Кадзуо Исигуро Погребенный великан. Эссе

Марисоль Лис
Ну, что? #Погребенный_великан дочитан! Во время чтения возник лишь один вопрос. И о нём, в конце статьи.

А вот и цитатки!

; Когда я была в их возрасте, страх и нелепые поверья были уделом старух, которые считали каждый камень проклятым, а каждую бродячую кошку - злым духом. Но вот я сама состарилась, и оказывается, что это молодые забивают себе головы глупостями, словно никогда не слышали обет Господа всегда идти подле нас.

;Постыдно, что мы разучились принимать странников с радушием.

;Если же дети нас обзывают, то не потому, что я медленно работаю, а потому, что их родители - слишком глупы, а ещё вернее, пьяны, чтобы научить их хорошим манерам или уважению.

;Не так-то легко сдвинуться с места, где прожил всю жизнь.

;Мужчине больше пристало первым ступать на таящую неведомые опасности землю.

;... каждое чудище или злой дух обычно выбирали для нападения того, кто шёл последним, - думаю, примерно так же большие кошки преследуют антилопу, замыкающую стадо.

;- Я совсем не помню его лица. Наверное, это из-за хмари. Я многое был бы рад в неё опустить, но не иметь возможности воскресить такое драгоценное воспоминание - мучительно.

;... Вот, помнится, там есть тропа, и, если дождь её не размыл, идти будет много легче, чем до сих пор. Но есть место, где следует быть осторожными. Аксель, ты слушаешь? Там, где тропа проходит над могилой великана. Для тех, кто ничего об этом не знает, это просто обычный холм, но я подам тебе знак, и, когда ты его увидишь, нужно будет сойти с тропы и обойти холм по краю, пока мы не выйдем на ту же тропу, когда она пойдёт вниз. Топтать такую могилу добра не принесёт, будь то в полдень или нет.

;- Не стоит и напоминать: если нам встретится незнакомец, не важно, будет ли он стоять у нас на пути или окликнет с расстояния, или несчастный зверь, который попал в капкан или лежит в канаве раненый, или что-то ещё, бросающееся в глаза, не говори ни слова и не замедляй шаг.

;Саксы - дикий народ. Но с путниками они гостеприимнее, чем мы сами.

;Чем отличаются чувства, которые сейчас живут в наших сердцах, от дождевых капель, которые все падают на нас с мокрых листьев, хотя дождь давно уже перестал?

;Нельзя терять времени.

;Саксы были более склонны к клаустрофобии.

;Саксы считали вполне приемлемым бросать посреди дороги всё что ни попади, даже булыжники.

;Возможно, Господь сам забывает о нашем прошлом, что о давних событиях, что о тех, которые случились вот только что. А если чего-то нет в памяти Божьей, как может оно остаться в памяти смертных?

;Каждый из нас - дорогое Божье дитя. Разве мог бы Господь позабыть деяния наши и то, что с нами сталось?

;Язычники никогда не забывают своих предрассудков.

;Может быть, Господь сердится на нас за что-то, что мы сотворили. А может, не сердится, а стыдится.

;Мулов под конец дня шибко не погоняют.

;- Ступай осторожнее, впереди терновник. В таком месте лучше не падать.

;Королю Артуру удалось достичь одного: он называл братом того, кто ещё вчера убивал его детей. Артур всегда наставлял щадить невинных, попавших под железную поступь войны. Он приказывал спасать и давать убежище, когда то было возможно, всем женщинам, детям и старикам, равно бриттам и саксам. На этом и зиждилось доверие, пусть вокруг и гремели битвы.

;- Наш бог — это бог милосердия [...]. Нет никакого юродства в том, чтобы искать прощения у такого бога, и не важно, насколько велико было преступление. Милосердие нашего бога безгранично.

;... Ваш милосердный христианский бог позволяет людям насыщать свою алчность, страсть к завоеваниям и кровожадность, зная, что прощение и благословение обойдутся всего в пару молитв и толику раскаяния.

;Чёрные вороны - знак гнева Господня.

;Мы должны открыть то, что скрыто, и посмотреть в лицо прошлому.

;Разве не лучше некоторым вещам оставаться стёртыми из памяти?

;Это как сказка со счастливым концом, и даже ребёнок знает, что не стоит бояться ведущих к нему поворотов судьбы.

;Людям Христа негоже использовать ни меч, ни даже яд.

;... Это человеческие черепа, отрицать не стану. Тут рука, там нога, но теперь это просто кости. Старое место погребения. Почему бы и нет. Осмелюсь заметить, сэр, что вся наша страна именно это собой и представляет. Прекрасная зелёная долина. Молодая роща, на которую приятно смотреть по весне. Копните землю, и из-под маргариток и лютиков покажутся мертвецы. И не только те, кто удостоился христианского погребения. Наша земля пропитана останками после древнего кровопролития.

;Не все монахи думают одинаково.

;Бритты часто вкладывают внутрь копны доски.

;Святые отцы грешат рассеянностью.

;Закон невинных и вправду великий закон, приближающий людей к Господу.

;- Только запомни одну вещь, мой юный друг. Может быть поздно спасать, но мстить никогда не поздно.

;Огров нельзя прикармливать, а когда они приходят, нужно запираться в доме.

;Ну и человек же был мастер Мерлин! Когда-то мне казалось, что он околдовал саму Смерть, но и ему пришлось отправиться в предначертанный путь. Где он поселился, в раю или в аду?

;Всему своё время.

;Какому же богу угодно, чтобы зло оставалось забытым и безнаказанным?

;В спешке можно легко пренебречь тем, что по обычаю должно быть исполнено.

; А теперь мой странный вопрос.

Если король Артур существовал на самом деле, то был ли он христианином?

А возник он после высказывания сэра Гавейна:

"Королю Артуру удалось достичь одного: он называл братом того, кто ещё вчера убивал его детей. Артур всегда наставлял щадить невинных, попавших под железную поступь войны. Он приказывал спасать и давать убежище, когда то было возможно, всем женщинам, детям и старикам, равно бриттам и саксам. На этом и зиждилось доверие, пусть вокруг и гремели битвы."

А так, роман окутан мистическим дыханием той драконихи Квериг, из-за которого у всех исчезли воспоминания. Вспоминается ещё тот туман в одном фильме ужасов "Мгла". Почему - не знаю. Наверное, потому что тот туман - убийственен (психологически, как выяснилось потом в конце), а в романе он - мирный, так как исчезли не только воспоминания, но и всё плохое, что причиняло боль.