Как выбирать клиента

Римма Ефимкина
Регулярно читаю в ленте посты коллег о том, как клиенту выбирать психолога, но ни разу не встречала информацию о том, как психологу выбирать клиента. Между тем вопрос не праздный, лично я беру в терапию далеко не всех обратившихся. По умолчанию считается, что клиент всегда прав, но для меня это далеко не так.

Начну с не самого главного, чтобы показать мой процесс сбора информации о будущем клиенте.

1. Лично я не люблю, если он звонит (голосовые тем более не слушаю никогда). Сейчас звонят в основном мошенники, представляясь сотрудниками банка. С "сотрудниками банка" все ясно, они берут человека "на гоп-стоп", чтобы тот, не успев опомниться, перевел им деньги. Остальные люди предпочитают переписку в соцсетях. Если звонок заставляет меня оторваться от моих дел, чтобы включиться в дела другого человека, то на письменное сообщение я могу ответить, когда удобно мне. Звонящим потенциальным клиентам я, разумеется, не отказываю только из-за того, что они не знают моих привычек, но для меня это, извините за каламбур, "первый звоночек": я беру трубку в ответ на звонок с незнакомого номера только для того, чтобы попросить написать.

2. Теперь о переписке. Идеальное сообщение от клиента для меня выглядит так: "Я Вася Иванов, звоню по рекомендации известного вам Коли Петрова, прошу консультацию, сколько стоит, где и когда?" Все остальное мы обсуждаем во время оплаченного часа. К сожалению, 6 пунктов этого сообщения – 1) кто, 2) от кого, 3) цель обращения, 4) сколько, 5) где, 6) когда – редко кто из потенциальных клиентов может с первого раза донести до психолога. Поэтому переговоры на стадии заключения первичного контракта занимают некоторое время. И в результате я либо беру клиента, либо нет.

Приведу типичные примеры отклонения от "идеала".

А. УГАДАЙ САМ

– Здравствуйте, мне нужна консультация!

Не хватает пунктов 1, 2, 4, 5, 6. Это означает, что я должна проявить телепатию, угадать, чего хочет клиент, и понянчиться с ним, задавая наводящие вопросы: А кто вы? От кого? Где взяли информацию? Почему именно ко мне? И т. п. Скорее всего, если дойдет до встречи, то работать будем про сепарацию от родителей, взросление, приобретение самостоятельности.

Б. ЗАПЛАНИРОВАТЬ ПСИХОТЕРАПИЮ

– Сколько стоит ваша консультация? Хочу спланировать расходы.

Похвальное желание, только я лично не отношусь к тем психологам, которые заранее способны определить число встреч и просят оплатить их оптом. С моей точки зрения, такое поведение психолога не профессионально и вызывает подозрение в материальной заинтересованности. Психолог же ни в чем не должен зависеть от клиента и работать строго по запросу, а количество сессий зависит от того, с какой скоростью клиент научится осознаванию. У меня большинство клиентов довольствуются одним часом, а на другом полюсе долгосрочные клиенты (обычно три года раз в неделю), и это зависит не от меня.

Работать будем про переоценку ценностей. Лично для меня каждый человек – потенциальный клиент психолога, а инвестиция в психотерапию – самая выгодная инвестиция, так как человек наведет порядок и в деньгах, и в делах, и во взаимоотношениях, а главное –  проникнется самой высокой ценностью в жизни – спасением собственной души (простите за пафос).

Что я делаю в таких случаях? Не вдаваясь в подробности, говорю так, как написала выше: одна сессия стоит столько-то, будем решать проблемы по мере их поступления, статистика такая-то.

В. МОЖЕТ БЫТЬ КОГДА-НИБУДЬ

– У меня есть несколько запросов, прошу записать меня через три месяца.

Это не мой клиент. Как нельзя планово лечить перитонит, так нельзя планировать встречу с психологом через три месяца. То есть можно, конечно. Но у меня в опыте  во всех случаях, когда срок ожидания превышал две недели, клиент не приходил. Это не потому, что люди не обязательные и обманывают психолога. А потому, что человек не способен так долго находиться в состоянии фрустрации и как-нибудь сам разрешает проблему.

Что я делаю? Вежливо отвечаю: ок, напишите, когда будете готовы.

Г. ГАРСОН, ЧЕК!

– Цена?

Не отвечаю на такие письма, ибо. Ибо психотерапевт не обслуживает клиента, а вступает с ним в процесс человеческого взаимодействия, "работая самим собой". Лично я всего лишь слабый человек, который, совершая психотерапевтическую работу, ждет уважения к себе. Ну ладно, не уважения, с клиентами всякое бывает. Хотя бы вежливости.

Д. ИНКОГНИТО

Вместо имени ник, а на аватарке цветок (кошечка, человек на мотоцикле в шлеме и черных очках, человек спиной, мультяшный герой и т.п. Либо профиль закрыт, вместо фотографии серый силуэт.

Опять-таки: все бывает, возможно, у человека есть причины прятаться от социума. Прошу написать имя и обязательно источник информации обо мне (от кого пришел). Это от опасения. Чего опасаюсь лично я? Психиатрии, криминала, тяжелых зависимостей (наркомания, алкоголизм, глубокая созависимость). Это не моя компетенция, а следовательно, не мой клиент. В психотерапии все тайное становится явным, и если уже до терапии человек скрывает свое имя и лицо, то мне с ним не безопасно.

Что делаю? Не отвечаю или прошу представиться, в зависимости от того, что подсказывает  чутье.

Е. УСПЕТЬ ПОДГОТОВИТЬСЯ

Клиент вместе с просьбой о консультации присылает письмо на семи страницах с описанием своей проблемы, а кроме того просит разрешения позвонить и предварительно рассказать о своем запросе, чтобы психолог "успел подготовиться" (иногда спрашивает, как готовиться к консультации ему). Это лишнее. Психолог работает в оплаченный час сессии, и его цель не узнать подробности жизни клиента, а наоборот отсечь лишнюю информацию, чтобы найти блокирующую установку сознания.

Что делаю? Пишу, что расскажет подробности при встрече.

Ж. СО СВОИМ УСТАВОМ В ЧУЖОЙ МОНАСТЫРЬ

– Прошу провести бесплатную ознакомительную сессию, чтобы я решил, подходит ли мне ваш метод.

Не мой клиент. Для меня в подобной просьбе видится нарушение порядка: кто просит, тот не ставит условия, а соглашается на мои. Соблюдением порядка в этом случае будет оплаченная сессия, во время которой клиент поймет, подхожу ли я ему. Я, а не мой метод, в котором клиент не смыслит.

Отвечаю: не согласна.

З. ЗАПИСАТЬ МУЖА

– Хочу записать к вам моего мужа, расскажите про условия.

Категорически нет, я записываю только того, кто обращается сам (касается взрослых, а не детей). Отвечаю: "Если ваш муж захочет, то обратится сам". Обычно на этом не заканчивается, человек будет убеждать меня, что муж согласен, но его нет в соцсетях, (занят, стесняется и т. п.). Отвечаю: "См. выше" – и больше не поддерживаю переписку. В редких случаях "жена" записывается на терапию сама, что, в общем-то, логично, ведь стремление записать к психологу мужа есть не что иное, как проявление созависимости. С ней и будем работать, если женщина придет на встречу.

Это не полный список "отклонений от идеала", я взяла самые типичные, с которыми имею дело ежедневно. Такое сито позволяет мне отсеивать людей, которым, во-первых, не могу помочь я. Во-вторых, благодаря подобному отсеву, я сохраняю себя, что немаловажно в моей профессии. Ведь, как я уже сказала выше, психолог работает "собой".