Эссе об одной старинной иконе

Владимир Токунов
       Помню мои первые впечатления об иконах, когда мне было лет пять. В Уфе, где мы тогда жили,  с мамой на большие церковные праздники часто ходили к нашей родственнице, Татьяне Тимофеевна Сальниковой.  Она приходилась    внучкой  прадеду Кормилаю  Кузьмичу по отцовской линии. Я ее помню  как очень набожную женщину. В доме находились толстые библии с бронзовыми застежками, на стенах висело много икон. Особенно по религиозным праздникам,  в доме сновали набожные старушки, у икон зажигались свечи и лампады, читали библию, в общем,  проводили службу. Это я все наблюдал в конце 30-х годов. Советская власть очень не приветствовала проведение религиозных празднеств, поэтому наиболее набожные люди нелегально собирались на такие торжества где- то на квартирах.  Судя по всему, мама не была особенно религиозна и ходила к Татьяне Тимофеевне, чтобы подкормиться  и   меня подкормить, потому что после таких религиозных отправлений, как правило, садились за обильный стол.  Жили они в то время в достатке, по сравнению с нами.  В этом же доме жил высокий старик, худощавый и с военной выправкой какой - то родственник, как говорили, он был гусаром и  детям показывал   свою саблю. При доме был участок земли, и у него было несколько улей пчел, и время от времени угощал нас сотовым медом. Было очень вкусно и детская память цепко держит такие  необычные вещи.
             Почему  мои родители были не религиозны мне не совсем понятно. Все- таки они родились до прихода к власти коммунистов, еще в то время, когда  традиции были сильны, отмечались все праздники церковные, ходили регулярно в  церковь и водили с собой детей. В домах висели образа с лампадкой. Маме, правда, было только 3 года, когда порушили большевики церковь, и она не успела приобщиться к  православной вере. А папе, ведь было уже 11 лет.    
           Я долго над этим думал и пришел к выводу, что отсутствие у них видимых склонностей к Богу, объясняется  трудным временем, которое они пережили. Им было не понятно, как Бог, если он есть, не заступился за людей, гонимых коммунистами, не карал людей, которые сбрасывали с церквей кресты, грабили церкви и превращали их в конюшни и склады. Не карал коммунистов за массовые расстрелы ни в чем не повинных людей. Особенно понятно это по отношению к отцу, который прошел все муки ада, будучи в фашистском плену, перенес голод, холод, смерти и унижения. За что Бог наказывал людей? Где его доброта и сострадание?
          И вот результат.      В нашем доме всегда была икона Николая Чудотворца, которая досталась от кого- то из родителей, и она висела над изголовьем родительской кровати.  Однажды  приезжаю как- то раз к ним и не вижу в доме иконы. Спрашиваю: «А где икона?» – Отвечают:  «Да, где то на чердаке». Еле ее разыскал и забрал с собой. Мне стало жалко семейной реликвии.
       И эта икона где-то с 80- годов       висит над нашей  кроватью. Я никогда не задумывался, что она представляет, какого она возраста и у меня вдруг проснулся интерес к этой иконе, ни как к материальной ценности, а мне захотелось узнать какого она возраста и, примерно, ее история. К сожалению, когда была жива мама, я не задал ей эти вопросы, а у нее была хорошая память, и она могла бы многое рассказать.
        Первый осмотр иконы показал, что она состоит из двух половинок дерева толщиной около 3 см, соединенных двумя деревянными шпонами типа «птичий хвост» толщиной 3,5-4 см. (См. фото). Размер иконы 310Х260 мм. По-видимому, икона нарисована не масляными красками, а составами на основе яичного желтка, так как попытка почистить икону водкой и теплой водой показала, что икона «линяет» и я прекратил это действо.  На иконе  изображен Николай Чудотворец с Евангелием в руках. По краю иконы слева и справа  изображены двое святых, коих определить мне не удалось. Характерной особенностью иконы является то, что лик Николая  Чудотворца изображен  темным. Икона имеет  много позолоты. И еще, самое главное, я четко увидел, что Николай Чудотворец приготовил правую руку для молитвы двумя перстами! А это уже однозначно относит  икону к старообрядческим! Икона имеет заметную выпуклость. Таким образом, по-видимому, иконописец старался придать образу как бы объемность. Кстати, Николай Угодник старообрядцами очень почитался.
          Дальше уже пришлось обратиться к интернету. Согласно полученной  информации икону можно отнести к 18 веку. Почему? Позже (19-20 вв)  иконы стали, как правило, писать красками  на металле, при этом в окружение святого на полях иконы рисовалось 6-8 фигур святых. Кроме того, старообрядческие иконы рисовались в темном цвете. При этом глаза святого смотрели как бы влево. На нашей иконе это видно не совсем четко, но такой факт можно увидеть по светлым уголкам справа в глазах. То есть глаза как бы косят.
         После церковной реформы патриарха Никона в 1650-60 гг. многие не приняли его новшеств и таких людей церковь и царь стали преследовать. Этот факт русской истории хорошо отобразил Суриков в своей картине «Боярыня Морозова». И старообрядцы стали переселятся  в глухие отдаленные места. Образовалось несколько таких крупных поселений. Об одном таком крупном поселении «Ветка» (70-е годы ХVII в.) в Белоруссии на реке Сож имеются сведения, что иконопись в этом месте была сильно развита. Ветковские старообрядческие иконы выполнялись из тополя, к недостатку которого относят, что эта древесина подвержена  жучкам древоточцам и  иконы, как правило, имеют нарушения. На  нашей иконе этого не отмечается, т.е. ее следует отнести к более поздней Невянской иконописи (1720—1730 гг), которая  располагалась на Урале. Там использовалась для икон, как правило, липа и древоточец ее не брал.  Почему на Урале? Дело в том, что гонения (в народе назывались они «выгонками») на старообрядцев постоянно продолжались. Так первое такое гонение было при  Анне Иоанновне. При этом часть старообрядцев переселилось на Верхнюю Волгу в район Ярославля. Позже при Екатерине 2-й старообрядцы семьями выселялись на Урал,  Сибирь, Алтай, Бурятию. Одна из таких «выгонок»  была в 1764 году, когда переселили около 20 тыс. человек. Мои родители упоминали, что мои пра.пра…в Башкирию переехали с Ярославля. Поэтому не исключено, что они были вынуждены бежать  от царских гонений старообрядцев из Ярославля дальше.
         Только в 20-м веке к «вероотступникам»  стали относиться снисходительно. В 1905 году Николай  II подписал указ, согласно которому слово «раскольники» было заменено нейтральным «старообрядец».
         Ну, вот, пожалуй, в какой -то степени мне удалось раскрыть историю нашей семейной реликвии иконы. Кроме того, мои пра.пра… с большой долей уверенности можно сказать, что в Башкирии оказались выгнанными из Ярославских мест.
          Резюме: икона старообрядческая, 18 века Невянской  иконописной мастерской на Урале.