Сажновский казак

Виктор Каменев
С.М. Каменев слева, фото 30-х годов, перед войной, Белгород
Рассказ

Мой дед по отцовской линии Степан Макарыч Каменев был нрава необузданного, своего рода пассионарий. Мне было года четыре-пять, но помню его хорошо, а вот знаю о нём мало. Помню, как он шумно вваливался, широко распахивая дверь, в дом: высокий, всегда весёлый, всегда с каким-нибудь подарком «от зайчика» мне, своему внуку.

Работал он в Белгороде на железнодорожной станции, в годы войны был машинистом на паровозе, и вообще человек был мастеровой. По семейным преданиям, после освобождения Белгорода Степан Макарыч из разбитых машин собрал первый в городе грузовой автомобиль. Сам построил большой свой дом на три окна на улице Народной, через забор был рынок. Сегодня рынок и на месте дома с усадьбой Степана Макарыча.

Его жена Евгения, моя баба Женя, была набожной, в советские богоненавистнические времена часто ходила в церковь на городском кладбище. Меня тайно крестила, и лечила от детских хворей у церковных знахарок. А дома гнала самогон для Степана, чтобы в магазин, а потом по друзьям не ходил. Он, бывало, уходил в загулы, и мог неделями не появляться дома. Умер Степан Макарыч, как говорили в семье, от водки, которую пил в больших количествах — сердце не выдержало. Были Степан с Евгенией родом из села Сажного, что на Сажном Донце.

Занимаясь белгородской историей, я недавно прочитал в одной исторической статье, что в самом начале XVII века в только что поставленный Белъ Город из рязанских Ливен, что сегодня в Липецкой области, прибыла сотня детей боярских с семьями, и получила поместья в основанном ими же Сажном стане на Сажном (Чёрном) Донце. Сотня русских полковых казаков.

В статье приводился поимённый список этих «детей боярских», сохранившийся в архивах, в их числе я нашёл среди ливенских вожей, получивших землю под поместья в Сажном в 1599 году, Курбата Каменева. В 1616 году среди владельцев поместий детей боярских в селе Сажном упоминается Сергей Никонов сын Каменев. И я понял, откуда брал начало необузданный характер Степана Макарыча Каменева.

Виктор Каменев

03.07.2021