Владимир Меньшов. Эпилог

Игорь Еремеев
Владимир Меньшов, советский и русский кинорежиссёр, актёр, сценарист, честный и адекватный человек мира искусства. Светлая память ему...

Однажды я лично был свидетелем его Поступка, который наглядно показал мне, что творческий и публичный человек, способный своими произведениями формировать общественное и личное мнение, ОБЯЗАН высказывать свою позицию по отношению к мерзости, подлости, предательству, похабщине, лжи (имя им - легион) проявленных в этом мире не только в творчестве отдельно взятого человека, но, что более важно, по отношению к представителям власти и их прихлебателям.
Это был хороший урок для тех, у кого, кроме обилия творческих идей в сердце есть ещё личная совесть и Всевышний Творец.
Во время завершения очередного кинофестиваля (дело было в кинотеатре Пушкинский,  2007 год), на награждении кинофильмов одну из наград за лучший фильм о войне должны были вручать Владимир Меньшов с женой Верой Алентовой. Открыв конверт и увидев номинанта на награду, Владимир Меньшов сказал следующее (почти дословно): "Я очень надеялся, что этого не произойдёт, что у организаторов хватит зрелости, ума и совести не вручать награду этому отвратительному фильму, за который мне просто стыдно перед памятью народа, победившего в Великой Отечественной войне. Этот фильм - пятно и позор нашего современного кинематографа. Я отказываюсь вручать награду этому фильму (фильм А. Атанесяна "Сволочи" с Андреем Паниным и Андреем Краско). Пусть это делает Памела Андерсон, ей всё равно кого награждать".

После этих слов в полной, нет - в абсолютной тишине, Владимир Валентинович бросает на пол конверт и, взяв Веру Алентову под руку, спокойно уходит за кулисы.
Пару минут в зале просто мёртвая тишина. Никто в  зале не верил в случившееся...

Я тоже подумал, что это инсценировка и сейчас Меньшов вернётся на сцену и объявит победителя. Прошло примерно пять минут - ничего не происходит, шум в зале медленно и тихо возрастал. Наконец, голос Вани Урганта (сам он не вышел на сцену) пригласил на награждение съёмочную группу, которая, поднявшись со своих мест уныло побрела к сцене. Последним, опустив голову и плечи, понуро брёл Андрей Панин, было видно, как ему неловко в данный момент.... и на сцене он выглядел очень растерянным. Кто-то из организаторов вышел из-за кулис на сцену, объявил их фильм победителем, вручил какую-то фигню потрясённому режиссёру, который ещё пытался сказать спасибо - в ответ прозвучали ооочччень жидкие хлопки. Ну а потом вся эта группа также обречённо побрела обратно на свои места.

Я сидел недалеко от сцены, в ряду 3-4, видел и слышал происходящее очень хорошо. Слова легли мне на сердце и прикипели сваркой, всё помню как будто вчера.
Долгие годы я не решался посмотреть этот фильм, понимая, что любая отрава, особенно талантливо приготовленная, легко проникает в сознание и разрушает его.
Только всё хотелось мне лучше понять мотив этого поступка Мастера, и я как-то всё же решился его глянуть - меня хватило на 10 минут просмотра этого "фильма". Если бы можно было как-то в духовном плане сунуть два пальца в рот и всё отправить обратно в унитаз - я бы это сделал.

К сожалению Мастер уже покинул нас. Других, таких же честных из оставшихся творческих людей, можно пересчитать по пальцам. Кто будет чистить авгиевы конюшни нашего массового искусства и особенно кино и театра?