МСТА

Артем Кресин
                МСТА
Много лет назад, когда я только начал выкладывать свои писания на  «Прозе. Ру», я уделил немалое внимание своему увлечению относительно молодых лет — водномоторному туризму.  У меня была небольшая моторная лодка со стационарным двигателем и каютой обеспечивающий ночлег до трех человек. Это была морская шлюпка ЯЛ-4, на которой были проведены  работы по устройству минимального комфорта для дальних путешествий.


Освоение этого увлечения и первые походы, в которых я учился этому своеобразному туризму, описаны в статьях «На водных просторах» и «Один день в лодочном походе. Свирь.» На этом я посчитал, что я достаточно уделил внимания этому своему увлечению и надолго ушел в другие темы.

Но прошло еще много лет, я уже окончательно состарился, и вспоминая свои лодочные походы, которых  было  около двадцати, вдруг вспомнил один из наиболее интересных — это поход на реку Мста, протекающей по Новгородской области.  И решил, что, не смотря на давность этих событий, рассказать о них современному читателю. Даже если его прочтут всего несколько человек, написание этого очерка будет оправдано.

Этот поход состоялся приблизительно в 1970 году.  До этого мы с моим постоянным компаньоном Петром, двоюродным братом моей жены, провели около пяти походов на Свирь, и не смотря на то, что нам было на Свири очень хорошо, мы решили разнообразить наше путешествие другим маршрутом.

Во время работы над этой статьей, я решил заглянуть в интернет, чтобы познакомиться с имеющимися материалами на эту тему. Статей по походам на Мсту множество, мне стало казаться, что я ничего нового не скажу и мой труд будет никому ненужным — а это обидно. Но по мере знакомства  с воспоминаниями туристов, я увидел, что подавляющее большинство из них описывают верховья Мсты, выше Мстинского моста, находящегося в месте пересечения реки Мста с Октябрьской железной дорогой Москва — Санкт Петербург. Я же  прошел низовья Мсты от устья — озеро Ильмень до Мстинского моста, поэтому решил продолжить работу.

База, на которой хранился мой катер в Ленинграде, находился на Крестовском острове, рядом с Гребным каналом в клубе ЛКВМТ ( Ленинградский Клуб Водно Моторного Туризма). Коллектив клуба был исключительно дружный и доброжелательный. Мы с удовольствием делились между собой  опытом как в строительстве и усовершенствовании своих маломерных судов, так и впечатлениями о проделанных путешествиях.

Мой сосед, Александр Борисович, с которым мы очень сдружились и катер которого с названием «Садко», стоял рядом с моим,  после одного из лодочных сезонов, рассказал о походе на реку Пчевжу.  Он был очень доволен этим походом . Я до этого уже сделал несколько походов на реку Свирь. И появилась мысль — а почему бы не посмотреть  новые места.

Часть маршрута от Ленинграда на Свирь или на Волхов  общая — Нева — Ладожские каналы — город Новая Ладога, где  река Волхов впадает в Ладожское Озеро. Идущие на Свирь и далее, пересекают Волхов и далее до Свири продолжают идти Ладожскими каналами. Если надо пойти на Пчевжу и Новгород  необходимо далее идти по Волхову.

Как и все прошлые походы у меня был напарник, упомянутый выше Петр. Мы с ним настолько подошли друг другу, что за все годы наших походов, у нас не возникло ни одного противоречия. Когда я предложил ему опробовать новый маршрут, он без минутного колебания согласился. События происходили в начале 70-х.  Начало наших отпусков, было намечено на август.   

Итак в начале августа наша полностью экипированная и загруженная необходимыми запасами лодка, отошла от причала ЛКВМТ и начала очередной отпускной поход. Возврат был намечен на конец августа.  Лодка имела водоизмещающую конструкцию и скорость  хода была порядка 10-11 км/ час.  К  Новой Ладоге подошли на 3 день. Там же переночевали.

  Утром следующего дня отплыли уже по реке Волхов.  Подошли к шоссейному мосту Ленинград- Петрозаводск. В этом месте имеется заправочная станция, а значит здесь всегда скопление грузового автотранспорта. И лодочники об этом хорошо осведомлены, и пополняют свои топливные запасы. Не переминули заправится и мы.

Далее до Волховской ГЭС пришли довольно быстро. Здесь надо было щлюзовапься.  Но выполнять процесс шлюзования для одной туристской лодки и мы и работники шлюза посчитали нецелесообразным и нам предложили дождаться приход еще хотя бы одного судна

Задержка соответствовала и моим интересам. Я сам по профессии электроэнергетик, много дела имел с этой электростанцией по работе, но на самой электростанции бывать не приходилось. И я захотел побывать на этой станции, тем более у меня среди ее сотрудников было много знакомых. Я с ними созвонился и через несколько минут к проходной пришел начальник одной из служб и он повел нас знакомиться с  электростанцией.   Мне было очень интересно, а моему другу тем более.  Часа через три мы поблагодарили наших друзей за гостеприимство и пошли на свое судно. Работники шлюза пожалели нас и прошлюзовали  одних.

И я и мой друг видели ранее шлюзование и по телевизору, и в туристских путешествиях, но здесь мы уже как команда сами вошли в шлюз, сам принайтовались к плавучему  поплавку, простояли на вахте во время всего процесса заполнения шлюза и вышли на лодке в верхний бьеф. И мы от этой самостоятельности  испытали большое удовлетворение. Поблагодарили жестом руки персонал шлюза, за новые впечатления и за их приветливость.
 

И вот теперь мы шли по реке Волхов, и по настоящему с ней знакомились  Небыстрое течение, низкие берега заросшие невысокой растительностью. Судоходство малоинтенсивное. Недостаток проявился при попытке причалить к берегу.

Дело в том, что эта часть реки находится в верхнем бьефе Волховской ГЭС, где уровень воды  на несколько метров выше ее исторического уровня, то есть за 40 с лишним лет из грунта берегов не вымылись растворимые частицы.  Поэтому близко к берегу было не подойти. При необходимости приходилось в резиновых сапогах вылезать из лодки в  воду и по топкому грунту идти на сухой берег. Но мы надеялись, что по мере удаления от плотины электростанции  этот эффект топкости берега будет уменьшаться. Хотя следует упомянуть, что в те годы  иногда энергетики, не желая терять электоэнергию, которую можно получить от паводковых вод,  наращивали в период паводка плотину ГЭС на несколько метров, что приводило к затоплению  деревень достаточно удаленных от самой ГЭС, Были случаи, когда затопление достигало Старой Руссы.

Наше плавание по незнакомой нам местности продолжалось и вечеру мы стали думать о ночлеге. Когда начало смеркаться, мы нашли маленький заливчик, или устье впадающего ручья. Зашли в эту заводь, зачалились к берегу.   Не выходя на берег, поужинали и улеглись спать. На берегу росло крупное дерево, ветви которого свешивались до воды и некоторые ветви облегали лодку.

Наутро встали бодро, стали завтракать и вдруг обнаружили, что лодка наполнена муравьями, которые, очевидно, набежали с ветвей дерева склоненного  над лодкой.  Все наше дальнейшее плавание сопровождалось сбором и выбросом этих насекомых.

С утра  мы шли по спокойному Волхову далее. Мимо проплывали тихие берега с лесами и деревушками. Миновали крупный город Кириши.   Примерно после полудня вошли в устье реки Пчевжа - цели похода.

Нашли место для причала, приготовили обед. Солнце шло к закату.  Надо было решать свою дальнейшую судьбу. 

Оставаться здесь на Пчевже? Но мы привыкли к свирским просторам.  Мы там знали места, где ловится рыба. Мы знали в каком лесу собираются те или иные грибы. То же можно сказать о ягодниках. Здесь мы не знали ничего. На Свири не так много мест, где можно разбить лагерь — это устья речушек или заливчики. В этих местах находят себе постоянное стойбище несколько лодочников. Это удобно и для знакомства с окружающей местностью, и с возможностью оставления лодочного хозяйства под присмотром соседей, в случае оставления лагеря для лесных сборов, выезда на рыбалку или поездки в магазин.

Здесь все по другому. Мы на этом берегу одиноки. Плыть по Пчевже далее в поисках подходящего места  -нет уверенности, что мы его найдем, да и во всех случаях будем ограничены узкой (25-40 метров) рекой.  Приходим к выводу — нам здесь будет скучно. Надо идти дальше.  До сегодняшнего дня не уверен в правильности нашего решения. И сейчас, рассматривая спутниковую карту в ГУГЛе я вижу красивые леса, вдоль всей реки Пчевжи.  Переночевали в ее устье.. Утром собрали в лодку наши пожитки и отправились далее.

Возможности дальнейшего плавания мы себе представляли так: дойти до Новгорода, откуда можно исследовать бассейн озера Ильмень. И основная надежда была на впадающую в озеро реку Мста.

Ранее я на Мсте я бывал, в деревне Коньково,  Там купил деревенский дом мой двоюродный брат Александр. Там проводили лето его мать, моя тетка Елизавета  с внучкой Мариной. Но я добирался до деревни Коньково -  поездом Ленинград — Москва до станции Мстинский мост, затем нанимал лодочника и он вез меня до Коньково.  Теперь мы имели возможность придти в то же Коньково, но с другой стороны, от устья.  Мы не исключали возможность остаться де нибудь в другом месте, которое нам понравится. Итак решение принято — идем вперед, на Мсту!

Путь от устья Пчевжи до Новгорода прошел спокойно. В Новгороде мы нашли удобную стоянку на реке Волхов около Кремля. Там был поставлено на вечную стоянку судно с названием «Калинин» и около него организован клуб владельцев маломерных судов, по типу нашего ЛКВМТ. Поставили лодку на стоянку и пошли прогуляться по Новгороду, в основном осмотрели Кремль с памятником «Тысячелетие России». Выяснили у местных, как войти во Мсту.. Нам пояснили, что для этого существует Сиверский канал, длиной порядка 10 км, который соединяет Новгород с судоходной частью реки Мста.

Мы решили не оставаться на ночь в Новгороде,  Завели мотор и пошли в этот канал и через час были на Мсте, где нашли удобную бухточку и легли спать.

Утром, быстро позавтракав, отправились в путь. Через некоторое время мы вошли к широкий разлив воды и увидели деревню  Холынья, на описании которой немного остановимся.  Разлив реки был весь отмечен  торчащими из воды плавающими шестами. На всем северо-западе страны и даже по всей стране  славились холынские соленые огурцы. Жители этой деревни обладали секретом соления огурцов. Таких огурцов, с таким волшебным вкусом никому создать не удавалось. Они использовали только свои семена для посадки. Укладывали огурцы в бочки, наверное с только им известными специями и другими секретами. Осенью они эти бочки с огурцами опускали на дно реки и там эти огурцы зимовали. Каждая бочка отмечалась плавающим на поверхности воды шестом, которые мы и наблюдали. Осенью они эти бочки везли в Ленинград, Москву и другие крупные города на рынки и обратно везли мешки денег. Посмотрел в интернет и узнал, что в интернете Холынье уделено достаточно внимания, но отмечено, что сейчас этот промысел самоликвидировался — а жаль.

Мимо Холыньи прошли не останавливаясь.  Наша цель была найти красивое место, удаленное от деревень, где бы была возможность заниматься рыбной ловлей а также сбором грибов и ягод. Прошли мимо поселков Бронницы и Новосельцы.  При движении по Мсте мы впервые стали ощущать удары камней, усеивающими  дно русла реки. Если первый удар я отметил в дневнике, то на все остальные уже не реагировал. Невысокая  скорость нашего суда — порядка 10 км/ час к счастью позволяла избегать повреждения. По мере продвижения в верховья реки частота ударов увеличивалась.

В дальнейшем пришлось познакомиться с новым для нас  препятствием, как перекаты. (этому препятствию посвящена великолепная  песня Городницкого «Все перекаты, ла перекаты, послать бы их по адресу....») . Это место, где на реке вымывается каменная гряда, где  уменьшается глубина,  проявляются камни- одинцы и  повышается скорость течения.      

По ходу движения мы присматривались к берегам, выискивая возможность основания лагеря. Беседовали с местными жителями.  Как ни странно, но мы не встретили ни одного туриста, так что нужно было принимать собственное решение.   Сделали двухдневную остановку в районе Рышева и Бараниха. Взяли там хорошую щуку на спиннинг. Поставили перемет с наживкой в виде вьюна, который добывается большим трудом. Нужно перекопать кубометры придонного ила, что бы поймать 3-4 вьюна. Нам сказали, что на него хорошо берет голавль. Но в эти дни мы обошлись щукой. Решение обосноваться в этой точке не пришло. Пошли дальше.

       Мелкие деревни попадаются часто. Проходя мимо большинства, мы спрашивали у попадавшихся жителей наименование деревни.  Места для лагеря так  и не находим. Теперь уже напрашивается, непредусмотренный  ранее  вариант — дойти до посещаемой мной ранее деревни Коньково.  Там мне многое знакомо и река, и близлежащие леса. И, самое главное, там живут на даче мои родственники.  Проходим крупный населенный пункт  Усть Волма, Здесь устье впадающей во Мсту речушки Волма. От местных узнаем, что следующая деревня называется Воронья Гора. Вообще деревень по берегам Мсты, много, мы  обратили внимание на названия двух из них, находящихся на разных берегах, напротив друг друга — ПАРНИ и ДЕВКИ.

Вспоминаю, что в Вороньей Горе  имеется дача моего соседа по ЛКВМТ  Александра Васильевича.  Хотя за свои научные достижения он был обвешен всеми регалиями    от докторской степени, лауреата государственной премии и до звания  капитана первого ранга, в общении он был очень прост и приветлив. Мы об этих званиях узнали через много лет после нашего знакомства. 

Заходим  Воронью Гору. Все жители хорошо знали Александра Васильевича и указали место расположения его дома. Встреча была очень теплая. На месте оказались и его жена, и его дочь с мужем, который работал в Министерстве Иностранных Дел. Постоянное место службы — посольство в Ливане. У них в этот день была вытоплена баня и они предложили нам посетить ее. Мы с удовольствием воспользовались возможностью испытать удовольствие мытья в деревенской бане. К вечеру у них был подготовлен стол и нас ждал  прекрасный и интересный ужин.

Наутро, поблагодарив  хозяев за гостеприимство, мы продолжили свой путь.  Впереди   нас ждал довольно сложный, для неопытного лодочника Лопотинский перекат, преодолеть который удалось только с третьей попытки.  Потом был перекат, для преодоления которого нужно было идти касаясь бортом берега.  Через некоторое время я увидел знакомые  места — деревню Медведь, а затем и Коньково. Однако  в самом конце пути был Медведецкий перекат, в котором не было подземных препятствий, но очень сильное течение, соизмеримое со скоростью нашей лодки. Но преодолели и его. По выходе из этого переката,  мы причалили к открытому берегу, и это была конечная точка нашего похода. В ста метрах находился дом моих родственников.

Закрыв лодку и надежно зачалив ее мы отправились представиться моей любимой тетке Лизе, которая все лето проводила в этой местности с четырехлетней внучкой Мариночкой. Наше появление было для них полной неожиданностью, и радость была взаимная.

Здесь мы провели около десяти дней. Места были мне знакомые. Определяли цель похода — ягоды: черника, малина, брусника, голубика, или грибы — я уже точно знал куда идти. Занимались и рыбной ловлей.

Но все хорошее когда-нибудь кончается. Надо собираться в обратную дорогу.

Попрощавшись с гостеприимными хозяевами мы отплыли от Коньково вниз по реке. Движение по течению было более спокойным поскольку перекаты не представлялись препятствием, но увеличение скорости движения — скорость плюс скорость течения, требовало большей внимательности в обходе препятствий.  Одно из них привело тяжелому последствию.  Наш винт задел торчащий из дна камень и была отломана одна из лопастей нашего двухлопастного винта. Резервного нет. Сначала полная растерянность. Но что то делать надо. Завожу мотор, включаю сцепление — сильнейшая вибрация, но лодка движется с вполне приличной скоростью.  Терпим вибрацию но продолжаем движение.  До Новгорода порядка 40 километров — это 3-4 часа хода. 

В Новгороде идем к знакомой нам стоянке «У Калинина».  Ходим между лодочниками с вопросом нет ли у кого свободного винта. Двигатель подобный нашему с винтовой линией установлен на многих лодках. Находим  одного, готового продать нам лишний у него винт.
      
       Счастью нет предела. Пару часов возни и мы с новым винтом выходим в Волхов.  Вибрация много снижена, но есть. Придется терпеть ее до дома. Обратный путь проходим без приключений.  Снова шлюзуемся на Водховской ГЭС. По прибытии на родную базу ЛКВМТ, вытаскиваем лодку из воды, ставим на кильблоки и осматриваем ее. Обнаруживаем, что помимо поломки винта, прогнулся вал, что и было причиной вибрации после замены винта. При этом было выявлено много повреждений на всем дейдвудном устройстве в связи с длительной вибрацией. ( Дейдвуд это металлическая труба, через которую гребной вал проходит от двигателя наружу к гребному винту.) В течении зимы занимался конструированием более совершенной системы дейвуда и весной следующего года спустил судно в воду с обновленной системой гребного вала, которая успешно работала еще много лет.