Незнание - сила! Ignorantia est potestas! Часть I

Леонид Андреев 2
Взято отсюда: https://systemity.wordpress.com/2021/07/06/330/

Для того, чтобы быть учёным, вовсе не обязательно напяливать на себя белый халат, водружать на нос очки в роговой оправе и приставлять указательный палец ко лбу. Учёным может стать простой калхозник-малхозник, как говорили у нас в Баку. Причём учёным в самых передовых областях современной науки. Я обычно перед тем, как заснуть, размышляю на какую-нибудь тему, например, сочиняю какой-нибудь рассказ. Заметил, что так сон наступает быстрее. Я обращал внимание на то, что в процессе этих размышлений несколько раз забывал название "йоркширский терьер". Но потом до меня дошло, что в процессе вспоминания я почему-то интуитивно считал, что слово "йоркширсКий" начинается на букву "К". Я это понял, сопоставив несколько случаев неспособности вспомнить это слово, и сообразил, что происходит это потому, что "К" - более звонкая буква и она как бы забивает более глухую букву "Й".

Английскому философу XVI века Фрэнсису Бэкону принадлежит знаменитый афоризм Scientia potentia est ("Знание - сила"). А для меня (и подозреваю, что не только для меня!) действенной оказывается его противоположность: "Незнание - сила! Ignorantia est potestas!". Я много чего знаю, но именно незнание заставляет меня со страшной силой мобилизовывать мои скромные умственные способности. К примеру, я знаю, что слуховые центры сконцентрированы в височной доле головного  мозга, а по какому закону звонкость буквы "К" вытеснила богатое с точки зрения памяти слово "Йоркшир"?!. Как когда-то любил повторять один покойный комик из СССР, "Ну, вопрос, конечно, интересный!". И сразу же начинает работать сила незнания. То, где сосредоточена память и как происходят вспоминания, до сих пор никто толком не знает. На эти темы написаны горы литературы, стыдливо имитирующие существование подобного знания.

Очень много научной и популярной литературы было написано на тему детской памяти (например, https://www.bbc.com/russian/vert-fut-37037995). Зигмунд Фрейд более ста лет назад ввел в оборот термин "младенческая амнезия" и был одержим этой темой. Считается, что в раннем младенческом возрасте память вообще не сохраняется, что самый ранний период, с которого человек может себя помнить, это 2-2.5 года. Многие считают, что у младенцев плохо развита способность запоминания. С другой стороны, есть научные исследования, доказывающие, что плод человека в возрасте 30 недель обладает памятью. Этот результат получили исследователи из Медицинского центра Университета Маастриха (Maastricht University Medical Centre) и Медицинского центра голландского Университета Рэдбоунда в Неймегене (Medical Centre Radboud University) - Проведённые эксперименты доказали существование памяти у ещё не родившихся младенцев.

Однажды, мне тогда было 23-24 года, наша семья ужинала варёнными раками с пивом. Как-то совершенно случайно зашёл разговор о наших соседях Петросян с первого этажа нашего огромного по длине четырёхэтажного дома. Никогда на моей памяти об этой семье, состоящей из одних женщин, разговор в нашей семье не заходил. Тут я вступил в разговор и сообщил, что когда меня оставляли на их попечение, меня сильно кусали клопы. Все стали смеяться. Я до этого не знал, что, когда мне было менее года, мой отец служил в солдатах, и в семье было очень плохо с деньгами. Бабушка, которая меня опекала, потому что мама работала с утра до позднего вечера, вынуждена была на несколько месяцев устроиться на работу. И по договору с семьёй Петросян меня на пол дня относили к ним. Мама, папа и бабушка единодушно прозвали меня фантазёром, который всё придумал, услышав от кого-то из членов семьи, что когда-то в детстве я пребывал по пол дня в семье Петросян. Ведь мне в то время было немногим больше полугода и я, ну просто никак, не мог помнить об этих временах.

И тут произошло самое невероятное в моей жизни совпадение: к нам в это время пришла с какой-то не упомню просьбой - это произошло в первый и последний раз с приходом к нам члена семьи Петросян - пришла одна из девушек этой семьи по имени Назик. Все сидящие за столом, включая и меня, несказанно удивились. Согласитесь, что совпадение было невероятным, а Назик тоже удивилась нашем всеобщему удивлению. Тут папа всех опередил и потребовал, чтобы я описал то, что помню о пребывании в квартире Петросян. Я рассказал, что всё время лежал на кровати в маленькой тёмной комнатке, окно которой выходило во двор соседнего дома, который загораживал небо, и меня кусали насекомые, которых, как я узнал позже, зовут клопами, а я от этих укусов чесался. Назик тоже удивилась, но на 100%  подтвердила всё описанное мною: и множество клопов в описываемые времена, и окно, и самое детальное описание маленькой комнатки, в которой ни один член нашей семьи никогда не бывал.

Психолог Карл Спенсер Лэшли (1890 - 1958) исследовал механизмы обучения и функционирования памяти. В обзоре Review of General Psychology 2002-го года, он занял 61-е место среди наиболее цитируемых психологов 20-го века, а их в 20-м веке было особенно много. Лешли разрабатывал проблему локализации психических функций, используя метод удаления у животных различных частей головного мозга. Он отстаивал два принципа. Принцип эквипотенциальности (равноценности) прежде всего отделов мозга, управляющих органами чувств. При повреждении участков коры головного мозга, ответственных за определенные функции механизмов действия органов чувств, другие участки мозга берут на себя функции поврежденных зон. Второй принцип - принцип массового действия по Лешли заключался в том, что некоторые типы обучения опосредуются корой головного мозга как чем-то целым. Этот принцип коренным образом противоположен представлениям о том, что каждая психологическая функция локализована в определенной зоне коры. В экспериментах с крысами Лешли удостоверился, что невозможно локализовать механизмы памяти в каком-то из отделов мозга, что память распределена в коре головного мозга.

Поиски участка, управляющего памятью, до сих пор не увенчались успехом. Наука до сих пор не может конкретно указать в человеческом мозге отдел, который отвечает за хранение воспоминаний, и объяснить, как вспоминания происходят. Карл Лэшли, который впоследствии отказался от некоторых своих теоретических позиций, во время своих экспериментов, которые никто не сумел опровергнуть, демонстрировал, что даже после того, как у крысы было удалено до 50 процентов мозга, она по-прежнему помнит вещи, которым её обучили до этого. Оказалось, что нет разницы в том, какую часть мозга удалять – грызуны без правого или левого полушария были способны выполнять выученные ранее действия, как и прежде. Возможно, в этом случае другие участки мозга начинали работать компенсаторно.

Ранее я описал (https://systemity.wordpress.com/2020/08/02/--/), как в возрасте 27 лет полностью лишился памяти. Я трое суток без сна писал отчёт за 33-х сотрудников моей лаборатории, потом выпил в гостях пол бутылки бренди и, придя домой обнаружил, что полностью лишился памяти. Множество случаев полного восстановления памяти после полной амнезии прекрасно описано. Восстановление полностью потеренной памяти - одна из многочисленных загадок нейробиологии. Можно приводить множество широко известных опытов в нейробиологии, объяснения которых нацело отсутствуют. Рассказы о том, что современная нейробиология почти всё знает о человеке, работают для почти всех школьников и для большинства, но не всех студентов университетов! Девиз "Ignorantia est potestas!" принадлежит будущим гениям, для побуждения их думать, а не имитировать наличие знаний!