Свадьба холопов. Серия 1

Марина Егорычева
(сценарий по повести "Драма в Алчеве")

ИНТ. МОСКОВСКИЙ ДВОР СОКОВНИНА КАБИНЕТ ЗИМА ДЕНЬ

ТИТР: МОСКВА 1665 ГОД

Стольник Алексей Прокофьевич СОКОВНИН, очень красивый мужчина 25 лет с аккуратно подстриженной бородой и усами, сидит за маленьким столом с письменными принадлежностями и пишет письмо.

У дверей стоит плохо одетый, но опрятно, Иван МЕДВЕДЕВ, молодой человек 19 лет, белобрысый, с длинными волосами и усами, родом с территории современной Белоруссии.  Рядом с ним стоит холоп Соковнина Исачко БУРЦЕВ, бородатый мужчина 35 лет.

Время от времени Соковнин поднимает глаза на Медведева, тот мнёт шапку в руках и невпопад кланяется.

СОКОВНИН
Кто ты, откуда будешь?

МЕДВЕДЕВ
Иванко, Яковлева сын, Медведев я. Белорусец, из Шкловского уезда. Пришёл вместе с дядями моими Иваном да Яном Крыловыми ... они в холопстве у князя Черкасского ...

СОКОВНИН
У какого князя Черкасского именем?

МЕДВЕДЕВ
У Михаила Алегуковича.

СОКОВНИН
Веры какой?

МЕДЕДЕВ
Нашей веры, православной!

СОКОВНИН
Сколько лет тебе?

МЕДВЕДЕВ
19.

Соковнин заканчивает писать, встаёт, идёт к окну. За окном шум.

СОКОВНИН
(Бурцеву)
Что так шумят, уже напились?

БУРЦЕВ
Так масленица же!

СОКОВНИН
Вина много пить не давать, а то до смертоубийства дойдет!

БУРЦЕВ
Если только Гераска сильно напьётся, другие меру знают!

СОКОВНИН
(Медведеву)
Женат?

МЕДВЕДЕВ
Нет.

СОКОВНИН
Какую работу знаешь?

МЕДВЕДЕВ
Всякую. За платьем господским смотреть могу, могу конюхом быть, плотницкое дело знаю, портное немного ... что укажет господин – всё исполню.

СОКОВНИН
Ну ладно, иди ко мне в холопы! Завтра в приказе кабальную подпишем.

МЕДВЕДЕВ
Да пошлёт Господь тебе и твоим близким долгих лет, добрый пан, век буду Бога молить о твоём здоровье!

Медведев низко кланяется и счастливый уходит.

СОКОВНИН
(Бурцеву)
Исачко, отошли его к Марии, пусть выдаст платье, только старое какое-нибудь, да устроит его, да волосы ему укоротит.

Соковнин берёт письмо в руки.

СОКОВНИН
Да вот ещё: возьми грамотку и отнеси сестре-постнице, в гости её зову в воскресенье ... да пусть Мария пойдёт осётра купит да проследит за всем.

Бурцев берёт письмо, кланяется, собирается уходить, но что-то вспоминает.

БУРЦЕВ
(полушёпотом)
А если скоморох придёт? Его звать?

СОКОВНИН
Если сегодня явится, тогда зови, да так проведи его, чтобы никто видом не видывал! А в другой день придёт – гони! После как-нибудь, а то чего доброго сестра прознает.

Бурцев уходит.

НАТ. МОСКОВСКИЙ ДВОР СОКОВНИНА ВНУТРЕННЕЕ ПРОСТАНСТВО ЗИМА ДЕНЬ

Дворник ГЕРАСИМ (40 лет) несёт сено в конюшню, затем берёт лопату и начинает сгребать снег. Дети холопов: СТАРШАЯ ДЕВОЧКА, МЛАДШАЯ ДЕВОЧКА, СТАРШИЙ МАЛЬЧИК, МЛАДШИЙ МАЛЬЧИК, играют в снежки. Проходит ЖЕНА ПОВАРА (35 лет) с ведром, ВОЛОДЬКА НИКИТИН (23 года) несёт дрова на кухню.
 
МАРИЯ - молодая красивая женщина 20 лет, разговаривает с Медведевым. Они стоят рядом с баней.

МАРИЯ
Ну, что мне делать-то с тобой? Банька не топлена!
(Герасиму)
Слышь, Гараска, затопи-ка баньку да поскорее, а от объезжих авось отобьёмся!

Герасим уходит в баню.

МАРИЯ
(Медведеву)
Как тебя звать?

МЕДВЕДЕВ
Иванко я, Медведев!

МАРИЯ
Ну вот что, Иван! Садись на бочонок, посмотрю, кто у тебя в волосах водится!

Мария усаживает Медведева на бочонок, который стоит у стенки, снимает с него шапку и запускает пальцы в волосы.

МЕДВЕДЕВ
Да чистый я!

МАРИЯ
Это мы сейчас узнаем!

Мария что-то берёт двумя пальцами.

МАРИЯ
А это что?

Медведев делает движение головой.

МЕДВЕДЕВ
Где?

МАРИЯ
А вот где!

Мария хватает Медведева двумя пальцами за нос и начинает смеяться.

Мария заканчивает осматривать Медведева и проводит рукой по его подбородку, смеётся. Медведев замирает.

МАРИЯ
А что, борода не растёт у тебя?

МЕДВЕДЕВ
Растёт.

МАРИЯ
Почему ж не отпустил?

Медведев встаёт.

На двор с одеждой и ножницами приходит Ян АДАХОВСКИЙ - пленный мелкий шляхтич, 17 лет, безбородый и безусый, он малорослый, достаёт Медведеву до подбородка.

МАРИЯ
(Адаховскому)
Янко, принёс что я просила? Платье в бане положи, а ножницы мне подай!

Мария берёт ножницы, опять усаживает Медведева на бочонок. Мария большими ножницами укорачивает усы и волосы Медведева.

Адаховский заносит одежду в баню и возвращается.

МАРИЯ
(Медведеву)
Только не думай, что тебя боярином одену! У нас полгода назад конюх помер, платье от него осталось, тебе в пору будет!
(Адаховскому)
Нашла тебе товарища я! Будете вместе жить. Только извини, Яков, хотела тебе пана подыскать, а нашёлся лишь холоп!

Мария смеётся, но без злобы, уходит. Мужчины смотрят ей вслед очарованные.

АДАХОВСКИЙ
Видал, какая красавица? Марыся всем домом верховодит, её пан за хозяйством смотреть поставил. А правая рука у пана – это Исачко Бурцев, который тебя привёл. А меня Яном зовут, а иногда Яковом называют, Адаховский я.

МЕДВЕДЕВ
Я – Иванко, а ты, вижу, поляк? Никак шляхтич?

АДАХОВСКИЙ
Пленный! ... Но меня скоро отпустят ... на родину поеду ... а пока придётся нам как-то кров делить.

МЕДВЕДЕВ
Ладно, понял я, что в неволе ты. Только не забывай, что мы теперь на равных: я – холоп, и ты – холоп.

ИНТ. МОСКОВСКИЙ ДВОР СОКОВНИНА СТОЛОВАЯ ПАЛАТА ЗИМА ДЕНЬ

В столовой палате стоит длинный стол, на нём различная посуда. Рядом со столом поставец – небольшой двухъярусный столик, на нём чарки. В красном углу - иконы, они занавешены. Вдоль стены у окон стоят скамейки. У другой стены стоит шкаф с посудой.

Соковнин сидит в кресле и пьёт вино. Бурцев стоит рядом и держит наготове кувшин с вином.

Скоморох, мужик лет 35, развлекает Соковнина. Все смеются.

НАТ. КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ ТОРГОВЫЕ РЯДЫ ЗИМА ДЕНЬ

Мария с корзиной, а за ней Медведев и Адаховский идут между рядами. Адаховский, когда что-то говорит Медведеву, слегка подпрыгивает, как будто хочет быть поближе к его уху.

АДАХОВСКИЙ
Как видишь, живём мы рядом с Торгом, свернёшь по Варварке – и мы на Красной площади. Чего здесь только нет!

Они проходят Сапожный ряд, Шапочный, Калачный. Медведев и Адаховский с восхищением провинциалов разглядывают товары.

Медведев замечает несколько баб, у которых на руках холсты, а во рту перстень с бирюзой.

МЕДВЕДЕВ
Янко, а зачем у баб бирюза во рту, если они холсты продают?

АДАХОВСКИЙ
Ну и деревенщина ты! Это же …

Адаховский что-то шепчем на ухо Медведеву.

МЕДВЕДЕВ
А-а-а-!
 
В Рыбном ряду мужчина, с виду господин, задевает рукавом рыбу, та падает в грязь, продавец рыбы обливает мужчину грязной водой из ковшика, мужчина бьёт продавца по лицу, начинается драка.

Адаховский, Медведев и Мария находятся немного поодаль. Адаховский толкает Медведева и показывает рукой на дерущихся.

АДАХОВСКИЙ
Вон, смотри, получил по морде! Здесь каждый день такое, то покупатель с продавцом поругается, то рядовичи между собой перелаются. Нет дня, чтобы кто-нибудь драку не затеял, дикий народ!

Мария подошла к ПРОДАВЦУ РЫБОЙ, выбирает осётра.

МАРИЯ
(продавцу)
Это осётр? Мелкий что-то. Да и дохлый какой-то. Никак плохую рыбу подсунуть хочешь?

ПРОДАВЕЦ РЫБЫ
Вовсе он не дохлый! Только вчера плавал!

Мария, Медведев и Адаховский идут дальше. Наконец Мария покупает рыбу, кладет её в корзину и отдаёт Медведеву. Все трое двигаются обратно домой. Адаховский беседует с Медведевым.

АДАХОВСКИЙ
Осётра купили, потому что завтра сестра господина в гости пожалует, боярыня Феодосия Прокофьевна Морозова, вдова. Ты хоть знаешь, в какой дом попал? Старшая сестра боярина вышла замуж за Глеба Ивановича Морозова, а он приходится родным братом Борису Ивановичу!

МЕДВЕДЕВ
И кто это такие? Видно, знатные господа?

АДАХОВСКИЙ
Ну, ты и деревенщина! Борис Ивановича – воспитатель государя Алексея Михайловича, а женился он на сестре царицы. Теперь понимаешь, в какой дом ты попал? Братья Морозовы уже померли, Борис Иванович детей не оставил, и всё их наследство перешло к сестре нашего господина и её сыну. Только замуж она больше выходить не хочет, как монахиня живёт  ... Алексей Прокофьевич у неё часто одалживается.

НАТ. МОСКОВСКИЙ ДВОР СОКОВНИНА ВНУТРЕННЕЕ ПРОСТРАНСТВО ЗИМА ДЕНЬ

На дворе у лестницы, которая ведёт в боярские палаты на верхний уровень, стоит Соковнин, он встречает сестру. Рядом с ним Бурцев.

Справа выстроились дворовые: Медведев, Адаховский, Володька Никитин, беременная ЖЕНА ВОЛОДЬКИ (20 лет), Герасим, ЖЕНА ГЕРАСИМА (35 лет), ВАСЬКА СЕМЁНОВ (30 лет), ЖЕНА ВАСЬКИ СЕМЁНОВА (25 лет), ЛЕВКА СЕМЁНОВ (30 лет), ЖЕНА ЛЕВКИ СЕМЁНОВА (28 лет), Жена повара.

Ворота открывает дворник Герасим, въезжает возок (крытый зимний экипаж), которым правит ЧЕЛОВЕК МОРОЗОВОЙ (45 лет), из саней выходит БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА Феодосия Прокофьевна, очень красивая женщина, 33 года, в чёрном, её сын ИВАН ГЛЕБОВИЧ Морозов, долговязый подросток, около 13 лет.

Боярыня Морозова двигается к брату, попутно просит прощения у дворовых и одаривает их деньгой. Дворовые благодарят и кланяются.

БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА
(Жене Володьки)
Тяжело тебе? На, возьми, милая!
(подаёт милостыню)
Легкого тебе разрешения!

Морозова доходит до Адаховского и Медведева.

БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА
(Медведеву)
Тебя раньше не видела!

МЕДВЕДЕВ
Я Иванко, новый холоп Алексея Прокофьевича.

БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА
Какой ты веры?

МЕДВЕДЕВ
Православной.

БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА
Прости меня!

Морозова подаёт Медведеву деньгу, а потом ещё одну.

БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА
(Адаховскому)
Ну, а ты, Яков, перешёл в нашу веру?

АДАХОВСКИЙ
Нет, боярыня! В какую веру меня мои покойные родители крестили, в той и умру!

Боярыня Морозова недовольна ответом, хочет идти далее, но, смягчившись, одаривает и Адаховского.

БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА
Прости меня! Знаю, тяжело тебе на чужбине!

Боярыня Морозова доходит до Соковнина, они кланяются друг другу, просят прощения друг у друга, целуются. Затем Соковнин обнимается с племянником Иваном Глебовичем.

БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА
(Соковнину)
Хочу узнать, как дом твой содержится, в порядке ли без женского пригляда!
(Бурцеву)
Исачко, проводи меня на кухню!
(Соковнину и сыну)
А вы ступайте в палаты!

ИНТ. МОСКОВСКИИЙ ДВОР СОКОВНИНА КУХНЯ ЗИМА ДЕНЬ

ПОВАР (38 лет) ставит блюдо с рыбой на стол. Мария бросает взгляд на осётра, проверяет, всё ли в порядке.

Неожиданно входит Боярыня Морозова и Бурцев. Морозова одаривает Повара, делает знак, чтобы Повар и Бурцев ушли. Бурцев и Повар уходят.

Боярыня Морозова стоит напротив Марии, которая находится в смятении.

БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА
Ты, наверное, думаешь, что я не люблю тебя, а я о тебе подумала, надобно тебе в монастырь уйти!

МАРИЯ
В монастырь?!

БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА
Не хочешь в монастырь – так я тебе жениха нашла! Конюх мой Семён.

МАРИЯ
Так он же старый!

БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА
Старый? Ты ещё не знаешь, какие старые мужья бывают: благочестивые и добродетельные!

МАРИЯ
(осмелев)
Нет, это ты, боярыня, не знаешь, какие такие молодые мужья бывают!

Мария обхватывает себя руками под грудью и смотрит нагло на Боярыню Морозову.

МАРИЯ
Ух!

БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА
Я тебе добра желала ...

МАРИЯ
Нет, это я тебе, боярыня, добра желаю: мужа тебе молодого да погорячее!

МОРОЗОВА
Ах ты ... да я прикажу ...

МАРИЯ
Да ничего ты мне, боярыня, не сделаешь! Я не твоя холопка, а твоего брата!

БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА
Пойду я! Не о чем мне с тобой говорить!

Боярыня Морозова в негодовании уходит. Входит Бурцев.

БУРЦЕВ
Ты чего, взбесилась?

Мария
Да ну её! Что она ко мне пристала? Я – холопка, жизнь моя подневольная. Когда она в доме, мне кусок в горло не лезет!

ИНТ. МОСКОВСКИЙ ДВОР СОКОВНИНА СТОЛОВАЯ ПАЛАТА ЗИМА ДЕНЬ

Соковнин и Иван Глебович с саблей в руке стоят у окна. Входит Бурцев с рыбой, ставит блюдо, ждет дальнейших приказаний. С улицы доносится женский и мужской смех.

СОКОВНИН
(Бурцеву)
Где Феодосия Прокофьевна?

БУРЦЕВ
Феодосия Прокофьевна пожелала узнать, как за платьем господским холопы следят.

СОКОВНИН
Ладно, чем бы сестра не тешилась ...
(Ивану Глебовичу)
Саблю крепче держи! Ты что, Иван Глебович, мало каши ел? Дай мне!

Соковнин берёт саблю и показывает на Бурцеве, как наносится удар.

СОКОВНИН
Удар так следует наносить. На, возьми, на Исачке поучись! Только не заруби его, где я потом такого слугу найду?

Иван Глебович берёт саблю, осторожно прислоняет её к Бурцеву, тот стоит покорно.

СОКОВНИН
Ну, хватит!

Иван Глебович отдаёт саблю Соковнину, тот убирает её в ножны, кладёт на скамью.

Иван Глебович Морозов подходит к окну, с любопытством посматривает на улицу и на дядю.

ИВАН ГЛЕБОВИЧ
Дядюшка, я тебя спросить хотел! Мария - твоя наложница? Матушка говорит, что это грех.

СОКОВНИН
А что это ты, Иван Глебович, грехом интересуешься? Мал ещё! Вот вырастишь, тогда узнаешь, какой такой грех бывает!

Соковнин смеётся, бросает взгляд на Бурцева, тот начинает с одобрения господина тоже смеяться.

ИВАН ГЛЕБОВИЧ
А матушка говорит, что это грех, можно только с женой!

СОКОВНИН
Так вырастишь, я тебе жену найду!

ИВАН ГЛЕБОВИЧ
Такую же красивую как Мария?

СОКОВНИН
Зачем как Марию? Она холопка, а я тебе настоящую царевну найду! ... а летом мы с тобой на охоту поедем!

Иван Глебович улыбается, Соковнин ворошит племяннику волосы.

СОКОВНИН
(Бурцеву)
Растёт малой!

Входит недовольная Боярыня Морозова.

БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА
За платьем твоим, брат, плохо следят! Не хватает в доме хозяйки. Пора тебе жениться!

СОКОВНИН
Откушай, сестра, что Бог послал! Я прочитаю молитву.

Соковнин, Боярыня Морозова и Иван Глебович сидят за столом, уже насытились. Бурцев стоит рядом со столом.
Боярыня Морозова читает главы из «Домостроя». Соковнин засыпает под её монотонный голос, Иван Глебович смотрит на окно, на улице слышен смех.

БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА
Следует господину жену и детей, и домочадцев учить не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать ...

Соковнин замечает муху слева от себя, которая тут же падает на стол. Соковнин смахивает муху со стола.

БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА
(продолжает)
Всякий человек у хорошего хозяина, прежде всего, был бы научен страху божию, а также и всем добродетелям: вежеству, смирению, доброй заботе и домашней работе. Женатые же слуги со своими жёнами законно бы жили по наказу духовного отца, на стороне от жён своих не блудили, а жёны – от мужей. И по твоему наказу, и отца духовного поучению, так же и они учили бы жён своих страху божию, вежеству и смирению, чтобы слушались госпожи, не бражничали и не блудили, и не слушали баб, какие ко греху склоняют молоденьких женщин – то есть тех, которые сводят их с чужими мужчинами, да сверх того учат их красть и блудить и прочим порокам.

Боярыня Морозова поднимает глаза на Соковнина.

СОКОВНИН
Иди, Иван Глебович, на улицу! Вижу, засиделся ты!

Иван Глебович тут же вскакивает и радостный убегает.

СОКОВНИН
(Боярыне Морозовой)
Пусть на воздухе погуляет, а то бледный какой! Да и худой сильно, ты, верно, его постами замучила!

БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА
Зачем ты, брат, на меня наговариваешь? Он вытянулся за зиму, вот и худой.

Бурцев наливает Соковнину и Боярыне Морозовой напиток, те пьют. Соковнин начинает есть блин.

БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА
О чём вы без меня говорили?

СОКОВНИН
О том, что должен я Ивану Глебовичу невесту найти!

БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА
Рано ему ещё, а надо - я и сама жену сыну найду. А вот тебе уже пора жениться! Что скажешь?

СОКОВНИН
Может и пора!

БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА
Так давай я тебе невесту присмотрю, времени не пожалею!

СОКОВНИН
Знаю я тебя, такую найдешь, что я со свадьбы сбегу!

БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА
Я в этом деле лучше тебя понимаю! Хочешь, боярышню Василису Михайловну сосватаю?

СОКОВНИН
Ей же 27 лет!

БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА
Зато она набожна!

СОКОВНИН
Хочешь, чтобы она меня постами замучила? Нет, не надо мне этого! Найди молодую и красивую.

БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА
А зачем тебе красавица?

СОКОВНИН
(опять пьёт)
Я – красивый, значит и жена у меня должна быть красивой!

БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА
На красивую будут чужие мужья заглядываться, и ей будет соблазн. А будет она некрасивой – и соблазна не будет!

СОКОВНИН
Зато у меня соблазн будет на чужих красивых жён засматриваться!

Соковнин отстраняет от себя блюдо и делает знак Бурцеву, чтобы тот блюдо унёс. Бурцев, сдерживая улыбку, уходит.

СОКОВНИН
(хмельной)
Сестра, что ты несёшь? Над тобой даже холопы смеются! Ты в свой дом нищих да юродивых пускаешь, а о брате своём не печёшься!  Сына своего постами замучила, ему в игры играть хочется на воздухе, а не молиться ежечасно!

БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА
Ну, что ты на меня наговариваешь? Летом мы в Зюзино поедем, там на свежем воздухе будет гулять. А о тебе я не забыла, возьми мою карету, новая уже почти готова!

СОКОВНИН
Ходишь вся в чёрном, сын твой думает, что в монастыре живет! Ты ведь нарочно всех красивых девок из дома своего отсылаешь, чтобы у твоего сына соблазна не было?

Соковнин насмехается над сестрой, та привстаёт.

БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА
А у тебя дом полон разврата! Сказывали мне, что твои холопы живут блудно!

СОКОВНИН
А я тут при чём?

БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА
Каков поп – таков и приход!

СОКОВНИН
А ещё у меня кошка родила котят, я тоже виноват?

БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА
Ты блудницу в доме держишь, убери, брат, Маньку из дома! Сам в блуде живёшь и сына моего тому же учишь! Выдай её замуж, я тебе приказываю!

Соковнин поднимается с места.

СОКОВНИН
Да что за <...> В своём доме я уже не хозяин?!

Боярыня Морозова в ужасе.

БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА
Кто ругается матерно, того ждёт гиена огненная! Не приеду к тебе больше!

СОКОВНИН
Ну всё, надоело! Иван Глебович!

Соковнин выходит поспешно из палаты, за ним торопится Боярыня Морозова.

НАТ. МОСКОВСКИЙ ДВОР СОКОВНИНА ВНУТРЕННЕЕ ПРОСТРАНТВО ЗИМА ДЕНЬ

Медведев стоит у стены в качестве мишени, Мария, Адаховский и Иван Глебович кидают в него снежки.

Поодаль Старшая Девочка, Старший Мальчик, Младшая Девочка, Младший Мальчик бегают за дворовым псом.

На крыльцо выходит Соковнин, закрывает за собой дверь, придерживает её рукой.

СОКОВНИН
Иван Глебович, хочешь на Красную площадь? Там большая горка!

Иван Глебович кивает головой.

СОКОВНИН
Мария, Янко и Ивашка! Ну-ка идите с молодым господином на Торг! Погуляйте там с часок!

ИВАН ГЛЕБОВИЧ
А матушка?

СОКОВНИН
Скажешь, дядя отпустил!

Иван Глебович, Мария, Медведев и Адаховский уходят со двора.

Соковнин отпускает дверь, показывается Боярыня Морозова.

БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА
Куда ты сына моего послал? Я его не отпускала!

СОКОВНИН
Ты чего, сестра? Не знаешь разве, что мужчина главный в доме? Хочешь, чтобы твой сын подкаблучником у жены своей был?

БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА
Да как же он будет гулять вместе с простым народом?

СОКОВНИН
А почему нельзя? Как у себя в доме всякий сброд принимать, Федьку и других, так можно, а как с этим же народом гулять, так нельзя?

ИНТ. МОСКОВСКИЙ ДВОР СОКОВНИНА СТОЛОВАЯ ПАЛАТА ЗИМА ДЕНЬ

Соковнин и Боярыня Морозова сидят за столом, едят, пьют и беседуют.

СОКОВНИН
Я в его годы на коне скакал и саблей махал! А он у тебя растёт как комнатный цветок!

БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА
Что ты опять на меня наговариваешь? Всё он умеет, и на коне, и ...

СОКОВНИН
Знаю я это! Не успеет Ваня сесть на коня, а ты ему: «Ванечка, шагом езжай, ещё с лошадки упадёшь!»

БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА
Неправда это ...

СОКОВНИН
(продолжает)
Замуж ты бы пошла, сестра! Чего себя хоронить, не чужой я тебе, добра хочу!

МОРОЗОВА
Оставим это, решила я уже всё. Давай тебя лучше женим, а блудницу отошли подальше!

СОКОВНИН
Может и женюсь, только попозже. Пока можешь к девицам московским приглядываться, если так желаешь.

НАТ. КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ ЗИМА ДЕНЬ

Масленичные гулянья. Всеобщее веселье. Ходят разного возраста люди хорошего достатка. Идет АВДОТЬЯ НИКИТИЧНА, почтенная женщина снисходительно смотрит на окружающих, подает милостыню нищим. Среди нищих ЮРОДИВЫЙ ФЕДЬКА, мужчина около 35 лет, не лишен некой привлекательности, среднего роста.

Мария идёт с Иваном Глебовичем по рядам, покупает ему лакомство. Медведев и Адаховский следуют чуть поодаль.

Среди толпы идут КУМУШКА-1 И КУМУШКА-2, бабы среднего возраста. Они посматривают по сторонам, неодобрительно покачивая головой.

КУМУШКА-1
Не та нонеча масленица, не та!

КУМУШКА-2
Ни петь ни плясать не умеют, измельчал народ!

В Кумушку-1 летит снежок, чуть не сбивает ей головной убор.

Среди толпы ходит АБДУЛА, молодой татарин. Он с интересом наблюдает за гуляньем.

АДАХОВСКИЙ
(Медведеву)
Видал, какая боярыня красивая? Была бы она помоложе, да я постарше, ей Богу, посватался бы!

МЕДВЕДЕВ
Добрая боярыня, великую мне милостыню дала, буду за неё Бога молить!

Все четверо подходят к высокой горке. Они забираются наверх. Первым съезжает Адаховский, за ним Иван Глебович. После Мария и Медведев. Медведев успевает в замешательстве поцеловать Марию в щёку.

НАТ. КРЕМЛЬ ЦАРСКИЙ ДВОР ЗИМА ДЕНЬ

Огороженная площадка (манеж), вокруг на возвышении стоят скамьи для зрителей.

Выходит ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ, садится на царское возвышенное место.

Бояре, среди которых БОЯРИН-1 И БОЯРИН-2, сидят по обе стороны манежа.

На манеж выходит боец с рваным ухом, в руке у него рогатина. Боец кланяется царю. Выпускают медведя. Начинается бой.

БОЯРИН-1
А как мишка его порвёт?

БОЯРИН-2
А как не порвёт? Уж в пятый раз выходит смельчак, уж который год царя тешит!

НАТ. КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ ЗИМА ДЕНЬ

Мария, Иван Глебович, Адаховский, Медведев подходят к скоплению народа, тут идут кулачные бои.

АДАХОВСКИЙ
Сейчас у всех разбитые морды будут! Дикий народ!

Медведев оценивает взглядом бойца, скидывает верхнюю одежду, снимает шапку, отдаёт Адаховскому и входит в круг.

АДАХОВСКИЙ
Ты куда, дурак? Знаешь, какие молодцы здесь бьются?

Медведев обменивается с противником десятком ударов, последним ударом Медведев сбивает противника с ног, на этом поединок заканчивается.

Медведев вытирает кровавые сопли, берёт одежду у Адаховского.

Иван Глебович в восторге, а Мария смотрит на Медведева с интересом.

НАТ. МОСКОВСКИЙ ДВОР СОКОВНИНА ВНУТРЕННЕЕ ПРОСТРАНСТВО ЗИМА ВЕЧЕР

Через ворота входят Мария, Иван Глебович, Адаховский, Медведев.

Боярыня Морозова и пьяненький Соковнин выходят на крыльцо.
Боярыня Морозова спускается вниз. Иван Глебович весь мокрый, вытирает рукавом нос.

БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА
Ах!

СОКОВНИН
Ну всё, конец света, малой с соплями пришёл!
(Марии)
Мария, быстро найди Ивану Глебовичу сухую одежду и горячим его напои!

ИНТ. МОСКОВСКИЙ ДВОР СОКОВНИНА КОМНАТА В ДОМЕ ЗИМА ВЕЧЕР

Иван Глебович без шубы, осматривает свою намокшую одежду. Мария приносит сухое платье.

МАРИЯ
Снимай скорее, Иван Глебович, мокрое! Надевай сухое, я помогу!

ИВАН ГЛЕБОВИЧ
(смущаясь)
Не надо, я уже не малой! Сам переоденусь.

Мария кладёт сухое платье на сундук. Уходит.

ИНТ. МОСКОВСКИЙ ДВОР СОКОВНИНА У ДВЕРИ В КОМНАТУ ЗИМА ВЕЧЕР

У двери стоят Мария и Медведев.

МАРИЯ
Иванко, помоги молодому господину переодеться! Он меня стыдится.

Мария уходит.

ИНТ. МОСКОВСКИЙ ДВОР СОКОВНИНА КОМНАТА В ДОМЕ ЗИМА ВЕЧЕР

Медведев помогает Ивану Глебовичу переодеваться.

ИВАН ГЛЕБОВИЧ
А может быть, ты на Марии женишься?

МЕДВЕДЕВ
Может и женюсь, если она меня полюбит!

ИВАН ГЛЕБОВИЧ
Женись, Иванко! Она красивая, моя матушка вас богато одарит!

НАТ. МОСКОВСКИЙ ДВОР СОКОВНИНА ВНУТРЕННЕЕ ПРОСТРАНСТВО ЗИМА ВЕЧЕР

Во дворе толпятся дворовые, среди них Медведев, Адаховский, Герасим. Дворовые провожают Боярыню Морозову.

На крыльце показываются Соковнин, Боярыня Морозова, Иван Глебович, который одет не по размеру. За ними следует Бурцев.

СОКОВНИН
(Ивану Глебовичу)
Ну что, не дорос ещё до моего платья?

Соковнин и Боярыня Морозова прощаются, обнимаются, целуются, спускаются с крыльца.

Боярыня Морозова и Иван Глебович садятся в возок, ворота открывают дворовые.
СОКОВНИН
(Адаховскому)
Янко, возьмите с Ивашком лошадей и поезжайте следом! Карету заберёте!

НАТ. ПЕРЕУЛОК У МОСКОВСКОГО ДВОРА СОКОВНИНА ЗИМА ВЕЧЕР

У ворот двора Соковнина ожидают нищие и бедняки, среди них БЕДНЯК-1 И БЕДНЯК-2.

БЕДНЯК-1
Здесь ли боярыня?

БЕДНЯК-2
Здесь, у брата своего, скоро выйдет.

По переулку идут Кумушка-1 и Кумушка-2.

КУМУШКА-1
Что это нищие у ворот Соковнина толпятся? Жаден он до милостыни!

КУМУШКА-2
Так сестра к нему пожаловала, боярыня Морозова, она всегда всех нищих одаривает, благочестивая женщина!

КУМУШКА-1
А я слыхала, что благочестие её показное. Сама живет блудно и робят рожает!

КУМУШКА-2
Ааа!

Отворяются ворота, выезжает возок с Боярыней Морозовой, возком правит Человек Морозовой.

За возком на конях едут Медведев и Адаховский.

Боярыня Морозова бросает в окно деньги, за каретой бегут нищие и бедняки.

БЕДНЯК-1
Добрая боярыня! Храни тебя Бог!

БЕДНЯК-2
Здоровья тебе и твоим близким!

ИНТ. МОСКОВСКИЙ ДВОР СОКОВНИНА КОМНАТА МАРИИ ЗИМА НОЧЬ

В комнате Марии находятся кровать, сундук, комод, закрытые полки, принадлежности для рукоделия: станок с натянутой тканью и коробка с нитками на комоде.

Мария стоит перед комодом, снимает серьги, кольца и складывает их в шкатулку. Неожиданно входит Бурцев, за ним Володька Никитин вносит ведро с теплой водой и ставит его в углу, который можно задернуть шторой.

БУРЦЕВ
Мария, тебя боярин зовёт! Давай побыстрее собирайся!

Бурцев и Володька Никитин уходят. Мария омывается, стоя в ушате за занавеской, водой из ковшика.

ИНТ. МОСКОВСКИЙ ДВОР СОКОВНИНА ПОМЕЩЕНИЕ ПЕРЕД ДВЕРЬЮ ПОКОЕВ СОКОВНИНА ЗИМА НОЧЬ

Мария стоит перед дверью, крестится двумя перстами, улыбается и входит вовнутрь.

ИНТ. МОСКОВСКИЙ ДВОР СОКОВНИНА ПОКОИ СОКОВНИНА ЗИМА НОЧЬ

Покои Соковнина обставлены разной мебелью, есть столик у кровати, комод, шкаф с дверцами, стул, комод.

Соковнин сидит на кровати. Входит Мария. Соковнин улыбается.

СОКОВНИН
Наконец-то уехала сестра-постница!

Чуть позже Соковнин и Мария сидят на кровати, страстно обнимаются и целуются.

Через некоторое время Соковнин лежит на кровати, за спиной у него Мария. Она обнимает Соковнина рукой.

МАРИЯ
Алексей Прокофьевич, свет мой!

СОКОВНИН
Всё, хватит! Устал я, иди!

Мария покорно встаёт, одевается, поправляет одеяло. Соковнин выглядит довольным.

СОКОВНИН
На, возьми!

Соковнин берёт со столика перстень и протягивает его Марии. Та берёт перстень, кланяется и уходит.

ИНТ. МОСКОВСКИЙ ДВОР СОКОВНИНА КОМНАТА МАРИИ ЗИМА НОЧЬ

Мария входит, садится на кровать, берёт шкатулку и кладёт туда подаренный перстень. Вид у неё грустный.

Мария раздевается, забирается в кровать, кладёт голову на подушку.

НАТ. ОКОЛИЦА ДЕРЕВНИ АЛЧЁВОЙ ЛЕТО ДЕНЬ - НЕСКОЛЬКО ЛЕТ НАЗАД, ВОСПОМИНАНИЕ

Совсем юная Мария и девушка ВАРЬКА собирают в корзины малину, растущую у дороги. К ним бежит девушка ФИМКА.

ФИМКА
Манька, Варька! Бежим скорее на боярский двор! Молодой боярин приехал, грамоту ввозную привёз!

Мария роняет корзину на землю. Фимка срывает с куста ягоду, слегка кусает её и натирает соком щёки.

ФИМКА
Если ему какая девка приглянется, он её в Москву заберёт!

МАРИЯ
Варька, ты идёшь?

ВАРЬКА
Нет, я с Егоркой сосватана!

ФИМКА
Ну и иди к своему Егорке, к мужику сиволапому! А меня боярин в Москву заберёт! А до чего он пригож, ух! Не насмотришься!

Фимка в ажиотаже сжимает кулаки и трясёт ими в воздухе, слегка подпрыгивает. Мария так же срывает ягоду с куста и натирает соком щёки.

МАРИЯ
Почему это тебя, Фимка, заберёт? Может он меня заберёт. Я – сирота и красивее тебя.

ФИМКА
Это ты красивее меня? На, получай!

Фимка берёт рукой грязь с дороги и кидает в лицо Марии, затем убегает.

Мария пускает слезу от обиды, бросает корзину, подбегает к лужице, мочит руку в воде, размазывает грязь по лицу, вытирается рукавом.

НАТ. ДЕРЕВНЯ АЛЧЕВА ЛЕТО ДЕНЬ

Переполох в деревне. По улице бегут бабы с детьми, торопятся на боярский двор.

Молодая КРЕСТЬЯНКА-1 выбегает на улицу, накидывая на плечи цветастый платок. За ней выбегает маленькая ДЕВОЧКА.

ДЕВОЧКА
Маманя! Меня возьми, я тоже хочу на красивого боярина поглядеть!

Молодая КРЕСТЬЯНКА-2 выбегает на свой двор, за ней два мальчика. Крестьянка-2 находит в корзине свеклу, разрезает её ножом и прикладывает к щекам. Она выбегает на улицу, держа одного ребёнка под мышкой, а другого постарше тащит за руку.
 
НАТ. ДЕРЕВНЯ АЛЧЁВА БОЯРСКИЙ ДВОР ЛЕТО ДЕНЬ

Юный Соковнин без усов и без бороды сидит в кресле, спиной к хоромам. Рядом с ним стоит староста ИВАН БЛИН, СТАРАЯ КЛЮЧНИЦА, ПЕТРОВСКИЙ СВЯЩЕННИК. ПОДЬЯЧИЙ читает ввозную грамоту.

Неказистые мужики стоят на некотором расстоянии и слушают. Среди них КРЕСТЬЯНИН-1, КРЕСТЬЯНИН-2, ЕГОРКА - молодой парень с длинным носом и торчащими ушами. Бабы толпятся отдельно, среди них Крестьянка-1 и Крестьянка-2.

ПОДЬЯЧИЙ
По государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Руси указу в Московский уезд, в Островской стан в сельцо, что была деревня Алчева, Алчевская тож, всем крестьянам, которые в той деревне живут. Купил деревню Алчеву себе в вотчину в сто тридцать четвертом году дьяк Приказа Большого Дворца Максим Чирков, а после его смерти справлена та деревня за вдовой его Варварой. В сто пятьдесят девятом году била челом Максимова вдова Чиркова Варвара, а Прокофьева жена Соковнина, чтобы справить ту деревню Алчеву за пасынком её Алексеем, потому что она бездетна, а он с той вотчины начнёт службу служить и её при старости почитать, а по смерти поминать. А которые родители остались после прежнего мужа её Максима Чиркова, тех родителей своих Максим наделил их своими пожитками большими. И в сто пятьдесят девятом мы пожаловали велели ту вотчину справить за пасынком её за Алексеем.

КРЕСТЬЯНИН-1
Ну что, этот теперь наш боярин будет?

КРЕСТЬЯНИН-2
Этот будет!

КРЕСТЬЯНИН-1
А как, Савельич, думаешь, он сперва всех мужиков прикажет выпороть, или троих лучших выберет?

КРЕСТЬЯНИН-2
Думаю, Кузьмич, он прикажет молодых сперва мужиков перепороть, потому что они ещё порядка не знают!
(Егорке)
Егорка, а Егорка! Как думаешь, прикажет тебя боярин выпороть?

Егорка чем-то озадачен.

КРЕСТЬЯНИН-2
Давно тебя спросить хотели, отчего у тебя рожа такая дурацкая?

КРЕСТЬЯНИН-1
Ну, прям голова - два уха! А вдруг твоя Варька боярина увидит?

ЕГОРКА
Что с того?

КРЕСТЬЯНИН-2
А то ...

Разговор мужиков прерывается возгласом с женской стороны.

КРЕСТЬЯНКА-1
(громко)
Послал же бог нам красивого боярина! Теперь может у нас в деревне пригожие детки появятся, не в тутошних мужиков, которые на крокодилов больше похожи!


КРЕСТЬЯНКА-2
Да хватит ли у него сил на всех?

КРЕТСЬЯНКА-1
А с чего бы не хватит сил ему? Разве он землю пашет?

ПОДЬЯЧИЙ
(заканчивает чтение)
И вы б крестьяне того Алексея Соковнина пашню на него пахали и доход его помещиков платили.

Бабы начинают нескромно смеяться, а мужики чесать затылки и топтаться на месте.

ИВАН БЛИН
Цыц, бесстыжие!
(Соковнину)
Велеть им плетей дать за срамные речи?

Соковнин делает запретительный знак, он улыбается, происходящее доставляет ему удовольствие.

Чтение грамоты окончено. Петровский Священник даёт крестьянам целовать крест, после Старая ключница наливает им водки.

Соковнин встаёт и идёт в хоромы, за ним Бурцев.

ИВАН БЛИН
Мужики жалуются, что опять мячковские их били и с земли сбивали.

СОКОВНИН
После.

Соковнин идёт в хоромы. У лестницы стоят девки, всего шесть. Среди них Фимка и Мария.

Соковнин равняется с Фимкой.

БУРЦЕВ
Это Фимка, дочь Анисима.

Следующая Мария.

БУРЦЕВ
Это Машка, сирота, родители её померли в моровое поветрие, помогает ключнице.

Соковнин берёт голову Марии в руку и всматривается в её лицо.

СОКОВНИН
Почему рожа чумазая, грязнуля?

Соковнин отпускает Марию, та начинает тереть щёку рукавом.

БУРЦЕВ
Ключница не жаловалась, говорит, что весь дом в чистоте содержит! Не нахвалится ею!

Соковнин уходит в хоромы.

ИНТ. ДЕРЕВНЯ АЛЧЁВА БОЯРСКИЙ ДВОР КУХНЯ ЛЕТО ДЕНЬ

Старая Ключница, Мария и Фимка вытирают полотенцем посуду. Входит Бурцев.

БУРЦЕВ
Манька, собирайся! В Москву поедешь!

ФИМКА
Манька, а Манька! Вот увёз одну такую боярин в Москву, а там сварил и с кашей съел!

Мария роняет тарелку на стол от неожиданности и начинает плакать.

СТАРАЯ КЛЮЧНИЦА
Что ты? Радость тебя великая настигла! Будешь в Москве жить!

МАРИЯ
А работа там тяжёлая?

БУРЦЕВ
Угодишь боярину – ничего делать не будешь, на перинах будешь спать!
(Старой Ключнице)
Много с собой не давай, узелок один собери!

НАТ. ВЫЕЗД ИЗ ДЕРЕВНИ АЛЧВОЙ ЛЕТО ДЕНЬ

Соковнин, Бурцев, Васька Семёнов едут на конях. В телеге сидит Мария, лошадью правит Володька Никитин.


Соковнин о чём-то переговаривается с Бурцевым.

СОКОВНИН
На мельницу поехали!

НАТ. ДВОР У ДОМА МЕЛЬНИКА ЛЕТО ДЕНЬ

У двора: Соковнин на коне, Васька Семёнов на коне держит лошадь Бурцева, телега, где сидит Мария и Володька Никитин.

У дверей дома мельника Бурцев о чём-то беседует с сыновьями мельника: с СЫНОМ МЕЛЬНИКА-1 и с СЫНОМ МЕЛЬНИКА-2.

Бурцев подбегает к Соковнину.

БУРЦЕВ
Старик совсем, года не проживёт. Поехали в соседнее село, там священник уже ждёт!

НАТ. СЕЛО ПЕТРОВСКОЕ ЦЕРКОВЬ ЛЕТО ДЕНЬ

У церкви стоят Соковнин и Бурцев, беседуют с Петровским Священником. Мария сидит в телеге. Васька Семенов и Володька Никитин держат лошадей.

Петровский Священник уходит в церковь.

К церкви подъезжает другая телега. Там сидит старик МЕЛЬНИК, с ним два его сына.

Сын мельника-1 и Сын мельника-2 помогают отцу слезть с телеги. Мельник подходит к Соковнину и Бурцеву.

МЕЛЬНИК
Где моя невеста?

Бурцев провожает Мельника в церковные двери, затем подходит к Марии.

БУРЦЕВ
Вставай, девка! Мы тебе жениха нашли!

Мария понимает в чём дело, вскакивает, стоит от Бурцева по другую сторону телеги.

МАРИЯ
Не хочу за старого мельника! Пусть меня пожалеет боярин!

Мария и Бурцев двигаются вокруг телеги.

БУРЦЕВ
Не дури, девка! На то боярская воля! А с мужем ты жить не будешь! А ну, иди сюда!

Мария убегает прочь, за ней бегут сыновья Мельника.

За ними наблюдают Соковнин и Бурцев. Происходящее их забавляет.

СОКОВНИН
(Бурцеву)
Смотри, как девка не хочет за старого мельника замуж идти!

Сын Мельника-1 и Сын Мельника-2 догоняют Марию, окружают её.

СЫН МЕЛЬНИКА-1
Манька, не валяй дурака, иди по своей воле, а не то силой потащим.

Сыновья Мельника хватают Марию за руки и тащат к Бурцеву.

БУРЦЕВ
Манька, хватит ломаться! Это не взаправду свадьба будет, так просто, боярин пошутить хочет над стариком. Потешь боярина, а не то плетей получишь!

ИНТ. СЕЛО ПЕТРОВСКОЕ ЦЕРКОВЬ ЛЕТО ДЕНЬ

Пьяненький Петровский Священник венчает Марию и Мельника. В церкви стоят Соковнин, Бурцев и два сына Мельника.

ПЕТРОВСКИЙ СВЯЩЕННИК
Теперь жених может поце...

Соковнин не даёт договорить Петровскому Священнику, делает ему знак, что обряд пора завершать.

НАТ. СЕЛО ПЕТРОВСКОЕ ЦЕРКОВЬ ЛЕТО ДЕНЬ

Из дверей церкви выходит Соковнин, Бурцев. Они садятся на коней, которые держат Васька Семёнов и Володька Никитин. Затем Васька Семёнов садится на коня, Володька Никитин в телегу.

Из церкви выходит Мария, она в растерянности.

СОКОВНИН
Чего застыла? Прыгай скорей в телегу! Или к мельнику хочешь?

Мария бежит и садится в телегу. Соковнин и его сопровождающие трогаются в путь.

Из церкви выходит Мельник и его сыновья. За ними Петровский Священник.

МЕЛЬНИК
Где моя невеста? Ведите меня к ней!

СЫН МЕЛЬНИКА-2
Выпей, отец! Сейчас мы тебя к ней отведём.

Сын Мельника-1 наливает из бутылки водку, даёт выпить Петровскому священнику, брату и отцу.

Мельника поднимают сыновья и кладут в телегу. Телега трогается.

ИНТ. ИЗБА МЕЛЬНИКА ЛЕТО ДЕНЬ

Сыновья вносят Мельника и кладут на печку.

СЫН МЕЛЬНИКА-1
Сейчас, отец, мы твою невесту приведём.

Мельник засыпает.

СЫН МЕЛЬНИКА-2
Будет ему печка невестой!

Мельник просыпается. На груди у него лягушка. Он сбрасывает её.

Перед Мельником стоят сыновья с понурыми головами.

СЫН МЕЛЬНИКА-1
Батя, здесь такое дело! Привели мы к тебе невесту твою, а она взяла и лягушкой обернулась!

НАТ. ДВОР У ДОМА МЕЛЬНИКА ЛЕТО ДЕНЬ

Из избы выбегает Сын Мельника-1, за ним Сын Мельника-2. Они разбегаются в разные стороны.

Мельник показывается в дверях и в гневе грозит палкой.

КОНЕЦ ВОСПОМИНАНИЯ

ИНТ. МОСКОВСКИЙ ДВОР СОКОВНИНА ПОКОЙ СОКОВНИНА ЗИМА ДЕНЬ

В помещении находятся Соковнин, Бурцев, Адаховский.
Соковнин одевается. Бурцев подаёт самую лучшую одежду. Соковнин торжественно облачается.

Бурцев на блюде подаёт Соковнину перстни. Соковнин одевает их на пальцы.

В это время Адаховский держит зеркало, в которое смотрится Соковнин. По окончании Адаховский занавешивает зеркало тканью и уносит его.

НАТ. УЛИЦА ВАРВАРКА ЗИМА ДЕНЬ

Соковнин гордо едет на коне, за ним пешком идут Адаховскй и Медведев.

Бабы и девки, которые идут мимо, кто утайкой, кто в открытую глядят на Соковнина.

КУМУШКА-1 и КУМУШКА-2 искоса посматривают на Соковнина. За их спинами стоит Абдула с корзиной.

КУМУШКА-1
Глядь, никак Алешка Соковнин к царю на службу поехал!

КУМУШКА-2
Сам-то павлин павлином, ишь как нарядился!

Кумушка-1 замечает, что девка, которая стоит рядом, глазеет на Соковнина.

КУМУШКА-1
Куда глядишь? Хочешь в подоле принести?

АБДУЛА
Размечтались! Он в вашу сторону даже не плюнет!
Кумущка-1 и Кумушка-2 машут на Абдулу в гневе руками.

За Соковниным наблюдает кто-то из высокого терема.

ИНТ. УЛИЦА ВАРВАРКА ТЕРЕМ ЗИМА ДЕНЬ

Девушка знатного происхождения смотрит в маленькую щёлочку на Соковнина, который едет по улице. Девушка бросается перед иконами, складывает руки вместе и о чём-то молит.

Соковнин проезжает Спасские ворота.

НАТ. КРЕМЛЬ УЛИЦА ЗИМА ДЕНЬ

Соковнин слезает с коня, отдаёт уздцы Адаховскому.

СОКОВНИН
Вернётесь за мной, когда уже стемнеет, да оружие не забудьте!

Соковнин уходит.

АДАХОВСКИЙ
Вот бы побывать во дворце! Хоть одним глазком глянуть!

МЕДВЕДЕВ
Боязно!

АДАХОВСКИЙ
Ты – холоп, тебе и боязно! А я у себя и не такое видал!

ИНТ. КРЕМЛЬ ЦАРСКИЙ ДВОРЕЦ СТОЛОВАЯ ПАЛАТА ЗИМА ВЕЧЕР

Во главе стола на возвышении сидит Царь Алексей Михайлович, за столом сидят знатные вельможи.

Соковнин идёт вдоль стола и несёт кувшин с напитком. Гостей обслуживают несколько десятков человек.

НАТ. УЛИЦА ВАРВАРКА ЗИМА НОЧЬ

Соковнин на коне едет домой. Его на конях сопровождают вооруженные слуги: Адаховский, Медведев, Бурцев, Володька Никитин.

ИНТ. МОСКОВСКИЙ ДВОР СОКОВНИНА ИЗБА ГЕРАСИМА ВЕСНА ДЕНЬ

Жена Герасима сидит у окна и штопает одежду. Герасим сидит за столом и пьёт водку.

ЖЕНА ГЕРАСИМА
Во истину говорят, чем человек богаче, тем жаднее! Не велит боярин нам новую одежду справить, велит старую чинить!

Герасим кивает головой в знак согласия.

ЖЕНА ГЕРАСИМА
Хорошо, что боярин в дальний уезд подался, живи нонеча – не хочу! И ты, Гераска, выпить можешь!

Герасим кивает в знак согласия и берёт солёный огурец.

ГЕРАСИМ
Артамоны едят лимоны, а мы, молодцы, - одни огурцы!

Жена Герасима кого-то увидела за окном.

ЖЕНА ГЕРАСИМА
Гляди, жена Володьки идёт! От кого забрюхатила?


ГЕРАСИМ
Как от кого? От мужа своего!

ЖЕНА ГЕРАСИМА
Ха, муж её в отлучке был две недели! Не случилось ли с ней какого греха? Но ничего, как разродится, мы с бабами подсчитаем, на какой неделе понесла!

Герасим смотрит на жену и снова наливает. Выковыривает из миски солёный гриб.

ГЕРАСИМ
Говорят, в Рязани грибы с глазами, их едят, а они глядят!

ЖЕНА ГЕРАСИМА
Как думаешь, долго ли ещё Манька в боярынях будет ходить? Засиделась что-то в покоях Алексея Прокофьевича! Скоро он женится, а Маньку в деревню какую отошлёт! Как думаешь, за крестьянина её замуж выдаст или за скотника?

ГЕРАСИМ
Да почему мне знать?

ЖЕНА ГЕРАСИМА
Я в молодости краше Маньки была! Гераска, скажи, что краше была!

ГЕРАСИМА
Угу!

ЖЕНА ГЕРАСИМА
Я тоже могла под боярина лечь, да только у меня совесть была!

Герасим смотрит на жену, снова наливает.

ЖЕНА ГЕРАСИМА
Вон лях пошёл! Что-то часто его рядом с Манькой видно, она его втихоря подкармливает. Нам не даёт, а ему кусок послаще!

Герасим снова наливает.

ЖЕНА ГЕРАСИМА
А вдруг она с ним спит?

ГЕРАСИМ
Ха, да он ещё малой!

ЖЕНА ГЕРАСИМА
То же мне малой! Восемнадцать ему уже!

ГЕРАСИМ
Ха, врёт он, семнадцать только!

ЖЕНА ГЕРАСИМА
Так что с того, и моложе его женятся!

ГЕРАСИМ
Говорю тебе, малой он! У него ещё морковка не выросла.

Герасим берёт в руки солёный огурец и показывает жене. Оба смеются.

Жена Герасима встаёт, подходит к мужу.

ЖЕНА ГЕРАСИМА
Ну, хватит пить, а то кто прознает!
(целует Герасима в голову)
Ах ты, мой ненаглядный!

ГЕРАСИМА
Ты чего это удумала? Ни-ни! Пост нонеча!

Жена Герасима прячет водку и уходит.

ГЕРАСИМ
Женщина без разговора — что двор без забора. Жена ублажает — лихое замышляет. Жена мужа любила: в тюрьме место купила.Надобно ещё выпить!

ИНТ. ДОМ СОКОВНИНА КОМНАТА АДАХОВСКОГО И МЕДВЕДЕВА ВЕСНА ДЕНЬ

В комнате две лежанки, сундук.

Медведев ткёт поясок при помощи дощечек. Адаховский держит в руках игральные кости.

АДАХОВСКИЙ
Иванко, давай сыграем!

МЕДВЕДЕВ
Отстань, не видишь, я занят!

АДАХОВСКИЙ
Да хватит, всё равно не продашь!

МЕДВЕДЕВ
Ну вот, с узора сбился, теперь распутывать!

Медведев убирает работу и садится на пол играть в кости. Адаховский кидает игральные кости.

АДАХОВСКИЙ
Уехал Соковнин на две недели и Бурцева с собой взял! Настала для нас воля вольная!

Адаховский получает щелбан.

АДАХОВСКИЙ
Только вот тоска зелёная! Мало того, что пост, так ещё кормят всякой гадостью! А не раздобыть ли нам пирог с грибами?

Медведев кидает кости.

МЕДВЕДЕВ
Где же нам его взять? Денег нам не давали, а на кухню ходить не велено!

АДАХОВСКИЙ
Я знаю где! Меня Мария по дружбе окармливает, другие-то её сторонятся, а я к ней подход знаю!

ИНТ. ДОМ СОКОВНИНА КЛАДОВАЯ ВЕСНА ДЕНЬ

Мария проверяет полки с запасами. Пересчитывает бочонки, кадки, туески. Делает заметки на куске бумаги в виде палочек и кружочков против корявых надписей.

Входят Адаховский и Медведев.

МАРИЯ
Вы что здесь забыли?

АДАХОВСКИЙ
Ясновельможная панночка Марыся!
 
МАРИЯ
Ты что, сдурел? Какая я тебе панна? Я холопка!

АДАХОВСКИЙ
Не может такого быть! Я вижу, что ты точно дочь какого-нибудь господина, а не простолюдина. До того ты красива и воспитана.

МАРИЯ
Точно, моя матушка боярыней была, вспомнила теперь! И была у неё придворная по имени Бурёнка!   

АДАХОВСКИЙ
И слыхал я, ясновельможная панна, что пироги с грибами, которые ты умеешь делать, могут сравниться только с пирогами с царского стола. Неужели это правда?

МАРИЯ
Слушай, Яков, вы пирога хотите? Говорите прямо!

Адаховский и Медведев кивают головами.

АДАХОВСКИЙ
И огурчиков, и яблочек хотим!

МАРИЯ
Многого вы хотите, а мало получите, не велел Алексей Прокофьевич вас сильно кормить, пошли вон!

Все покидают кладовую. Слышно позвякивание ключей.

ИНТ. МОСКОВСКИЙ ДВОР СОКОВНИНА НЕБОЛЬШАЯ КОМНАТА ВЕСНА ДЕНЬ

Мария, Адаховский и Медведев сидят за столом. Они едят пирог, пьют.

Мария и Адаховский веселятся. Медведев сидит недовольный.

МАРИЯ
Вот с тех самых пор, как там чёрт поселился, я и обхожу Кулишки стороной. А говорят, что началось всё с того, что жена кузница, живущего у пономаря церкви на Кулишках, повесилась!

АДАХОВСКИЙ
А я тоже страшные сказки знаю … пошла панночка купаться, а ведьма за ней ...

МАРИЯ
Нет, замолчи, не хочу я больше страшных сказок слушать!

АДАХОВСКИЙ
Не хочешь страшных? Так я знаю весёлую! Жила-была лиса, и прибежал к ней заяц ...

МАРИЯ
Сейчас тебя дубиной огрею за такие сказки!

Мария замахивается на Адаховского. Все продолжают есть и пить.

МАРИЯ
Так, как говоришь, будет по-вашему Мария?

АДАХОВСКИЙ
Марыся!

МАРИЯ
А любить?

АДАХОВСКИЙ
Кого любить? Девушку? - Кохать!

МАРИЯ
Красивая?

АДАХОВСКИЙ
Ладна!

Мария смеётся, берёт кувшин, встаёт из-за стола, идёт прочь.

Адаховский, развеселившись, замахивается рукой в намерении шлёпнуть Марию по заднице. Медведев вскакивает и набрасывается на Адаховского, трясёт его за грудки.

МЕДВЕДЕВ
Не смей её трогать!

АДАХОВСКИЙ
Ты чего, с ума сошёл? Отпусти меня!

Медведев продолжает трясти Адаховского за грудки. Мария оттаскивает Медведева.

МАРИЯ
Отпусти его, дурак! Он мне ничего не сделал!

Мария отталкивает Медведева, тот плюхается на скамью.

МАРИЯ
Пошли отсюда вон! Я их кормлю, господские запасы трачу, а они здесь драки устраивают! Видно, Ванька, я тебе не только усы укоротила, я тебе ум убавила.

ИНТ. ДОМ СОКОВНИНА КОМНАТА АДАХОВСКОГО И МЕДВЕДЕВА ВЕСНА ДЕНЬ

Адаховский и Медведев сидят на своих лежанках.

АДАХОВСКИЙ
Ты чего, взбесился? Приревновал что ли? Понятно всё! Ты – влюбился, втюрился как дурак!

Медведев смотрит на Адаховского и краснеет.

АДАХОВСКИЙ
Успокойся, не соперник я тебе! Только вот плохо ты сделал, что влюбился в неё, потом поймёшь.

МЕДВЕДЕВ
Она меня не замечает совсем, я ей не нравлюсь, и усы ей мои сразу не понравились. Сейчас же их и сбрею!

АДАХОВСКИЙ
Да что ты руками машешь? Успокоишься, тогда и бриться будешь, а то рожу только порежешь!

Адаховский и Медведев бреются. Вытираются полотенцами.

В комнату вбегает Мария.

МАРИЯ
Идите скорее со мной! Беда!

НАТ. МОСКОВСКИЙ ДВОР СОКОВНИНА ВНУТРЕНЕЕ ПРОСТРАНСТВО ВЕСНА ДЕНЬ

На крыльцо выбегают Мария, Медведев и Адаховский. Мария нагибается, наклоняет рукой Медведева и Адаховского. Полусогнутые они спускаются по лестнице и укрываются за сложенными дровами.

На середине двора стоит дворник Герасим, в руках у него топор.

ГЕРАСИМ
Всех зарублю! Не подходи!

МАРИЯ
(Герасиму)
Брось топор, а то хуже будет!

ГЕРАСИМ
Молчи, подстилка боярская!

За открытыми дверями, ведущими в нижние помещения, за столбами прячутся дворовые. Они держат палки, бердыши, верёвки. Выжидают момент.

Дворовая собака забилась в конуру и скулит.

МАРИЯ
(Адаховскому и Медведеву)
Напился до чёртиков дворник! Где только вина достал, может, в Малое Кружало в Зарадье хаживал? Сначала жену свою прибил, а теперь всех убить похваляется. Как бы чего не вышло! А узнает Соковнин, будет порка!

За столбами галереи стоят Володька Никитин с дубиной и Васька Семёнов с верёвкой. Володька Никитин показывает Ваське Семёнову, что следует оглушить Герасима дубиной, а Васька Семёнов показывает знаками Володьке Никитину, что он после свяжет Герасима верёвкой.

Герасим продолжает грозить всем топором, Мария прячет голову на груди у Адаховского.

МАРИЯ
Ой, мамочки, страшно как!

Медведев берёт полено и идёт на Герасима грудью. Мария в ужасе.

МАРИЯ
Ты куда, дурак? Ой, не могу!

Мария жмурится, Медведев смотрит на происходящее широко открытыми глазами от ужаса.

Герасим видит Медведева с поленом, поднимает руки с топором высоко над головой, теряет равновесие и падает.

Медведев набрасывается на него и хватает за руки. Тут же отовсюду выбегают дворовые, начинают его пинать и вязать верёвками. Собака выскакивает из конуры и лает.

Мария покидает укрытие, открывает ключом дверь, ведущую в полуподвал.

МАРИЯ
Давайте его в холодную, пусть хмель из него выйдет!

Мужчины волокут Герасима к двери и сталкивают вниз. Слышен звук скатывающегося по лестнице тела.

Мария вешает замок и запирает его ключом. Она оборачивается, рядом стоит Медведев.

МАРИЯ
А тебе без усов лучше!

ИНТ. МОСКОВСКИЙ ДВОР СОКОВНИНА КОМНАТА МАРИИ ВЕСНА НОЧЬ

Мария лежит под одеялом, засыпает.

ИНТ. КОМНАТА - СОН МАРИИ

Мария держит в руках праздничный сарафан, рассматривает его. К ней подходит сзади какой-то мужчина и обнимает.

ГОЛОС
Марьюшка! Ненаглядная моя! Любушка!

Мария хочет обернуться, чтобы увидеть лицо мужчины и просыпается.

КОНЕЦ СНА

ИНТ. МОСКОВСКИЙ ДВОР СОКОВНИНА КОМНАТА МАРИИ ВЕСНА УТРО

Мария просыпается.

МАРИЯ
А лица его я не разглядела!

НАТ. МОСКОВСКИЙ ДВОР СОКОВНИНА ВНУТРЕННЕЕ ПРОСТРАНСТВО ВЕСНА ДЕНЬ

Во дворе оживление, все заняты делом. Мария руководит работой, за ней неотступно следует Жена Герасима с подбитым глазом.

Дворовый пёс послушно сидит у конуры и вертит головой в ту сторону, куда идёт Мария.

Левка Семёнов и Повар красят столбики на крыльце.

МАРИЯ
(Левке Семёнову и Повару)
Ровнее кладите!

Володька Никитин и Васька Семёнов несут сундук.

ВОЛОДЬКА НИКИТИН
Куды его?

МАРИЯ
На Кудыкину гору, туда тащите!

Володька Никитин и Васька Семенов тащат сундук в нижнее помещение.

МАРИЯ
Праздник скоро, а во дворе не убрано!
(дворовым)
И ещё досточки до кухни проложите! Может скоро просохнет, тогда почище будет!

К Марии подбегают дети холопов, Старшая Девочка, Младшая девочка, Старший Мальчик, Младший Мальчик.

СТАРШАЯ ДЕВОЧКА
Мария Ивановна! Мы пойдём лошадок покормим, а то конюхи заняты!

МАРИЯ
Идите! Только в карету не лазайте!

Володька Никитин и Васька Семёнов несут длинную доску. Ими руководит Адаховский.

АДАХОВСКИЙ
Левее!

Володька Никитин, который стоит спереди, делает движение влево.

АДАХОВСКИЙ
Да не ты, правее давай!

Васька Семёнов берёт правее, а Володька Никитин опять левее.

АДАХОВСКИЙ
Давай назад сдавай, обернись!

Володька Никитин переворачивается.

АДАХОВСКИЙ
Да не ты, в другую сторону вертись!

Володька Никитин и Васька Семёнов оборачиваются, тянут доску в противоположные стороны.

Адаховский подходит к середине доски.

АДАХОВСКИЙ
Надоели, дайте мне!

Адаховский берёт доску, поворачивается и сбивает Володьку Никитина и Ваську Семёнова доской.

Мария подходит к стенке дома, внизу за решёткой, в окошке, ведущем в полуподвальное помещение, появляется голова Герасима.

ЖЕНА ГЕРАСИМА
Мария, выпусти моего мужа! Не будет он больше!

МАРИЯ
(в сторону дворовых)
Почему навоз не убрали?

ГЕРАСИМ
Марьюшка, выпусти меня! Я есть хочу! Голодной смертию живот свой мучаю!

МАРИЯ
Посиди пока! Из тебя ещё не весь хмель вышел!

Мария замечает какие-то палки на отмостке у стенки, берёт и швыряет их в сторону.

К палочкам подбегает дворовый пёс и куда-то их уносит.

ЖЕНА ГЕРАСИМА
Мария, выпусти его!

Мария берёт метлу, которая стоит у стенки, начинает очищать отмостку от сора. Мария передаёт метлу жене Герасима.

ГЕРАСИМ
Марьюшка, здесь холодно!

К решётке подходит дворовый пес, он нюхает лицо Герасима, затем поворачивается и поднимает лапу. Герасим отскакивает.

ГЕРАСИМ
(ВПЗ)
И ты тоже! Предатель!

Из полуподвального помещения доносятся всхлипывания.

В это время Мария выходит на середину двора и смотрит наверх. Из чердачного окна показывается туловище Адаховского с метёлкой.

МАРИЯ
Яков, сбрасывай сор с крыши! Да смотри не упади, а то голову тебе оторву!

Ниже Адаховского в открытых окнах видны Жена Володьки Никитина, Жена Васьки Семёнова, Жена Левки Семёнова.

МАРИЯ
Помойте оконницы, и чтобы чисто было!
(Жене Володьки Никитина)
А ты смотри раньше времени не опростайся, а то твой ребёнок своим криком Алексею Прокофьевичу спать не даст!

ЖЕНА ГЕРАСИМА
Мария ...

МАРИЯ
Ну что ты за него всё просишь? Он же тебя бьёт смертным боем!

ЖЕНА ГЕРАСИМА
Ну, бьёт – значит любит!

ГЕРАСИМ
(ВПЗ)
Ай, крыса, боюсь!

Мария идёт к двери и отпирает замок. Вылезает Герасим. Вместе с женой он кланяется Марии и благодарит её.

ЖЕНА ГЕРАСИМА
Да хранит тебя Бог, благодетельница наша! Не забудем твоей милости!

Герасим и Жена Герасима идут прочь, по дороге Жене Герасима попадается Адаховский. Жена Герасима уничтожает Адаховского презрительным взглядом.

продолжение http://proza.ru/2021/07/07/98