Память сердца Kuruwinda гл. 8

Анна Магасумова
Шпинель и Агрикола

Шпинель с александритовым эффектом
в моей короне  -
главный символ власти
поэзии
с её лучистым светом
над озареньем,
нежностью и страстью.
(Ирина Фетисова)

  Почему шпинель носит такое удивительное  название?
  В настоящее время существует несколько версий. Одни считают,  что "шпинель" произошло от  французского "spinelle",  но его происхождение и обозначение неясно.
  Другие утверждают, что название дано по остроконечной форме кристаллов от латинского "spinellе" - шип. Шпинель встречается в виде красивых октаэдров или плоских треугольных пластинок, раздвоенных по углам.
  Но вероятнее всего название происходит от греческого "spinqhr" -  "искра". 
"Камень имеет великолепный красный цвет и превосходный блеск", - писал о шпинели немецкий  ученый первой трети  XV века,  один из основателей минералогии как науки,  Георг Бауэр.(1)
 В 1546 году термин "шпинель" Бауэр применил в своей работе "О природе минералов" для красных блестящих камней, которые до него называли карбункулами.
  Георг Бауэр - немецкий учитель, врач, учёный и писатель.  Один из образованнейших людей своего времени, доктор медицины и философии, крупнейший исследователь горного дела и металлургии, бургомистр города Хемница в Саксонии, современник Леонардо да Винчи и Микеланджело.
  По традиции эпохи Возрождения Бауэр  изменил своё имя и вошёл в историю под псевдонимом Георгиус Агрикола, которым он на латинском языке подписывал свои труды.(2)
   Агрикола (от лат. agricola - "земледелец")  - многозначное понятие.
   Гней Юлий Агрикола (40—93) - римский государственный деятель и полководец,
наместник Британии, тесть римского историка Тацита (сер.50-х - 120 гг.)
   Агрикола из Болоньи (ум. 304) -  пелагианский проповедник, мученик из Болоньи. Сын пелагианского епископа Севериана.
   Агрикола Авиньонский (около 630 - около 700) - епископ Авиньона.
   Агрикола, Александр (1445 или 1446 - 1506) - франко-фламандский композитор.
  На 50 лет раньше Георга Бауэра родился Рудольф Агрикола  - мыслитель, гуманист, живописец и музыкант XV века. (3)
  Ганс Бауэр, соотечественник и  одногодка Георга Бауэра, сторонник реформатора церкви Мартина Лютера,взявший себе имя Иоганн Агрикола  родился на месяц позже. (4)
"Мир - превосходная симфония; каждый из людей представляет как бы отдельную нотку"
(Мориц-Готлиб Сафир)
  После окончания  латинской  школы в Цвиккау  в 1514  году Георг Бауэр    поступает  в Лейпцигский университет, где изучает философию, филологию и теологию.
   В  1519 году Ганс Бауэр  сопровождает Мартина Лютера -  главного богослова протестантизма на лейпцигский диспут.
  В 1520 году была опубликована первая работа Георга Бауэра  "Книжка о первом и простом обучении грамматике". Но не филология станет его призванием. Здесь же, в Лейпцигском университете он решает заняться изучением медицины. Уровень преподавания был там недостаточно высок, поэтому для продолжения медицинского образования  в 1524 году Георг  отправился в Италию.
   В университетах Болоньи и Падуи он слушал лекции выдающихся профессоров, изучал в подлинниках труды Аристотеля, Архимеда, Плиния Старшего и других мыслителей античности, знакомился с трудами Авиценны и средневекового арабского учёного Джабира ибн Хайяна. (5)
 Уже тогда Георг Бауэр взял громкий псевдоним Агрикола, также как и Ганс Бауэр.
  Что общего между двумя Бауэрами?
Одногодки, родились в Германии, правда в разных частях Саксонии. Оба изучали теологию и оба взяли псевдоним  Агрикола. Один стал богословом, другой - учёным. Только богослов прожил на 10 лет дольше.
"Следует читать много, но не многое"
(Публий Корнелий Тацит)
   Георг Агрикола особенно заинтересованно читает книги Джабиру ибн Хайяна:  "Книга ядов и противоядий",  "Книга милосердия" и "Книга семидесяти".
  "Книга семидесяти" состояла из 70 глав. В  последних главах арабский учёный изложил сведения о металлах и минералах.
   В земле, согласно Джабиру, образование золота и других металлов происходит постепенно и медленно. Он утверждал:
 "Созревание" золота можно ускорить с помощью некоего "медикамента" или "эликсира", который приводит к изменению соотношения Ртути и Серы в металлах и к превращению последних в золото и серебро".
 Агрикола читает с увлечением. Он находится в своей стихии. Камни и минералы давно его привлекали.
   В "Книге семидесяти"  Джабир ибн Хайян описывал также различные химические операции (перегонку, возгонку, растворение, кристаллизацию и др.), некоторые химические препараты (купоросы, квасцы, щёлочи, нашатырь и др.), излагал способы получения уксусной кислоты, слабого раствора азотной кислоты, свинцовых белил.
  В Болонье  Георг,  Георгиус Агрикола получает диплом врача, переводит  и издаёт рукописный труд великого римского медика Клавдия Галена. (6) Одновременно читает  лекции по философии и медицине:
"Когда Галену было 16 лет, произошло нечто замечательное. Его отцу Никону,  преуспевающему архитектору и математику,  приснился сон, в котором к нему пришел бог медицины Асклепий и сказал, что его сыну уготована судьба стать великим врачом, исцеляющим болезни.
  Никон  подчинялся богам и направил все усилия на изучение сыном основ медицины. Всю оставшуюся жизнь Гален утверждал, что Асклепий приходил всякий раз, когда ему нужна была помощь.
 Гален верил только в одного Бога и поэтому  христианский и мусульманский мир был  восприимчив к его трудам".
  Георгиус  Агрикола проявляет талант незаурядного гуманиста-просветителя. Крупнейшие учебные заведения Италии наперебой приглашают его преподавать.
А он неожиданно возвращается на родину, в Саксонию, чтобы занять незавидную должность городского врача в Хемнице.
  Поступок Агриколы кажется странным, но только на первый взгляд. Он окончательно решил заняться исследованием полезных ископаемых, процессов их добычи и переработки.
  В  Хемнице Агрикола пробыл недолго. В 1527 году он переезжает в город Йоахимсталь (ныне город Яхимов в Чехии), где  женился на вдове чиновника Анне Мейнер, которая принесла в семью большую долю акций соседнего серебряного рудника.
  Йоахимсталь в то время был крупнейшим горнорудным центром Европы. Здесь добывали серебряные, медные, свинцовые и другие руды. 
    Агрикола живёт на скромное жалованье городского врача, посвящая любое свободное время вопросам минералогии. Он совершенствовал свои знания, изучая  литературу, посвященную минеральному царству природы и способам извлечения из земных недр различных металлов.
  Почётное место на рабочем столе занимают две книги: "Естественная история" Плиния Старшего и "Пиротехния" итальянского инженера и учёного Ванноччо Бирингуччо. (7)
"Нам отказано в долгой жизни; оставим труды, которые докажут, что мы жили!"
(Плиний Старший)
  А что же Иоганн Агрикола? В  1525 году он был отправлен во Франкфурт-на-Майне, чтобы  установить в городе чин протестантского богослужения. По возвращении оттуда  был учителем и приходским священником в городе Айслебене, расположенном в восточной части гор Гарц земли Саксония-Анхальт.
  Город этот славен тем, что в нём родился и провёл последние месяцы жизни Мартин Лютер.
   В 1527  году начались антиномистские* разногласия Иоганна Агриколы с Лютером.
* Антиномистская распря - чрезмерное пренебрежение законами Ветхого Завета, проявлявшееся в мнении, что  человек не нуждается ни в каком внешнем законе, так как все его поступки хороши.
По мнению  Агриколы  к сознанию греха и к покаянию человек доходит только с помощью Евангелия, отчасти потому, что истинное покаяние является в человеке только тогда, когда мы знаем, что любимы Богом. П
  Сподвижник Лютера Меланхтон (8)  в своём воззвании к пасторам 1527 года  учил, чтобы они не проповедовали об отпущении грехов, не сказав прежде о покаянии, и предписывал им частое объяснение своим прихожанам десяти заповедей Божьих, Агрикола видел в этом возвращение к католицизму и стоял  на своём.
"Бог - не причина греха, и Он не желает греха. Воля дьявола и человека - вот причина греха"
(Меланхтон)
   А Агрикола Георгиус  продолжает свои исследования. Шестилетнее пребывание  в Иоахимстале, откуда он часто совершал поездки по Германии, оказалось исключительно плодотворным.
  Разработан свод способов добычи минералов и горных пород, а также их переработки в важные материалы. Способ добычи в настоящее время устарел.
В 1530 году  Георг под именем Георгиуса Агриколы   публикует книгу "Берманус, или о горном деле и металлургии".
Книга стала для него своеобразной "пробой пера", подготовкой к главному сочинению -  "12 книг о металлах" (лат. "De re metallica, libri XII"), которому Агрикола посвятил 20 лет.
  Этот научный труд  вплоть до XVIII века служил основным практическим руководством во всех странах, где развивалась горная промышленность. 
  Взгляды Агриколы на природные процессы стали предвестниками только зарождавшихся геологических теорий. Многие из его идей зазвучат только через 200 лет в спорах  среди учёных - основоположников науки геологии
   Объёмистая книга, содержавшая свыше 550 страниц, состояла из 12 глав (Агрикола называл главы "книгами").
Это была по сути уникальная горно-химическая энциклопедия.
  Содержание книги публикует  сам автор в предисловии:
"Первая глава содержит всё то, что могут говорить против горного дела, против рудников и рудокопов, и всё то, что ими может быть сказано в ответ.
  Вторая даёт наставление рудокопам и переходит к тому, что им надлежит делать для нахождения руд.
  Третья рассказывает о рудных жилах, прожилках и их соединениях.
  Четвёртая изъясняет способ обмера рудных жил, а также рассматривает горные обязанности.
 Пятая учит разработке жил и маркшейдерскому делу.*
* маркшейдерское дело   - отрасль горной науки и техники, предметом которой является изучение на основе натурных измерений и последующих геометрических построений структуры месторождения, формы и размеров тел.
  Шестая описывает горные инструменты и машины.
    Седьмая говорит об опробовании руд.
    Восьмая наставляет искусству обжигания, размельчения, промывки и сушки руд.
    Девятая излагает способ выплавки руд.
    Десятая обучает посвящающих себя горному делу отделять серебро от золота, а также свинец от серебра.
    Одиннадцатая передаёт способ отделения серебра от меди.
    Двенадцатая даёт наставления для добычи соли, натра, квасцов, медного купороса, серы, горной смолы, получения стекла".
Этот фундаментальный труд, по сути, является первой энциклопедией горного дела.
  Стиль изложения материала понятный  современнику - чёткий, лаконичный, предельно ясный. Таким образом сказалось юношеское увлечение филологией и грамматикой. Повествование было контрастом с запутанным слогом многочисленных алхимических трактатов тех времён.
  Оценивая их содержание, Агрикола был беспощаден, критиковал остро:
"Все они темны, так как сии писатели называют вещи чужими, не собственными именами, и притом одни пользуются для их обозначения одними, ими же придуманными названиями, другие - другими, между тем как сами-то вещи являются одними и теми же".
 Заботили Агриколу и вопросы экологии, он говорил о загрязнении рек и полей отходами добычи и производства.
   В 1533 году Георгиус Агрикола снова оказался в Хемнице. Здесь им написано ещё около десятка крупных работ. Описывая происхождение веществ в недрах земли и природу вещей, возникающих из недр земли, создаёт науку о Земле.
 "Если б не было металлов, - утверждает Георгиус Агрикола, - люди бы влачили самую омерзительную и жалкую жизнь. Среди диких зверей".
   А что же Иоганн Агрикола? Ссора с Лютером  побудила его в 1536 году переселиться в Берлин, где бранденбургский курфюрст Иоахим II назначил его придворным проповедником. Одновременно он   занимает  профессорскую кафедру в Виттенбергском университете.
  Однако в 1540 году Мартин Лютер принудил Агриколу отказаться от своего мнения. Формула согласия (Konkordienformel) уточнила различие между Законом и Евангелием, и  "добрыми делами", к которым они побуждают.
Правило 43. О различии заповедей Закона и Евангелия
Глава 1. Как Закон запрещает худые поступки, так Евангелие запрещает самые сокровенные страстные движения в душе.
Глава 2. Как Закон в каждом добром деле требует совершенства от части, так евангелие требует всецелого совершенства.
Глава 3. Невозможно удостоиться Небесного Царства тем, которые не показали в себе, что евангельская правда больше правды подзаконной.(9)
  Иоганну Агриколе  приписывают текст знаменитого протестантского хорала "Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ", мелодию которого обрабатывали многие композиторы XVII - XVIII веков, включая И. С. Баха.
"Музыка Баха & это музыка пути к Богу"
(И.Гёте)
  Для своего времени Георг, Георгиус Агрикола был самым образованным человеком Саксонии, и благодаря этому обстоятельству он находил различные сферы применения своим способностям.
  В конце 40-х - начале 50-х гг. XVI века его неоднократно избирали членом городской управы Хемница, а дважды он даже становился бургомистром города. Саксонский герцог Мориц использовал разносторонние таланты учёного: Агрикола был историографом -  официальным придворным историком  выполнял различные дипломатические поручения, состоял в Генеральном штабе и принимал активное участие в политической жизни страны.
  Всё это сильно отвлекало Георга Агриколу от основных занятий. Тем не менее в 1550 году ему удалось поставить последнюю точку в своём бессмертном сочинении.
  Однако прошло шесть долгих лет, прежде чем оно увидело свет. К тому времени  ГеоргаАгриколы уже не было в живых.
 Граждане города Хемница невзлюбили сиятельного саксонского герцога Морица. Эта вражда обострялась ещё из-за того, что последний был ревностным католиком, тогда как большинство горожан исповедовало протестантство. Состоявший на службе у герцога Агрикола, также бывший ранее последователем Лютера, во второй половине своей жизни принял католичество.
   Ненависть к Морицу распространилась и на Агриколу. Дело кончилось тем, что в 1553 году его лишили всех занимаемых должностей, а герцог даже не счёл нужным поддержать своего подданного в трудную минуту. Впав в нищету и подвергаясь преследованиям, Агрикола остался верен своим религиозным убеждениям. 21 ноября 1555 года во время яростного спора с протестантами Агрикола скоропостижно скончался.
  Останки не сразу были преданы земле. Городская протестантская церковь отказала католику в этом печальном обряде. Прошло несколько месяцев, прежде чем друг Агриколы, католический епископ, тайно вывез гроб с телом в город Цайц и захоронил в одной из церквей.
  Главный труд Георгиуса Агриколы был издан через год после смерти в швейцарском городе Базеле, откуда и началась его слава. Научный труд Агриколы "12 книг о металлах" трижды переиздавалась на латинском языке, один раз -  на итальянском, три раза – на немецком.
  В XX столетии   "12 книг о металлах" как уникальный памятник истории науки и техники был издан на английском, немецком и чешском языках. В русском переводе книга увидела свет лишь в 1962 году.
 ***
  Георгиус Агрикола считал, что только высокообразованный человек может добиться успехов в горном деле.
"Земля таит металлы в своих недрах, разумеется, не потому, что она не желала бы допустить добычи их людьми, но потому, что заботливая и плодотворная природа, предоставив каждой вещи свое место, порождает металлы в жилах, расселинах и в стыках скал равно как и в собственных вместилищах и пристанищах материи"
(Георгиус Агрикола)

  Открыл и описал шпинель,
  Другие минералы.
  Филолог, врач. Не менестрель,
  Не гнался он за славой.
  Он верен был своей мечте,
  Горам, работе, делу...
  Разносторонним должен быть
  Учёный. Самым смелым!
  (стихи автора)

  В знак признания заслуг этого неординарного ученого именем Агриколы названы горы на Луне. В 1994 году в рамках торжеств UNESCO Георгий Агрикола был включен в число выдающихся деятелей, а его портрет был изображен на чешской марке. Агрикола также изображен на восточногерманской марке, выпущенной в 1955 году по случаю 400-й годовщины его смерти.
***
  Если Георгиус Агрикола впервые дал название красным камням, которые ранее считались карбункулами, то в 1783 году французский минералог Ж.Б. Роме де Лиль (10)   официально определил шпинель (spinella) как самостоятельный минеральный вид, отличив его от рубина.


(1) Георгий Агрикола, настоящее имя - Георг Павер или Бауэр (от нем. Bauer - "крестьянин") (24.03. 1494 -  21.11. 1555) -  немецкий учёный, считающийся одним из отцов минералогии.
Будучи учёным эпохи Возрождения, он также добился выдающихся достижений в области образования, медицины, метрологии, философии и истории.
(2) читайте: Агрикола Георг lomonosov-fund.ru
(3) Рудольф Агрикола собственно Рулоф Гюисман,  по своему родному городу называемый также Фризиусом (28.08.1443 - 28.10.1485) - нидерландско-немецко-итальянский мыслитель, гуманист, один из влиятельнейших двигателей гуманистских учений.
(4)  Ганс Бауэр, Иоганн Агрикола (20.04.1494 -  22.09.1566) - немецкий богослов и литератор. Соратник Мартина  Лютера (1483-1546), Агрикола вошёл в историю как один из самых активных проводников протестантизма своего времени.
(5) Абу Абдаллах Джабир ибн Хайян аль-Азди ас-Суфи (ок. 721 - ок. 815) - арабский алхимик, врач, фармацевт, математик и астроном. Родился в семье аптекаря Хайана аль-Азди. В средневековой Европе был известен под латинизированным именем Гебер.
(6) Клавдий Гален (130 - 200 гг.)  -  грек по происхождению,  величайший врач Римской империи. Именно  его медицинская доктрина главенствовала над западным и арабским миром в течение почти 1500 лет.
(7) Ванноччо  Бирингуччо (20.10.1480 - 30.04.1539) - итальянский алхимик,  металлург и архитектор.Некоторое время был директором монетного двора в городе Сиена, но в 1515 году за изменение состава монетного сплава был изгнан из города.
(8) Филипп Меланхтон (16.02.1497 - 19.04. 1560) - немецкий гуманист, педагог, евангелический реформатор и  систематизатор лютеранской теологии. Свою настоящую фамилию Шварцерд, буквально, "черная земля", он перевел на греческий язык. После смерти Лютера (1546 год) Меланхтон действительно встал во главе лютеранства.
(9) читайте: Азбука веры Святитель Василий Великий
"Нравственные правила"
(10) Жан Батист Луи Роме-де-Лиль (1736 - 1790) - французский минералог и метролог. Один из основателей кристаллографии. Как самостоятельная дисциплина кристаллография была изложена им в 1772 году в сочинении "Опыт кристаллографи"». Позднее Роме-де-Лиль, переработав и расширив это сочинение, опубликовал его в 1783 году под названием "Кристаллография, или описание форм, присущих всем телам минерального царства".