семье он был пока единственным кормильцем?

Василий Иродионович по своему чину и занимаемой должности тоже мог попасть в число безвинно погибших. Но ему удалось  «затеряться» среди уволенных с работы чиновников.

Я лично помню, что в семейном альбоме на некоторых фотографиях дедушки Васи были замазаны или затёрты на головных уборах – кокарды. На мой вопрос – почему, мне объяснили позже, о том, что боялись того, что по форменной одежде и кокарде на снимках  дедушку могут тоже арестовать. А уничтожать фотографии было жалко…
В семейном архиве, который хранится у меня, сохранились документы и справки, которые свидетельствуют о его многих местах работы после 1917 года, на которые ему удавалось устроиться, чтобы прокормить семью и дать возможность сыновьям – не бросать учёбу.

Всем этим справкам уже немного больше ста лет.
В коллаже, составленном из копий этих столетних  справок трудно будет  прочитать текст. А иногда хочется рассмотреть подлинник подробнее…
Поэтому я вернусь к прежним правилам публикации на ПРОЗА.РУ – каждой публикации один снимок.
Конечно – не все, но снимки некоторых документов и справок я приведу здесь.
Хочется показать здесь  подлинники. А заодно поискать (если удастся найти)– что за организации скрывались за этими справками, и, в соответствии с этим уточнить маленькие детали биографии Василия Иродионовича Степанова с 1918 года по 1932 год (год его смерти).

ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ







ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ