Станция отправления - Автозаводская

Василий Ильич Куприянов
    С каждым годом планомерно и неукоснительно расширяется сеть Московского метрополитена, растет количество подземных сооружений, все труднее проектировщикам прокладывать новые маршруты среди изрытой коммуникациями матушки-Земли. Удобство этого вида транспорта неоспоримо, но речь пойдет не об этом.
Есть в большом списке станционных названий одно, при упоминании которого у меня на душе становится теплее. Это -- станция "Автозаводская".
    Именно здесь по лестнице-чудеснице маленький Вася Куприянов, в сопровождении родителей, впервые в жизни спустился в царство подземных дворцов. Все увиденное вокруг поражало детское воображение. Стремительные поезда, вырывающиеся с грохотом из тоннелей, раздвижные двери вагонов, форменная одежда работников – все действовало завораживающе. Позже, когда поездки в метро вошли в привычку, можно было уже обратить внимание и на броские детали декора. Слов таких я в то время, конечно, не знал, но это не мешало мне с любопытством разглядывать мозаичные панно, украшавшие путевые стены станции «Автозаводской».
Вид станции в своей первозданности.(фото) Ныне светильники размещены по бокам, между колон.
    У меня, как у всякого мальчишки, наибольший интерес вызывали картинки, связанные с военной тематикой: Кораблик, Самолетик и Танк. Только став взрослея, я узнал, что у этих настенных изображений более звучные названия: «Крейсера в походе», «Погрузка бомб в бомбардировщик», «Монтаж гусениц танка КВ-1» и что изготовлены они потомственным мозаичистом В.А. Фроловым в блокадном Ленинграде. До последнего дня своей жизни (3 февраля 1942 года) мастер трудился над ними, прежде чем полотна были переправлены по «дороге жизни» на Большую землю, чтобы украсить собой метро в Москве.
    Автор проекта, Алексей Душкин, говорил о своем детище: "Станцию "Автозаводскую" люблю за то, что она сделана на одном дыхании. Здесь четко выражена конструктивная сущность, и как русских храмов чистота работающей формы".
    Моему отцу, как участнику Великой Отечественной войны, очень нравилась мозаика, находящаяся в верхнем вестибюле южного входа, посвященная воинам -- защитникам Отечества. Поднимаясь на эскалаторе, видишь, как постепенно вырастает перед глазами несокрушимая «Богатырская застава»- именно так он ее величал. В других источниках у масштабного панно иное название -- «Парад на Красной площади».
    В детстве каждая поездка на метро была для меня событием. Разве не чудо, сев на станции «Автозаводская» (в то время конечной), вскорости оказаться в самом центре столицы, то есть перенестись в другой, более сказочный мир ? Особенно это ощущалось в праздничные дни, когда главные улицы и площади Москвы украшались иллюминацией.
    Отец часто брал с собой блокнот для рисования и делал стремительные наброски пассажиров, вызывавших у него особый интерес. В газете «Метро» за 10 ноября 2015 года опубликовано мое интервью и рисунки папы из дорожного альбома. Корреспондентка по-своему интерпретировала мои ответы, подгоняя текст под нужный формат, чем несколько исказила смысл сказанного мной. Но я все равно благодарен газете а то, что десятки тысяч читателей смогли увидеть работы художника Ильи Васильевича Куприянова, а у меня был повод снова вернулся на планету под названием «Детство», где на каждом шагу поджидали чудеса и открытия.

"Московский журнал"№1(385) январь 2023