Краткое введение

Борис Докторов
Биографический жанр – очень давний, весьма многоликий и синтетический. Безусловно, биография – это жанр литературы, расположенный на бесконечном континууме от художественного до документального, и в каждом жизнеописании в разных пропорциях соединено и то, и другое. В биографии присутствуют главный герой, его время и его окружение и непременно автор повествования. Рассказ о человеке, о личности не может быть объективным, даже если он базируется на надежной фактологической основе.


Во-первых автор волен в отборе фактуры и во-вторых, он всегда стремится к своей интерпретации фактов. Если он серьезно относится к своей работе, он будет пристрастен к своему герою, он конечно же будет учитывать все что о нем писали его современники и те, кто описывал жизненный путь его героя до него, но самое главное его новая трактовка должна отражать дух и императивы нового времени. И все это означает, что биография будет авторской.  Вспомним, ведь есть «Мой Пушкин» Марины Цветаевой, есть «смуглый отрок» Ахматовой, есть Пушкин Андроникова, Вересаева, Гершензона, Лотмана, Модзалевского, Цявловского, Эйдельмана… и это воспринимается нормально.


В заголовке нового раздела есть слово «кабинет», в прежние времена это слово часто имело смысл: «лаборатория», «институт». Но здесь не будет рассуждений о том, как писать биографии, не будет рекомендаций типа «лучше», «хуже», я сам рад был бы услышать подобные советы. Пока лишь приведу ряд написанных мною биографий, при этом вся «камеральная работа» будет внутри, лишь иногда прорываясь наружу. Но она очень важна, ибо повышает обоснованность авторской позиции.


Среди героев моих биографических текстов доминируют современные российские социологи, так как уже многие годы в этой нише сосредоточена моя профессиональная деятельность. Однако в этом разделе эта работа не будет представлена. Чтобы глубже проникнуть в природу биографических текстов я постарался выйти из круга знакомых мне людей и известной мне коммуникационной среды.
Так в моих биографических рассказах поселились россияне, добившиеся значимых результатов в других видах творчества, а также американские классики изучения общественного мнения и рекламы.