Саду цвесть...

Василий Ярыкин
САДУ ЦВЕСТЬ.....( воспоминания о Николае Викторовиче Менчинском).


В конце 60-х моя матушка почти насильно направила меня учиться в город, в 18-ю школу. Для четырнадцати летнего пацана это был страшный удар. Мы большедворцы, люди поселковые, почти деревенские. Отрываемся от дома тяжело…со слезами. Как я ни хотел туда идти….но как говорится со старшими не поспоришь и я пошёл, как на казнь. Что только не говорили о директоре школы Н.В.Менчинском. Как только им не пугали. Я, например, запомнил одну из страшных баек. Дескать, вызывает он к себе в кабинет хулигана, одевает чёрные кожаные перчатки и давай его по мордам….  От всего этого в моих тоненьких венах стыла кровь. Учились мы в 9-м «В». Здесь стоит немного остановиться. Классы с литерой «А» и «Б» имели математический и физический уклоны, «В»-химический, а «Г»-лирический, т.е.гуманитарный. Математики, как самые умненькие, смотрели на всех свысока, а все остальные, также свысока смотрели на гуманитарщиков. Наш класс занимал помещение именуемое «Ленинским» и нам постоянно твердили, что это огромная честь учиться в этом классе. Немного вернусь назад. Первое моё впечатление от школы было просто ужасающим. Я привык к узкими коридорам, забитым галдящими, дерущимися и перемещающимися во всех мыслимых и немыслимых направлениях, как молекулами в броуновском движении, детишками-школьниками. Здесь же я оторопел. Светлые широкие коридоры. У окон стоят горшки с растениями и цветами и никто не бегает, не носится, как угорелый, а чинно гуляют в перемену.
Наш класс был этакой сборной «солянкой». В нём учились ребята со всего города. Большинство было местных, что жили неподалёку от школы. Это Любочка Плеханова, Лида Виноградова, Сашка Менялин, Володя Шишов и другие.
Так вот однажды, а это было осенью, мы сидели в классе, когда раздался стук в дверь. «Войдите»-сказал педагог и в класс вошёл директор. Менчинский.
Класс замер, хоть мы все и так сидели тихо. Поздоровавшись со всеми,  он задал классу вопрос, от которого я чуть не потерял сознание-: «В классе есть кто из Большого Двора?».
-«Есть» -еле выдавил я из себя.
-«Молодой человек пойдёмте со мной»-строго сказал он.  И я подумал, всё началось.
Оказавшись в коридоре Николай Викторович поинтересовался есть ли у моих родителей сад. Конечно есть, отвечал, как во сне я, и яблони есть и груши и кустарники кое-какие. Он попросил меня помочь ему собрать урожай яблок.
У меня сразу выросли «крылья». Я был готов на всё.
После того, как мы оборвали немного  яблок, стали укладывать их в ящики. Ящики были деревянные, а яблоки мы «прятали» в стружку. Не помню уже, за давностью лет, о чем мы беседовали, но я предложил нашему директору поэкспериментировать и один ящик наполнить яблоками, завёрнутыми в газету.
Ему эта идея понравилась, что мы и сделали. Помню только один сорт яблок, который мы убирали на хранение, на зиму-«антоновка».
У меня иногда возникало такое чувство, что Николай Викторович за мной как бы «посматривает». От кого-то я слышал, что он любит большедворцев. Я не был примерным учеником, но был неплохим спортсменом-чемпионом города по футболу среди мальчиков и чемпионом города по прыжкам в высоту. Свой след в школе я всё-таки оставил.
Однажды на экзамене по химии директор тихонечко вошёл в класс как раз в тот момент, когда я стоял у доски и довольно-таки сносно и бодро отвечал на вопросы. После моего «выступления» О.П.Розанова вынесла мне вердикт- «удовлетворительно». Н.В.Менчинский спросил-:« А почему так мало?», на что опытный педагог, на дух меня не выносящий, ответила-:«Да он весь год ничего не делал».
Плохо быть нелюбимым учеником. Возможно, этот экзамен сыграл определённую роль в моей дальнейшей судьбе и я, уже после службы в армии, хоть и не «блистательно», но закончил институт химического машиностроения, и главное не последнюю его кафедру- «Химического сопромата».
Николай Викторович Менчинский навсегда мне запомнится человеком высокого роста, прямым во всем, от фигуры до суждений. Его постоянным атрибутом на работе был  костюм, светлая рубашка и галстук. Это был настоящий директор школы, хозяин, пользующийся огромным непререкаемым авторитетом. Человеком, который создал своё детище и лелеял его всё время, что находился на таком ответственном посту. А воспитание будущего поколения, это наверное самое главное в жизни любого человека. Как говорил литературовед, академик Ю.М.Лотман  : «Главное в воспитании нового поколения- развивать духовный мир, приучать человека к активной работе мысли и совести».


13.44.  05.07.2021.                Василий Ярыкин.