Восток - дело тонкое

Татьяна Соколовская 2
Восток - дело тонкое. Виртуальные заметки.

С европейцами все более или менее понятно, а вот когда попадаются участники с Востока, онлайн-курс обязательно начинает переливаться другими красками. Восточный колорит присутствует во всем. 

Мы же с Вами знаем о том, что самое прекрасное слово для человека — это его имя. В грязь ударить на хотелось и перед первым вебинаром взяла мини-консультацию у знакомого коллеги-узбека.  Потренировалась, вошла во вкус и научилась, как мне казалось, правильно произносить довольно сложные имена на восточный манер: ЖахОнгир, Мирмуксин, НазимахОн. По фотографии стала различать Гульзоду, Гульнору, Шамангуль и еще двух Гуль.

Настал час “Х” и вот я уже была готова распахнуть свои виртуальные объятия, чтобы поприветствовать своих подопечных. Первым на платформу пришел некий Макс. Шпион? – подумалось мне.  На мою просьбу представиться Макс ответил мне, что он Мирмуксин, но поскольку его имя все всегда произносят неправильно, он решил войти под ником «Макс», затем пришла некая Нози и привела с собой пять Гуль… Восток – дело тонкое…

На первой виртуальной встрече отличился Шукур-Али. Он сразу же признался, что у него не работает микрофон и по причине карантина купить новый не сможет. На первых же минутах вебинара тезка Али-Бабы прокололся. Значок микрофона в списке участника предательски показывал радиоволну, а в микрофон доносилось равномерное сопение. Ну слава Богу, судя по дыханию, короновируса нет – подумалось мне. - Пусть сопит себе в дырочку, потом разберемся. Господин Акаев старательно поддерживал беседу, исправно отправляя сообщения в чат. Однажды, забывшись, громко произнес одобрительное: “Ja, stimmt!”. Услышав свой голос,  Шукур-Али спешно покинул вебинар. Но тут же вернулся, дабы не прослыть трусом. Умеет держать удар! Все (и я тоже) сделали вид, что ничего не заметили. Восток – дело тонкое!

Чувствую, имя г-на Акаева еще не раз всплывет в рассказе. Ну вот, к примеру, как вам такой случай? В пятницу отличилась Феруза. Восточная коллега за три недели курса полностью освоилась, почувствовала  в себе  уверенность так несвойственную порабощённым женщинам Средней Азии, и, вдруг, не с того ни с сего набросилась в форуме на своего коллегу Шукур-Али: «Lieber Akaev! Ты почему не читаешь задание и Hinweise! Внимательно читай задание, Татьяна все же объяснила. Там даже  картинки есть!” – взывала Феруза к разуму  коллеги, слегка напортачившему в задании.  Мужчина, судя по всему, относился к разряду тех, кто сначала все ломает, а потом изучает инструкции. Гневная тирада младшей сестры Гюльчитай была прочитана. Г-н Акаев в прения вступать не возжелал, задание переделал и Феруза сменила гнев на милость.  Конфликт угас, так и не разгоревшись.  Добровольную ассистентку журить не стала, но правила письменной коммуникации пришлось объяснить. Петруху б мне в помощники! Восток – дело тонкое…

В воскресенье всем явно не хватало Сайёры. Женщина приболела. Коллега находится на самоизоляции и решила уехать на весь период из Ташкента в аул. А в деревне очень плохая связь. На первой встрече коллега запомнилась всем своим непосредственным поведением. Волшебный голос Сейёры появлялся откуда-то из далека и всегда внезапно. Женщина традиционно начинала беседу с вопроса “Халло, халло. Вы меня слышите?”. И все двадцать голосов нестройным хором ей отвечали “Да, мы тебя слыыышим, слышииим, дорогая Сейёра, говори!”.  Обрадованная Сейёра, не  останавливаясь,  неспешно продолжала свой монолог. Коллеги терпеливо выслушивали ответ женщины на второе задание. И совсем не важно, что к этому моменту все уже успели разобрать шестое.  Все же какие вежливые люди живут на Востоке!

А вчера я поддалась чарам Шахерезады, т.е. Комилы. Заглянув в сессионный зал для групповой работы в онлайн-пространстве, так и осталась сидеть среди восточных девушек. Все удобно расположились на виртуальных подушках. Как в гареме из сериала. Утонченная красавица Комила подобно сказочнице из “1000 и одной ночи” рассказывала своим коллегам-подружкам о том, как готовясь к вебинару, она открыла для себя страшное слово “кибермоббинг”. Во всех деталях Комила поведала юным и не очень прелестницам о всех опасностях, которые подстерегают юных девушек в интернете. Тонкий голосок Комилы убаюкивал и вводил в транс.  Особо впечатлительные ахали и вздыхали. Я тоже один раз поддалась всеобщему настроению. Пришлось собрать всю свою волю в кулак и срочно покинуть  группу. Кто их разберет, этих восточных женщин...Ну вы же знаете: “Восток – дело тонкое!”...

Пост Жахонгира недавно взорвал форум и стал самым обсуждаемым в рамках темы про путешествия. Участники языкового курса, прочитав объявления на платформе, должны были выбрать  себе компаньона для летнего отпуска.  Жахонгир – уважаемый  преподаватель одного из университетов и отец семейства, не долго думая, “организовал” себе поездку на Мальту, где прикупил  ручные часы  и парфюм.  В путешествии его сопровождала некая симпатичная  и открытая леди. Полдня пост провисел незамеченным. Затем в адрес Жахонгира полетели сообщения. Мирмуксин  прямо в лоб спросил товарища, знает ли его жена о том, что ее благоверный путешествует с симпатичной и раскрепощенной женщиной. Слегка подобрев, назвал товарища львом  („Ich habe ja nicht gewusst, dass du so ein Loewe bist“. Коллега также посетовал на то, что тот не прикупил ему в подарок часы. Затем на форум пришла Гульзода и потребовала у Жахонгира номер телефона его жены. Коллега при этом хитро поинтересовалась, знает ли тот, почему она хочет побеседовать с его супругой. Вот такая она восточная женская солидарность! Жахонгир молчал и не поддавался на провокации.  Гапирганинг кумуш, гапирмаганинг олтин (Слово – серебро, молчание – золото) - как говорят в Узбекистане. Друзья, не знаете ли Вы мальтийские часы и вправду хороши?

Задание про путешествие с партнером мотивировало и моих взрослых учениц описать свои отпускные приключения.  Все, как по команде, оставили мужей дома и улетели в Европу. Думаете в Париж? Вот тут Вы серьезно ошибаетесь: в романтическое путешествие в столицу  Франции отправилась одна коллега.  Все девушки, за исключением Комилы, предпочли Италию. Комила «вернулась» из Турции слегка разочарованной. Свои коррективы в поездку внес проклятый COVID 19.  Вместо долгожданного отпуска с восточным красавцем из сказки, так некстати заболевшим коронавирусом, девушку встретил  его друг. Молодой человек, судя по всему, нашу Комилу не впечатлил.   А вот Нози, наоборот, на эпитетах решила не экономить. На двух страницах  девушка с подробностями описала  итальянские каникулы. В процессе обсуждения выяснилось, что славная Нозима никогда не была в Италии. Она  вообще НИКОГДА не была за границей. Возможность поехать в Европу, в Германию была всегда. Сначала ей запрещали родители. Теперь – муж. Похожая ситуация и у других девушек. Мои восточные ученицы путешествовали виртуально, живописно описывали события, удивляли меня и себя подробностями выдуманной поездки, которая у многих из них из-за патриархальных устоев семьи  никогда не станет реальностью. После вебинара плакала, желая моим ученицам, чтобы их желания  когда-нибудь смогли воплотится в жизнь. Снова плакала, поддавшись впечатлениям. Как и в тот день, когда на минуту перенеслась в вечерний Ташкент. Мы стояли на балкончиках вечернего города во время нашей первой онлайн-встречи и аплодировали всем врачам мира, борющимися с коронавирусом. Периодически плачу и сейчас. Потому что интернет в Узбекистане очень плохой. На вебинарах приходится буквально прорываться свозь расстояния. А ведь у нас так много есть что сказать друг другу. Мы – коллеги.

Анастасия В. - многодетная узбекская мама и успешный преподаватель вуза.  Ответы на задания Настя присылает поздно вечером. Тексты Настя пишет почти без ошибок. Аудиоподкасты  коллега наговаривает всегда шепотом. Уложив мужа и детишек спать, преподаватель старательно и успешно повышает свою квалификацию.  А я ей как могу, так и помогаю. Последнее сообщение пришлось прослушать трижды. Моему натренированному уху мешал какой-то чужеродный звук, повторяющийся с одинаковой последовательностью. Утренний кофе помог мне разобраться: красивую немецкую речь взрослой ученицы обрамлял раскатистый храп мужчины. Мне думается, это Настин муж так воспевал трудолюбие и прилежание своей любимой жены. И никакой Восток тут не причем...

Очень мне запомнилась эта удивительная группа. Языковой интенсив сменился методической подготовкой. А прилежание и мотивация всегда оставались на самом высоком уровне. С благодарностью в сердце вспоминаю мои узбекских коллег.