О совместных военных походах русов и лезги

Али Албанви
О совместных военных походах русов и лезги в 944 году

Сообщения источников по истории политических отношений Древней Руси со странами Кавказа группируются преимущественно вокруг двух основных сюжетов — участия Руси в военных событиях на Кавказе и роли купцов-русов в международной торговле. Наибольший интерес для русских купцов представляли рынки Византийской империи, а также государств, образовавшихся на месте распавшегося Арабского халифата. Судя по всему, доступ купцов-русов на византийский рынок некоторое время был ограничен, поэтому их планы в значительной степени были связаны с восточными маршрутами, пролегавшими через территорию Хазарского каганата.


Русы, в отличие от хазар, умели строить и использовать боевые и торговые ладьи. На этих судах они выходили в Каспийское море и могли высаживаться на любом берегу, причем не только с торговыми, но и с военными целями. Нападения на прикаспийские регионы со стороны моря были в новинку для местного населения. Это давало русам существенные преимущества в военных конфликтах в Прикаспии и превратило Русь в важнейший военно-политический фактор в данном регионе. Важное место Русь занимала также в каспийской торговле причем Каспий в данном случае являлся не только рынком сбыта собственных товаров и приобретения местных, но еще и служил в качестве трамплина для доставки товаров в значительно более отдаленные регионы — в Рей и Багдад, а также в Среднюю Азию. Поскольку в средневековый период торговая и внешнеполитическая деятельность взаимодополняли друг друга (купцы могли исполнять роль послов и наоборот), то по географии торговых интересов Руси можно судить о географии внешнеполитических интересов молодого Древнерусского государства. Что касается западной прикавказской части каспийского побережья, то она, несомненно, играла важную роль в торговых и политических устремлениях Руси, так как там располагались крупные торговые города: в пределах Хазарского каганата это был Самандар, южнее — Дербент, являвшийся к тому времени мусульманским городом, причем в тот период крупнейшим на Кавказе.


Как свидетельствуют материалы археологических исследований, в IX–X вв. Дербент поддерживал торговые связи с самыми отдаленными странами — Индией, Китаем, Средней, Передней и Малой Азией, не говоря уже о географически более близких государствах — Ширване, Грузии и дагестанских горских владениях — Сарире, Табарсаране, Хайдаке (Кайтаге). Лезгины, занимавшие территорию от западных берегов Каспийского моря до снеговых вершин Большого Кавказа, еще в VII в. н. э. встретились с «руссами» южнорусских степей, проезжавшими в Закавказье по торговым делам через сухопутную и водную магистраль.


Исторические связи народов Южного Дагестана с русским народом сложились еще в глубокой древности. К VII–VIII вв. относится значительное развитие торговли закавказских городов, особенно через Хазарский Итиль, со странами Восточной Европы, в частности, со славянами, русский историк В.О. Ключевский (1841–1911) указывал, что в IX в. русские выходят к Каспийскому морю, проникают на юго-восточные берега его и доходят до Багдада. О русско-кавказских отношениях в IX–X вв. и о торговых связях, осуществлявшихся по Волге и по Каспийскому морю, подробно говорится в работе советского историка-востоковеда А.Ю. Якубовского (1886–1953).


Наиболее ранние источники, в которых отложились сведения об участии русов в военных событиях в прикаспийском регионе, связаны со средневековой арабо-персидской географической и историографической литературой. Так, персидские средневековые авторы Ибн Исфандийар, Амоли и Мар‘аши сообщают о нескольких походах русов в Прикаспий. Относительно соответствия данных этих авторов сообщениям других источников о рейдах русов в Прикаспий высказывались различные точки зрения.


Основным источником в данном случае является «История Табаристана» Ибн Исфандийара. Это сочинение написано в 1216–1217 годах. По сообщению автора, между 864 и 884 гг. русы напали на город Абескун, расположенный на юго-восточном побережье Каспия. Они, русы, прошли вдоль берега моря и «произвели опустошения и грабежи». Местный правитель Хасан ибн Зайд выслал против них крупное войско, которое разбило руссов.


По данным того же автора, в 909 г. состоялся еще один поход русов в Прикаспий. Он также был направлен на Абескун, Русы подошли к городу на 16 судах. Спустя год, в 910 г., «русские прибыли в большом количестве», сожгли город Сари (в юго-восточной части Прикаспия), взяли пленных, но на обратном пути были разбиты войсками гилян-шаха и ширван-шаха. Персидские авторы сообщают ещё об одном походе русов, состоявшемся в 299 г. х. (911–912 гг.). Русы напали на город Сари, близ Абескуна, и с большой добычей ушли в море. Затем часть этого же отряда высадилась в Гиляне (юго-запад Прикаспия), но была разбита. Уцелевшие русы на судах направились в Ширван, но ширван-шах, предупрежденный гилянцами, подготовил засаду и разбил руссов.


О следующем походе русов в Прикаспий сообщает арабский энциклопедист ал-Мас‘уди (около 896–956). Ему принадлежит множество трудов по географии различных стран, из которых сохранились только два. В одном из них — «Золотые копи и россыпи самоцветов», завершенном в 943–944 гг., имеется немало сообщений о Руси и о кавказских странах. Поход Руси в Прикаспий ал-Мас‘уди датирует временем «после 300 г. х.» (912–913). Согласно уточнению историка-востоковеда А.П. Новосельцева (1933–1995), этот рейд относится к 913–914 году. Близкой точки зрения придерживаются Б.Н. Дорн (1805–1881), В.Ф. Минорский (1877–1966) и И.Г. Семёнов (род. 1961). По сообщению автора, 500 русских кораблей двинулись в поход через землю хазар. Они вышли к хазарской заставе, «снеслись с хазарским царем» с просьбой пропустить их флотилию в Каспийское море для грабежа, предлагая ему взамен половину захваченной добычи. По словам ал-Мас‘уди, хазарский бек, не имея возможности противодействовать русам, был вынужден разрешить им выйти в Каспий, после чего суда русов поднялись вверх по Дону, затем были перетянуты волоком в Волгу и через устье Волги вышли в Каспийское море. Там они разграбили почти все прикаспийские области, находившиеся под контролем мусульман – Гилян, Дейлем, Табаристан, Абескун, Баласакан и Ширван.


Через «много месяцев», собрав награбленное, русы направились в обратный путь и прибыли в Итиль. Они «снеслись с хазарским царем, которому послали денег и добычу, как это было договорено между ними». Но сразу после этого гвардейцы-мусульмане хазарского бека, желая отомстить за единоверцев, решили напасть на русов. К гвардейцам-мусульманам присоединились и итильские христиане. По словам ал-Мас‘уди, хазарский бек не имел возможности противодействовать своим гвардейцам, но, будучи связанным с русами договором, сообщил им о готовящемся нападении. Тем не менее, в трехдневном сражении погибло 30 тыс. русов. Уцелевшие 5 тыс. погрузились на суда и направились вверх по Волге, но были добиты буртасами, а затем и волжскими болгарами.


Описание следующего похода русов в Прикаспий содержится в шеститомном труде Ибн Мискавейха «Книга испытаний народов и осуществления заданий», написанном в X — начале XI века. Ибн Мискавейх сообщает о нападении русов и их союзников на Берда‘а (ныне г. Барда) в 943 году. Дата этого похода была пересмотрена иранским историком А. Кесрави (1890–1946): на основании упоминания Ибн Мискавейхом о смерти в Багдаде эмира Тузуна (август-сентябрь 945 г.), которая имела место одновременно с походом русов, сам поход можно датировать 945 годом. Эта точка зрения была поддержана Новосельцевым. Об этом нападении Ибн Мискавейх сообщает следующее:


«Отправилось войско народа, известного под именем русов, к Азербайджану. Устремились они к Берда’а, овладели им и полонили жителей его». Русы прошли по Каспию к устью Куры и поднялись по реке к городу Берда‘а (бывшая столица Кавказской Албании). Захватив город, русы повели себя иначе, чем во время других подобных же предприятий: они «сделали объявление, успокаивали жителей его (города) и говорили им так: «Нет между нами и вами разногласия в вере. Единственное, чего мы желаем, — это власти. На нас лежит обязанность хорошо относиться к вам, а на вас — хорошо повиноваться нам». Однако отношения с горожанами складывались непросто, и спустя некоторое время против русов вспыхнуло восстание. Подавив мятеж, русы принудили горожан выкупать свою жизнь; взамен принесенных ценностей русы вручали жителям «кусок глины с печатью, которая была гарантией неприкосновенности их жизни». Однако вслед за этим среди русов началась эпидемия, и ночью они, покинув город, вышли к Куре, где стояли их суда, и направились на родину. Их пребывание в Закавказье продолжалось несколько месяцев. Иные детали этих событий приводятся в описании «История страны Алуанк» («История Албании»):


«В то самое время с севера нагрянул народ незнакомый и чуждый, прозванный рузиками, [численностью] не более трех тысяч. Подобно вихрю, прорвались они через проход обширного моря Каспийского, внезапно достигнув Партава, столицы Алуанка, который не сумел оказать им сопротивление. И город был предан мечу. Отняли они у жителей города все их богатство и имущество. И хотя сам Салар осадил их, но не смог причинить им никакого вреда, ибо те были сильны и непобедимы. Тогда женщины города задумали отравить рузов, дав им напиться из чаши смерти, но те, узнав об этой измене, стали беспощадно истреблять и женщин, и детей их. Пробыв там месяцев шесть, они оставили совершенно опустошенный и разграбленный город и тайно возвратились в свою страну со всевозможной добычей».


В этом источнике, в отличие от данных Ибн Мискавейха, ничего не говорит о мирных усилиях руссов, а сразу сообщается о том, что «город был предан мечу», и русы «отняли... у жителей города все их богатство и имущество». Попытка мусульманского войска отбить город не удалась, как не удалась, и попытка женщин Берда‘а отравить русов. Этот факт соотносится с сообщением Ибн Мискавейха о начавшихся среди русов болезнях. В отместку русы «безжалостно истребили женщин и детей их», опустошили город и, забрав несметную добычу, «возвратились в свою страну». Судя по всему, с этими событиями связано сообщение так называемого «Текста Шехтера» (по имени первого издателя) или «Кембриджского Анонима» (X в.) о военных походах «царя Русии» Хельгу. Этот документ сохранился фрагментарно. По мнению американского историка-источниковеда Н. Голба (1928–2020), он является письмом «дипломатического характера» и адресован, также, как и известное письмо хазарского царя Иосифа, министру кордовского халифа ‘Абд ар-Рахмана III — Хасдаю ибн Шапруту (Шафрут).


А.Ю. Якубовский в очень осторожной форме предложил идентифицировать предводителя русов, убитого в Берда‘а, с Хельгу из «Кембриджского Анонима». Эта точка зрения была поддержана Половым, который дал всестороннее обоснование данной гипотезы. По его мнению, эти события предшествовали неудачному нападению кн. Игоря на Византию в 941 г., и перед этим рейдом кн. Игорь заключил с хазарами антивизантийский союз. Можно также отметить, что исследователями высказывалась точка зрения о том, что Хельгу являлся воеводой кн. Игоря.


Согласно предложенной Половым реконструкции последующих событий, зиму 940–941 гг. Хельгу провел в Крыму, а весной, когда кн. Игорь из Киева с пешим войском выступил на Балканы, направился к Константинополю морем. Успешные действия византийцев заставили кн. Игоря вернуться в Киев, а Хельгу высадился в Малой Азии и три месяца воевал там против византийцев. По мнению Полового, после того, как византийцы вытеснили Хельгу из Малой Азии, тот вернулся к своим союзникам хазарам и вскоре после этого и предпринял рейд на Берда‘а. Судя по всему, Хельгу провел у хазар довольно много времени. Готовясь к походу, он пополнил свое войско воинами из различных народов, входивших в состав Хазарского каганата, в том числе из собственно хазар, а также буртасов, алан и др. Таким образом, хазары не просто пропустили русов в Каспий, откуда те направились в Берда‘а, но и сами приняли участие в данном рейде. Иначе говоря, эта кампания представляла собой совместные действия двух союзников — русов и хазар.


По данным ряда источников, к походу русов на Берда‘а, помимо хазар «присоединились аланы, буртасы и лезги». Так, по данным Бар Гебрея, союзниками русов в этом походе являлись «аланы и лезги». Об участии лезгов в походе сообщает также Иехуда бен Барзиллая (XII в.): «...Вышли разные народы: аланы, славяне и лезги…, взяли город Берда‘а». Что касается непосредственно причин, которые побудили местных лезгин выступить против правителя города Берда‘а, то здесь лишь кратко отметим, что город на тот момент находился фактически под властью пришлых оккупантов — представителей дейлемской династии (выходцев из Дейлема — горного Гиляна, горной части Табаристана что в северном Иране).


В «Ответном письме хазарского царя Иосифа», адресованном «еврейскому сановнику Хасдаю ибн Шафруту» в Андалусию, незадолго до падения Хазарского царства, хазарский каган уверяет, что он не пускает русов, прибывающих на судах из своей страны в Джурджанийское (Каспийское) море, куда они стремились для набегов на мусульманские страны, так же как не пускает мусульман делать набеги на страну русов. Утверждение — это, конечно, не соответствовало действительности и отражает в большей мере его желание, чем исторические факты. До нашего времени дошло несколько известий о походах дружин русов на берега Каспийского моря. Два из этих походов являются вполне достоверными и в науке достаточно изученными. Первый имел место в 913–914 гг. и подробнее всего описан у ал-Мас’уди. Второй поход, 943 г. на Берда‘а, был известен нам сначала по рассказу Ибн ал-Асира, а затем по его первоисточнику, наиболее полному рассказу Ибн Мискавейха. Таким образом, арабо-персидские источники содержат упоминания о шести каспийских походах русов, в которых те выступали союзниками Хазарского каганата. Первый состоялся между 864 и 884 гг., второй — в 909, третий в — 910, четвертый — в 911–912, пятый — в 914, шестой — в 943/944 году.


Спустя два десятилетия отношения Руси с хазарами стали враждебными. Основным источником по данной теме является «Повесть временных лет», написанная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. В ней сообщается о нескольких военных акциях кн. Святослава Игоревича, направленных против Хазарского каганата. Под 964 г. летопись сообщает о рейде Святослава на Оку, в землю вятичей, которые в тот период находились в зависимости от хазар, а под 965 годом – о разгроме Святославом хазар и взятии Белой Вежи (Саркел), после чего им были разбиты ясы и касоги. О разгроме хазар Русью сообщается также арабским автором Ибн Хаукалем (X в.). Его сочинение носит название «Книга путей и стран», но в некоторых списках оно озаглавлено как «Книга картины Земли», где под 358 г. х. (968–969) Ибн Хаукаль сообщает следующее:


«В хазарской стороне есть город, называемый Самандар, он между [хазарской столицей] и Баб-аль-Абвабом, были в нем многочисленные сады, а я спрашивал (об этом городе) в Джурджане в 58 году, и сказал тот, кого я расспрашивал: «Там виноградники и сад такой, что был милостыней для бедных, а если осталось там что-нибудь, то только лист на стебле. Пришли на него русийи, и не осталось в городе ни винограда, ни изюма... И были в Самандаре мечети, церкви и синагоги, и свершили свой набег эти (русы) на всех, кто был на берегу Итиля, из числа хазар, булгар и буртасов, и захватили их, часть же населения ушла».
Далее Ибн Хаукаль отмечает: «Не оставил в наше время ничего этого ни у буртасов, ни у хазар народ рус, кроме разбросанной неполной [части]... и дошло до меня, что большая часть населения вернулась в Итиль и Хазаран во времена могущественного Мухаммада Ибн-Ахмада ал-Азди, владетеля Ширваншаха, и [оказал он] им поддержку своими мужами и своими людьми, и они надеялись, просили, чтобы с ними заключили договор, и они были бы покорны им (руссам) за то, что [русы] оказали ему (ширваншаху) благодеяние для них (беженцев)». Несколько ниже Ибн Хаукаль приводит другие подробности этих событий: «Булгар город небольшой..., и опустошили его русы и пришли в Хазаран, Самандар и Итиль в году 358 и отправились тотчас же после к стране Рум и Андалус и разделились на две группы, а русы — народ варваров, живущих в стороне булгар, между ними и славянами по реке Итиль». Ибн Хаукаль отмечает, что русы «захватили» земли противника. Население, поначалу покинувшее завоеванные земли, затем в большинстве своем стремилось вернуться назад и при посредничестве ширваншаха просило у русов заключить с ними договор, чтобы покориться им, что, спустя некоторое время, и произошло. Важно также указание автора на то, что сразу же после похода в Хазарию русы ушли «к стране Рум и Андалус», то есть, скорее всего, отправились маршем на Балканы, где Святослав в это время вел активные военные действия против византийцев и их союзников.


По данным «Истории Дербента», дербентские раисы («начальники»), представители городского нобилитета, арестовали эмира Дербента Маймуна и взяли власть в городе в свои руки. Маймуну удалось связаться с русами и заключить с ними союз. В 987 г. они прибыли на 18 судах и освободили Маймуна. Однако в 989–990 гг. в городе поднялось восстание; горожане потребовали от Маймуна выдать им русов, но тот предпочел на какое-то время оставить Дербент и укрыться с союзниками-русами в соседнем Табарсаране (Табасаран). Можно также обратиться и к другому сообщению «Истории Дербента», оно интересно тем, что позволяет пролить свет на характер русско-кавказских отношений исследуемого периода. По данным этого источника, в 1032 г. русы напали на Ширван и разграбили его. В связи с этим Мансур ибн Маймун (1003–1034) совершил поход и перебил русов. По свидетельству той же хроники, в 1033 г. русы совместно с аланами напали на ал-Карах, но были разбиты местными жителями. Как предполагал Новосельцев, в данном случае русы тождественны воинам кн. Мстислава Владимировича, правившего в Тмутаракани и проводившего активную внешнюю политику на Кавказе.



Автор: ‘Али Албанви


На фото: Прикаспийский регион с выделенной областью, ставшей целью набегов русов.


Литература


1. Ибн-Мискавейх о походе Русов в Берда’а в 332 г. = 943/4 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/Vhk96, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 24.06.2021). — Яз. рус.

2. Куликова О. Отношения древней Руси со странами Кавказа в письменных источниках IX –X вв. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/Vhdbf, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 24.06.2021). — Яз. рус.

3. Хашаев Х.М. Общественный строй Дагестана в XIX веке. М.: Изд-во АН СССР. 1961. С. 26-27.

4. Якубовский А.Ю. О русско-хазарских и русско-кавказских отношениях в IX–X вв. «Известия АН СССР», серия истории философии, 1946. Т. III, №5.

5. Якубовский А.Ю. О русско-хазарских и русско-кавказских отношениях в IX–X вв. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/VhdbM, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 24.06.2021). — Яз. рус.