Головень

Виктор Каменев
Мамины рассказы

Детство в деревне совсем не такое, как в городе. По утрам поют петухи во вселенской тишине...

В последние свои годы мама была более откровенна со мною, и как-то сказала мне свою детскую деревенскую кличку - Головень, так звали её дома, и на улице в селе Коротком, что под Корочей. Кличку эту она получила из-за своей головы, выделявшейся несколько своими размерами от голов других трёх детей семьи Сазоновых. Поэтому ли, но сообразительная была она и всегда готовая на выдумки и проказы.

Если вдруг пропадало яйцо из-под курицы-наседки, мать Фёкла сразу вскрикивала с догадкой:

- Это Головень упёр! - и как правило, так оно и было. Время-то было голодное, и вся яйца под курицей были считанные.

Как-то на Новый год родители, Фёкла и Кузьма, ушли в гости, разбежались гулять дети постарше, в хате остались только Нина, было ей уже лет семь, и ещё меньший Коля. Нина решила отметить праздник с братиком, как и взрослые, потому что заметила, где мама спрятала бутылку самогону. Вернулись родители домой и видят разгорячённых детей. Коля изображает самолёт, который падает с лавки плашмя на пол: «Мама, смотри как я летаю!», а Нина произносит тост: «Откушайте с нами, побывайте здоровы!» Фёкла в крик:

- Ах ты, Головень!

Однажды пришли к ним гости на какой-то праздник, были парень с девушкой, мама уже была подростком, бегала у всех между ног. Когда молодой человек встал произносить тост, длинный и торжественный, она тихонько подошла сзади и убрала его стул, и никто не заметил. Сказал парень тост, стал садиться... и сел на пол, да не просто сел, а ещё и ушиб кобчик... И больно ему и улыбаться перед своей пассией приходится. А с ребёнка что возьмёшь? Только Фёкла в крик:

- Ах ты, Головень, чего удумала сделать!

Какие шутки мама проделывала в девичестве, она не рассказывала, но с её характером без них вряд ли обошлось. Потом она уехала из села в Белгород, закончила медтехникум и осталась в городе, но всегда мечтала о своём домике со двором, и чтобы по утрам пел петух. Любила рассказывать о деревне...

Мы с сестрой таких проказ в своём детстве не «удумывали», наверное, пассионарность подвела. Проказничали, конечно, но мама не очень нас ругала, наверное, в память о своём детстве в деревне, когда она была Головень. Когда она ушла... я почему-то вспоминаю иногда её детские истории, а вот своих вспомнить не могу. Поэтому? Есть какие-то, но всё не то, не сравнить с мамиными. Далеко мне до Головня...

В последние свои годы мама стала ходить в Смоленский собор, молилась. Дома устроила себе «святой угол» из простеньких, купленных в Смоленском иконок, и молилась утром и вечером. Как-то рассказала мне давний свой сон, который её поразил и остался в памяти:

- Спускаюсь я по Попова, около Преображенского собора, поднимаю глаза к небу и вижу Богородицу, на полнеба, прекрасную, в красочном убранстве. Один раз в моей жизни был цветной сон, а так мне и простые чёрно-белые редко снятся. И думаю во сне: «Все говорят, что Бога нет, а вот он!» Был мне это знак.... но я же была комсомолка, не поняла, не поверила, и никто не подсказал.

Во что не поверила тогда мама, она мне так и не сказала.

Виктор Каменев

06.07.2021