Они ушли однажды в это небо...

Татьяна Колосова
В Прейли, в конце 60-х годов прошлого века, одна из улиц-новостроек, находившаяся почти в центре города, была названа именем Героя Советского Союза Вениамина Борисовича Кошуковa. Предложение увековечить имя летчика-героя поступило в городской Совет от коллектива Прейльской 2-й средней школы. К тому времени, в школе была создана Комната боевой славы, где размещались стенды с фотографиями, вырезками из газет, письмами... Каждый из стендов был посвящен освободителям нашего края, участникам Великой Отечественной войны, проживающим в городе Прейли...

Вела военно-поисковую работу учительница химии Глафира Павловна Цунаева.
Сейчас не вспомню, как я, ученица 6-го класса, оказалась на занятии кружка. Может, наш классный руководитель Генрих Михайлович Горский посоветовал мою кандидатуру. B это время я уже вела переписку от имени нашего пионерского отряда с мамой и сестрой Героя Советского Союза Лени Голикова.
Занятия проходили очень интересно. Глафира Павловна много и с таким увлечением рассказывала нам о ветеранах Великой Отечественной войны, с которыми мы почти ежедневно сталкивались на улицах небольшого города. О боях, которые проходили в латгальском крае. О летчиках 622-го штурмового авиаполка, освобождавших наш край. С тех пор и до сегодняшних дней в памяти остались фамилии геройских летчиков - Кошукова, Догаева, Опалева...
Вениамин Кошуков.

Вениамин Борисович родом из села Ильинка Тюменской области. Он там появился на свет в 1922 году. Через 6 лет семья переехала на постоянное жительство в Казахстан, где и прошли школьные и юношеские годы будущего героя. Уже учась в Петропавловском пищевом техникуме, Вениамин оказался в городе Семипалатинске. Отсюда он ушел на войну. 17-летним пареньком его направили в Чкаловскую авиашколу. Такому известию Борис очень обрадовался. Пролетели два года учебы. Кошуков выехал на усовершенствование в Куйбышев, затем в Чапаевск…
… Кровопролитные бои уже шли у стен Сталинграда. Еще необстрелянный молодой летчик прибыл защищать волжскую твердыню в составе 14-й авиационной дивизии. Здесь в упорных боях он прошел настоящую школу, приобрел навыки, смекалку, выработал железную волю и бесстрашие. Впереди Вениамина Кошукова ждали серьезные воздушные схватки на Кубани и Тамани, под Новороссийском и Темрюком, в Керчи и Крыму. Шел 1943 год.

“В один из апрельских дней Кошуков во главе группы «Ил-2» вылетел на штурмовку переднего края обороны немцев в районе Крымская. При подходе к цели группа встретила 37 самолетов «Ю-88». Кошуков врезался в плотный строй бомбардировщиков и навязал им воздушный бой. Группа дралась отчаянно и умело. «Юнкерсы» вынуждены были сбросить бомбы в расположение своих войск и уйти с поля боя, потеряв один самолет. После этого поединка группа штурмовала вражескую оборону, в результате чего был сорван план контратаки немцев.
Через неделю Кошуков в том же составе вылетел на штурмовку высоты 307,3 под Новороссийском. Смельчаки, несмотря на сильный зенитный огонь, заставили замолчать 8 орудий полевой артиллерии и уничтожили много живой силы противника. Воспользовавшись этим, наша пехота овладела господствующей высотой. На обратном пути группа встретила 4 истребителя «Ме-109». Два из них атаковали ведущего штурмовика. Самолет получил серьезное повреждение, а сам Кошуков был ранен в руку, но не вышел из боя”

Подводя итоги боевого года, на счету Кошукова было 120 успешных боевых вылетов. Им уничтожено несколько сот фашистов, 87 автомашин с грузом, 10 танков, 18 полевых и зенитных орудий, 5 складов. Вениамин стал настоящим мастером штурмового удара, грозой гитлеровцев.
В начале 1944 года он заменил на посту командира 3-й эскадрильи своего погибшего наставника. 13 апреля 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

“Боевое донесение № 200 от 19 июля из 622-го Севастопольского штурмового авиаполка 214-й Керченской штурмовой авиадивизии гласило: «В течение дня пять самолетов — ведущий Герой Советского Союза старший лейтенант Кошуков — под прикрытием Як-9 бомбардировочно-штурмовыми ударами уничтожали батареи противника в районе Малиновец, Ближнее Дворище». В этом направлении наступали части 4-й ударной армии, и сюда вылетали штурмовики 214-й дивизии. Вениамин Кошуков был одним из самых молодых летчиков этого соединения, но успел пройти сквозь огонь боев на трудных участках фронта и стал ведущим. И вот теперь сражался за Советскую Латвию, шел в строю впереди. Ежедневно, начиная с 10 мая, группа штурмовиков, ведомая старшим лейтенантом Кошуковым, появлялась то в районе Идрицы, то над Себежем, то вблизи Шкяуне, то взлетала уже с нового аэродрома, расположенного в районе Идрицы, и брала курс к Даугавпилсу"

"Ранним утром 19 июля командир авиаэскадрильи 622-го штурмового авиаполка старший лейтенант Кошуков с группой «Ил-2» вылетел в свой 140-й боевой рейс. Вот и цель. Внизу четко видны многочисленные войска и боевая техника врага. Немедленно по радио передал команду: «В атаку!». Черный дым поднялся вверх от горящей техники. Кошуков, набрав боевым разворотом высоту, снова перевел машину в пикирование… Вдруг впереди штурмовика разорвался снаряд, самолет вздрогнул. Земля набегала быстро, и неуправляемая машина на глазах однополчан упала..."

Это случилось недалеко от местечка Галены в Прейльском районе.
- Вам, ребята сейчас, наверное, трудно понять какой подвиг совершил этот молодой парень, - сказала на занятии Глафира Павловна, закрывая папку с фотографиями и вырезками из газет.
- Но представьте себе, минуты в воздухе - это минуты огромного напряжения. Ты все время должен быть в боевой готовности, чтобы вовремя встретить опасность, отразить удар противника или нанести свой. У кого-то первый боевой полет становился и последним. Другой - десять раз поднимается в небо, третий - в сотый раз. Вениамин Кошуков за свои примерно полтора года на фронте совершил 140 боевых вылетов!

Однажды на занятии Глафира Павловна сказала, что поедем в поселок Галены на могилу к Вениамину Борисовичу Кошукову.
Помню, был серый, немного дождливый день. Мы стоим у памятника воинам-освободителям на Братском кладбище, а рядом могилы, могилы... На некоторых из них указаны фамилии, но большинство, как потом нам скажут, безымянные солдаты. Из 99 захороненных здесь командиров и рядовых Красной армии известны имена только 27 человек.
Мы стоим у могилы, где на плите указано имя: Герой советского Союза Вениамин Борисович Кошуков... Стоим затаив дыхание. Усилившиеся капли дождя, как слезы всех скорбящих. На могилу ложатся цветы.

Согреваемся мы в местной латышской 8-летней школе. Нас ведут в класс, где так же, как и в нашей школе, стенды с фотографиями, папки, альбомы. Очень красивая, темноволосая учительница с приятным акцентом по-русски рассказывает нам о поиске родственников солдат, захороненных на Галенском кладбище, о встречах с родными здесь. Много позже я узнала имя этой учительницы. Ко времени, когда я пришла работать в отдел народного образования, она уже стала директором школы, и звали ее Агнесса Габране. И благодаря этому умному педагогу, памятник советским воинам до сих пор стоит на месте. Сегодня работу матери по руководству школой продолжает ее дочь - Гунита Строде. Всё, собранное Агнессой Габраней здесь, в школе, сохранено. Ни одна папка с материалами не была уничтожена.

Вскоре Глафире Павловне пришлось уехать вслед за мужем в Краславу на новое место работы. Наш кружок распался. Но зато у меня появилась причина чаще бывать на улице В.Кошукова - папа моей подруги и одноклассницы получил квартиру в этом микрорайоне. И как раз на их доме висела памятная доска "Улица названа в честь Героя Советского Союза Вениамина Борисовича Кошукова..." Надо сказать, что в этой новостройке первыми получали квартиры не только руководители учреждений, работники милиции, но здесь проживало немало ветеранов Великой Отечественной войны.

На моей памяти два праздника улицы В.Кошукова. В одном из них я принимала участие с чтением патриотических стихотворений. На празднике чествовали лучших жителей этой улицы, выступали творческие коллективы города и из Риги.
В гости обязательно приезжал однополчанин В.Б. Кошукова, бывший командир авиационной эскадрильей 622-го штурмового полка 214-й Керченской авиадивизии 15-й воздушной армии, тогда работавший в системе Латвийского Управления Гражданской авиации, Владимир Никифорович Опалев. Он встречался с учениками Прейльских школ, праздновал День Победы вместе с ветеранами в поселке Галены, где похоронены его однополчане, обязательно заходил в местную школу.
Наступили 90-е годы... Сменился строй, и власть другой стала... И пошло переименование улиц. Нет в Прейли больше улицы Вениамина Кошукова, она осталась лишь в памяти ее жителей, да горожане еще по привычке говорят "на Кошуковой".... Зато в казахском Петропавловске такая улица до сих пор существует! Когда-то улица Вокзальная переименована в честь героя Советского Союза Вениамина Борисовича Кошукова.

В 2009 году Братское кладбище в поселке Галены, где покоится летчик-герой, было отреставрировано. Большую часть финансовых средств выделило Консульство Российской Федерации в Даугавпилсе, помогло и самоуправление Риебиньского края, к которому сейчас приписан этот поселок. 6 мая 2009 года на Братское кладбище в Галены пришло и приехало немало людей - и русских, и латгальцев... Был среди гостей и Генеральный консул РФ Николай Вихляев. В своем выступлении он поблагодарил жителей поселка и учащихся школы за ухоженное кладбище.
- Солдаты разных национальностей погибали во время войны вдали от родного дома. Где-то под Ржевом есть братские могилы, в которых лежат латыши, латгальцы…- они тоже боролись с фашистами. За теми кладбищами ухаживают русские. Так и должно быть, ведь какой бы национальности мы ни были, прежде всего, все мы – люди.

А мне хочется этот рассказ закончить строчками стихов Евгения Евтушенко:
Когда вы песни на земле поёте,
Тихонечко вам небо подпоёт.
Погибшие за Родину в полёте
Мы вечно продолжаем наш полёт...

Послесловие. Напечатала я эту заметку в ЖЖ в мае 2013 года, живя в Лондоне. Через три дня в комментариях сообщение от женщины, чья мама родная сестра Героя Советского Союза Владимира Никифоровича Опалева.
Не пройдет и года, как я получу сообщения от племянницы Вениамина Борисовича Кошукова и от внучки его родной сестры. Так у нас наладилась долголетняя переписка и обмен материалами.