Следами гуманоида

Тоша Редькин
У меня закончились ругательства. Снова. Автоматика пытается раз за разом дешифровать голос моего коллеги от другого космического вида. Когда встречаешь разведчика, будь он хоть с дальней колонии и без переводчика язык его тебе чужд, всё равно существует ощущение, что это свой человек. Точнее не так – существует ощущение, что это Человек. У спящего в капсуле инопланетянина, ещё раз повторю – гуманоида, нет опорных точек, за которые можно ухватиться и притянуть поближе, чтобы сказать: «Да! Это свой чувак!». Ещё раз спрашиваю бортовой компьютер, почему для работы с записями инопланетянина выбран простой разведчик, имеющих лишь поверхностное знание или понимание проблем космической биологии. Получаю прежний ответ: «Совпадение рода деятельности». Железо не имеет чувства юмора. Командир "Терпсихоры" посоветовал учёным чаще в диалоге со мной упоминать, что моего опыта по высадкам на спутники хватит на целый колониальный корабль. Забыл им сказать, что об этом совете не нужно говорить мне. Что ж, будем считать, что начальство ценит-уважает. Может, даже отпуск дадут.
Очередной прогон монолога через переводчик – результат отсутствует. Мой спящий коллега говорит совсем немного для камеры. Говорит гортанно, со свистом, щёлкает… В штате команды нет лингвистов. Если диалекты, языки непонятны – автоматика нам поможет. Но она не помогает здесь! Нет связи слов, нет разделения по слогам, даже какую-либо пунктуацию выделить не может. Реверс! Нет, слишком просто, чтобы оказаться правильным решением.
Не сказал бы, что именно перед монитором и клавиатурой хотел провести эту неделю. Всегда происходило наоборот — человек признаётся в собственном бессилии и полагается на компьютер. По громкой связи научники интересуются моими успехами. Отвечаю, что нет у меня хитрого ёршика для этой хитрой пробирки. Мою юмор не поймут, но метафору уловят. Делятся предложениями совмещения видео и аудио. Дайте мне что-нибудь чтобы запустить в ту светлую голову, что предложила эту идею! Я уже отсмотрел несколько часов записей в более-менее хорошем качестве. Подчеркнул для отчёта принципы устройства его скафандра, кое-что о строении их звездолётов. Материалы сильно напоминают те, что были в разработке пару лет назад. Тогда я застрял на станции и развлекался чтением литературы о прорывах науки. Развлекался. То же мне. Скучнее того месяца у меня не было в жизни. Скафандр запитывался от станции, которая определённо производила кислород. Он ведь тоже дышит. Возможно, здесь и крылась какая-то точка соприкосновения с его цивилизацией, а именно зависимость от кислорода, но даже для него атмосфера этого спутника слишком разряжена. А он снимал гермошлем…. Снимал шлем. Снимал шлем?
Кажется, я нашёл, за что уцепиться!
Сообщаю научникам свою идею. Они не видят здесь рационального зерна, но доверяют это мне. Ещё бы! Я ж не сижу в лабораториях – я разведчик, мать их! Вот и пошёл с шестиногом разведывать.
Выбрал три точки. Сначала место привала. Он прекращал запись во время приёма пищи. Два валуна, один поменьше другого. Стол и кресло. Сажусь. Снимаю шлем. Вдыхаю. Дышится. Закашливаюсь, скорее от непривычки глубокого вдоха. Шестиног подносит к моему лицу свой визор. Я понимаю требование надеть шлем. Ну, нет. Я сижу в том же месте, где несколько сотен лет назад сидел мой коллега. Вот здесь он раскладывал свой паёк. Не очень удобно. Я повыше буду. Руки у него длиннее, что ли... Мне захотелось запеть. Давно не было такого чувства. Что-нибудь из "Колец Сатурна". «Закатом любуйся – только кресло переставляя, хоть круглые сутки, моя маленькая принцесса…» Посмотрел вверх. Свет Четвёртой Омеги рикошетит от планеты, нависающей надо мной как экзаменатор, увидевший мою галло-шпаргалку. Идём дальше.
Здесь километраж небольшой. Я бы даже без подсказок шестинога поставил на десяток километров. Пара часов – ни о чём! За многие годы ландшафт поменялся, но неизменным останется овраг, точнее геологический разлом. Какая же специализация была у их купола, раз не побоялись его ставить в сейсмоопасной зоне? Может быть, овраг посреди холмистой степи казался не таки опасным? Растительность скудная. Местами голая почва, обледенелая. Но и деревья есть. Мало. Почти без веток. Кривые. Кора, выполняющая так же функцию листьев, была буровато-серого оттенка. Не уверен насчёт фотосинтеза. Вся встреченная мною растительность в холодных экосистемах использовала для своего роста иные атмосферные газы. Иногда даже аммиак или высшие алканы. Чаще азот, выдавая пару раз в сутки облака бурого газа. Похоже, что на этом спутнике деревья дышат именно так, выделяя продукты окисления через кору. Все эти мысли передаю напрямую научникам. Выводы делать уже им. В первом отчёте зонда не было информации о показателях азотных оксидов, как и о флоре. Скупо, как и всегда. Поселили бы меня здесь на месяц – другой, я бы им даже вкус этих деревьев описал!
Вот здесь мой друг наблюдал за спуском с орбиты груза в купол. Выставляю вперёд ладонь, прикидывая, на какой высоте зависал груз. Так и получается, что до купола около пяти километров по прямой. Интересное всё-таки место для колонии. Другой тектонический разлом сливается с первым чуть западнее. Таким образом, купол заключён в равнобедренном треугольнике. Третья сторона которого – воображаемая линия, по которой пролегал другой маршрут нашего инопланетянина. Это постоянный подъём в гору. От первой точки беру на условный север. Поднявшись на третью точку, высота в сотню метров над точкой один, отмечаю удалённость и координаты. Пятнадцать километров. Шестиног передаёт мне пожелание научников об увеличении калорийности пищи в ближайшие недели. Беспокоятся за мою физическую форму. Приятно. Видимо, впервые наблюдают за большими переходами разведчика в потоковом видео. Ничего-ничего! Свои пятьдесят километров даже в условиях земной гравитации я сделаю. Приятно, когда на спутнике нет понятия дня и ночи. Вертится то в прямом свете звезды, то в отражённом от материнской планеты. Стоп! Это сейчас нет дня и ночи. Если вспомнить видео, то закат и наступление ночи были обычным, ежедневным событием. Что-то не так с Брелоком. Слишком он нестабилен. Передаю мысли научникам. Те подтверждают, что за сотни лет изменения орбиты в Хороводе планет могли быть. Но вряд ли при такой активности была научно обоснована колонизация Брелка. Не нами. Не нами обоснована, не нами колонизирована. Море научных фактов, домыслов и теорий. Хорошо, когда понимаешь, что это не твои мысли спорят между собой, а несколько учёных вслух, не выключая связь, пытаются доказать друг другу что-то... Что-то! Тем временем, я на превосходящей высоте. И что же мы наблюдаем отсюда? Что стабильно раз в несколько дней видел мой коллега?
Я стою выше купола, на уровне башенного крана, принимавшего груз с орбиты. Чуть севернее виднеются остатки сооружения, отмеченного как аккумуляторная станция. Предположение научников: на эту высоту выкладывали солнечные панели в периоды активности звезды, раз в несколько недель. Они так и не смогли чётко определить орбиту и периоды обращения для Брелока. Бортовой компьютер выдал модель с учётом увеличения массы звезды в каждые несколько лет, но учёные модель забраковали сразу. Красноречиво так забраковали.
К «станции» ведёт насыпь. Что-то вроде дороги для подвоза пустых батарей. Если там обнаружатся части электромагнитной подушки, то они правы. Снимаю шлем. Глубокий вдох. Дышу. Дышу же! И мой друг дышал. Он тоже радовался моментам без шлема. Этот воздух нам обоим не был идеален, но видимо больше никому из наших экипажей нельзя было снимать шлем за пределами купола или челнока. Интересная мысль. Научники меня слушают? Протоколы освоения новых миров и штатное расписание с субординацией в наших экспедициях совпадают. Примите эти данные и сделайте выводы. Я возвращаюсь. Готовьте мне карантин.