Чтобы больше не возвращаться- последнее из юности

Алла Жданова
   
          ТЯНЬ-ШАНЬ

За Тянь-Шанские отроги
Занесло и замело,
Вьюга стелет по дороге
Льдинок битое стекло.

Огонек в ущелье редкий.
Глушь иль  темень -
       все одно.
Туи тоненькая ветка
Бьется тихо об окно.

Где-то исподволь,негромко
Повествует быль комуз,
Молча слушают девчонки
Позакончившие ВУЗ.

За Тянь-Шанские отроги
Занесло и замело,
И котенком на пороге
Дремлет в комнате тепло.

Время вышло - охать, ахать,
Обойдется,
      ничего!
Но хотя б на вечер - Баха,
Тот органный гимн его...

   ЮРТА

Пиала дно чаю подставляла.
Вился пар в загадочный узор,
Мы сидим в гостях у аксакала,
В юрте,притулившейся меж гор.

Разбежались лунные дорожки
По высокой сгорбленной земле,
Мы ломаем теплые лепешки,
Вкусно испеченные в золе.

Про себя дивимся одеялам.
Аккуратно сложенным в  углу,
Мы сидим в гостях у аксакала
Прямо на узорчатом полу.

На кошме - приемник желтым глазом.
Бой курантов.
         Полночь.
              Спать пора.
Слушаем седого аксакала
И не спим до самого утра.

    ДИКИЙ ТЮЛЬПАН

Я хочу быть сиреневым камнем.
Чтоб в расщелинах камня,
               в прохладе,
Смело вырос тюльпан,
Этот странный и дикий цветок.


Я хочу быть землей,
Чтобы в сердце моем
Брал он мужество цвесть
На гранитном искрошенном склоне,
Всем открытый ветрам.

Или ветром хотела бы быть,
Чтобы в полдень апрельский
Прикоснуться губами горячими
К прохладному стеблю...

Все затем, чтобы в миг,
Когда ты, мой нелепый,
На ладони своей приласкаешь израненный стебель,
Чтоб ты понял в тот миг,
Как мне трудно
В январскую непогодь было
для тебя сохранить
Этот странный и дикий цветок.

 ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ
 
Когда по горло сыт
Нелегкими вопросами -
Невмоготу становится.
                Тогда
Мы снова возвращаемся - взрослыми! -
В покинутые нами города.

Не упрекнув,
      что нет во мне дочернего,
Покачивая тихо головой,
Меня снимает с поезда вечернего
Нешумный город детства моего.

Ошиблась в чем
    и в чем была несмелой -
Все расскажу,
       припав к его плечу,
Я толком ничего-то не успела,
А сделать очень многое хочу.

И вновь мы возвращаемся усталыми,
Под вечер
          и под карканье ворон
Истрепанный дорогами немалыми
Рюкзак свой
          опускаем
               на перрон.
      
   КУЙБЫШЕВСКАЯ ВИШНЯ
   
Ехали мы шумно,
Спозаранку
    с полкой расставались без печали.
Ах, какой нас вишней угощали
Как-то раз на тихом полустанке!

Сок в ней бился
    с затаенной силой,
Подражая в яркости закату,
Вишню нам к вагону  приносили,
Просто за "спасибо" ,
        не за плату.

В августовской вишне отражалась
Лета запоздалая усталость:
       Алость - от зарницы,
       Свежесть - от росы,
       Трепетность-  от птицы,
       Звучность от грозы.

Поезд тонко свистнул на прощанье,
Ошалев от ягодного пыла.
Ах, какой нас вишней угощали!

...Это все под Куйбышевом было.

     ЮЖНЫЙ БАЗАР

А сегодня запахло летом,
Петушиным пером и дымом.
Залежалое старое сено
Провезли на телеге мимо.

 На базар все -
      и старый и малый,
Только в среду и в воскресенье!
И плывет дух базарный густо
Над зеленым ледком весенним.

Я хожу как совсем большая.
Я лавирую очень ловко,
А в руке у меня зажата
В четверть сложенная рублевка.

Ну базар!
      Немудреный выбор
И по краскам не очень броский -
Мед тягучий в изломах воска
И рассыпчатая известка..

Уступают в цене не сразу
И ругаются долго после,
Аппетитно вгрызаясь в свеклу,
Ругань слушает мирный ослик.

Хорошо здесь.
    Все очень просто.
Очень правильно.
      Очень зримо...
Эй, продай мне на рубль сена -
Так обидно, что едешь мимо!   

   МНЕ УГРОЖАЮТ...

Мне угрожают тем,
         что все пойму -
К чему дожди
        и радуги к чему.
О том, что это все уразумею,
Не просто думать не хочу -
       не смею!

Я удивленно на небо гляжу,
Рукою по закату провожу
И строгостины ломая,
Я ни-че-го не понимаю!

Мне ранним утром не понять,
Что с пола луч нельзя поднять..
Не быть в моей руке лучу?
Не понимаю, не хочу!

Одно всегда во всем осознаю -
Я все, что знаю -
           людям отдаю.
Росу на листьях в утреннем лесу
Для них нашла и им несу.

Мне угрожают тем,
         что все пойму-
К чему дожди
      и радуги к чему...
   
      1964